Тесты Формулы 1: вопросы без ответов
Наконец-то в команде Mercedes приоткрыли завесу своего истинного потенциала накануне нового сезона. Таким образом, лишь один коллектив Ф1 по-прежнему остается темной лошадкой. Мэтт Бир попытался разобраться, на что могут рассчитывать в предстоящем сезоне в команде Williams...
На протяжении семи с половиной первых дней предсезонных тестов прошлогодние чемпионы мира делали все, чтобы соперники не могли определить их истинный темп.
Тогда как другие команды периодически работали на мягких и сверхмягких шинах, пилоты Mercedes наматывали круг за кругом на составах Medium и Hard, показывая при этом потрясающие времена.
Уверенность "Серебряных стрел" проявлялась еще и в том, что они позволяли себе отрабатывать пит-стопы в то время, когда соперники из кожи вон лезли, чтобы застолбить место на вершине протокола. И им не помешали ни простуда Льюиса Хэмилтона, ни воспаленный нерв на шее и разворот на трассе на холодных шинах Нико Росберга.
За 45 минут до окончания заключительного дня тестов в Барселоне мы все же услышали вразумительный ответ на вопрос о том, каков же истинный потенциал прошлогодних чемпионов. Нико проехал два коротких отрезка на составе Medium, уступив Ромену Грожану на сверхмягких шинах всего две десятые секунды.
А если учитывать, что в Pirelli оценивают разницу в скорости между составами Medium и Supersoft в полторы-две секунды на круге, то соперникам Mercedes можно складывать оружие уже сегодня.
При этом нельзя сказать, что Lotus поднялась на вершину протокола незаслуженно, поскольку все факты указывают на то, что команда из Энстоуна в этом году может претендовать на многое. Похоже, E23, приводимая в движение мотором Mercedes, действительно очень быстра. Но с W06 сравниться пока не может никто.
По крайней мере, мы смогли получить ответ на интересовавший нас вопрос. Теперь мы точно знаем, что прошлогодние чемпионы ничуть не утратили своей силы, что несколько команд сделали приличный шаг вперед (Ferrari, Lotus, Sauber и, возможно, Toro Rosso), что кто-то не оправдал всех своих надежд на межсезонье (Red Bull), а кто-то и вовсе может рассчитывать на успех лишь в едва обозримом будущем (называть стоит?)
Остается, по сути, лишь один вопрос - а на что в новом году будет способна команда, в минувшем сезоне достойно соперничавшая по скорости с Mercedes? О чем говорит отсутствие пилотов Williams в верхней части протоколов предсезонных тестов? О том, что в команде скрывают свой истинный потенциал, или о неспособности развить прошлогодний успех?
Но сначала ответьте на вопрос, что можно сказать об уверенности в своих силах команды, которая посвящает целый день отработке процедуры пит-стопов? А именно этим в коллективе из Гроува занимались в субботу. Конечно, отчасти такой план был составлен в связи с переменчивой погодой, но в других командах тут же сменили вектор подготовки, как только стал накрапывать дождик.
Но только не Williams. Фелипе Масса и Валттери Боттас в общей сложности порядка 40 раз провели пит-стопы, и лишь финн чуть-чуть поработал на трассе.
В воскресенье команда предприняла попытку проехать несколько быстрых кругов, но в основном в их план входила отработка длинных отрезков. При этом первые тесты в Хересе полностью были посвящены надежности.
Пакет обновлений, который главный инженер команды по работе на тестах Род Нельсон охарактеризовал как "знаковый", остался на складе до заключительных испытаний.
В общем, команда не собирается показывать соперникам свои карты - более того, есть ощущение, что они спрятали их во внутреннем кармане куртки. А все вопросы относительно потенциала команды встречаются лишь невинными улыбками и ответами вопросом на вопрос.
И хотя Боттас проронил слова о том, что предстоящее обновление должно изменить поведение машины, он тут же поспешил поправиться и сказал, что речь идет о незначительных улучшениях баланса шасси, а не о кардинальных корректировках.
«Мы понимаем, что с нашей нынешней машиной нет никаких проблем, которые невозможно было бы устранить при помощи настроек», - сказал Валттери.
Привыкнув к роли одной из ведущих команд в прошлом сезоне, в коллективе начали чаще говорить о том, что их основные проблемы лежат в плоскости процедурных вещей - таких, как, например, проведение пит-стопов.
В нынешнем межсезонье команде не нужно было полностью пересматривать концепцию машины. К тому же, в Williams были уверены, что Mercedes не ошибется с новым двигателем. Команде предстояло лишь научиться (у Red Bull?) не упускать свои шансы в гонках. Проблем с конкурентоспособностью в минувшем сезоне у Williams не было. Ее сложности заключались в неумении извлечь из ситуации максимум возможного.
В результате на тестах в коллективе решили всерьез отработать именно процедурные моменты - проведение пит-стопов, замену руля, заезд пилотов в боксы в обратном намеченному порядке. При этом основное внимание в коллективе уделили нюансам и деталям.
«В прошлом году мы многому научились, - продолжил финн. - Когда вы боретесь в верхушке пелотона, любая - даже самая мелкая - ошибка или неточность может стоить вам победы. В 2013-м все наши ошибки были не столь заметны и не оказывали столь серьезного влияния на конечный результат.
Полагаю, если мы сможем начать сезон так же, как закончили предыдущий, у нас будут шансы на победы в гонках. Сейчас мы готовы по максимуму использовать свой потенциал».
В команде уже продемонстрировали, что с шинами их новое шасси взаимодействует просто превосходно. Многочисленные красные флаги не позволяют сделать полного сравнения, но если сопоставить длинные отрезки Боттаса и Ромена Грожана на составе Soft, можно отметить, что темп финна начал падать спустя 14 кругов, тогда как француз вынужден был сбавить обороты, проехав сквозь финишный створ лишь семь раз. На жестких шинах Валттери также смотрелся очень уверенно - он спокойно преодолел 27 кругов по трассе, традиционно недурно питающейся резиной.
В минувшем сезоне главные проблемы команды состояли не в эффективности работы шасси или мотора, а в неготовности к психологическому противостоянию своим соперникам - но это приходит с опытом.
На вопрос о том, будет ли он сторониться ограждений в Мельбурне в этот раз, Боттас пошутил, что постарается ехать в одном сантиметре от стен, отметив при этом, что прошлогодняя ошибка не была следствием отсутствия осторожности - подвели нервы. В этот раз финн постарается не допустить подобной оплошности.
«Если в Мельбурне у нас будет конкурентоспособная машина, я выжму из нее все соки», - подытожил Боттас.
При этом нельзя сказать, что в нынешнем межсезонье спокойствие команды Williams граничит с излишней самоуверенностью. Они не говорят о том, что вдруг возьмут и обгонят Mercedes - все их заявления сводятся к тому, что они постараются не упустить своих шансов. А для этого совсем необязательно наматывать в Барселоне круги на сверхмягких шинах за минуту и 24 секунды.
И хотя сейчас в паддоке Ф1 очень модно говорить о том, что команда фокусируется лишь на собственной работе и не следит за соперниками, Нельсон спокойно признал, что в коллективе внимательно наблюдают за работой других. Более того, когда Даниил Квят припарковал свою машину на пит-лейне, один из механиков Williams тут же подбежал к его машине и начал фотографировать конструкцию диффузора.
«На трассе всегда необходимо оценивать свои силы в сравнении с соперниками, - продолжил Род, - ведь только так можно понять, на какой риск ты можешь пойти.
Мы всегда следим за нашими соперниками - смотрим, чем они занимаются, пытаемся предугадать топливную загрузку их машин и сверяем план их работы с тем, чем команда занималась год назад.
Думаю, ни для кого не секрет, что Mercedes снова будет впереди всех.
Ну а мы… Нет, мы не удовлетворены, это неправильное слово… Мы просто знаем свое место, понимаем, в чем заключаются наши проблемы, и полны решимости их исправить.
Да, в скорости мы будем уступать заводской команде Mercedes, но я надеюсь, что при этом будем опережать Red Bull».
Что ж, расположиться между двумя командами, поделившими между собой последние пять чемпионских титулов (а если учитывать предшественника Mercedes - команду Brawn GP, то шесть) - цель весьма амбициозная. И подход к работе команды Williams на этих предсезонных тестах говорит о том, что закрепиться в этой компании им вполне по силам.