Сотрясение, потрясшее мир Формулы 1
Некоторым кажется, что сотрясение мозга - это какая-то рядовая ситуация, на которую не стоит обращать внимания. Эд Стро объясняет, почему Фернандо Алонсо так серьезно отнесся к полученной травме
В свете появления различных теорий заговора вокруг аварии Фернандо Алонсо, произошедшей на заключительных тестах в Барселоне, ясно одно - слишком многие относятся к понятию "сотрясение мозга" излишне прохладно.
Сколько раз мы в последнее время читали в прессе, что у испанца, мол, всего лишь сотрясение мозга - как будто это какой-то подзатыльник, на который можно не обращать никакого внимания.
В медицинских же кругах отношение к такой симптоматике совершенно иное - и именно поэтому Алонсо пропустит дебютный этап сезона в Австралии. Но среди "диванных знатоков" полно тех, кто всегда лучше специалистов разбирается во всех без исключения вопросах, и они-то как раз считают, что о такой мелочи, как сотрясение мозга, даже не стоит беспокоиться.
Я не медицинский работник, так что не возьмусь описывать в деталях опасность последствий сотрясения мозга, но уверяю, что даже незначительный удар может обернуться для гонщика серьезными неприятностями. Если интересуют подробности от более сведущих людей, можете почитать высказывания специалистов, включая бывшего медицинского делегата FIA Гэри Хартстейна.
Но лежа на диване рассуждать о состоянии здоровья пилотов очень легко и просто. К счастью, функционеры видов спорта, сопряженных с опасностью получения участниками соревнований серьезных травм, воспринимают это несколько иначе.
Автоспорт входит в высшую группу риска, и за последние годы бесчисленное множество медиков приложили свои усилия, чтобы хоть как-то минимизировать опасность получения серьезных травм пилотами.
И многие гонщики вынуждены были идти на кардинальные меры, чтобы не допустить рецидива, опасного для жизни. Так, например, полтора года назад по настоятельной рекомендации врачей свою карьеру завершил Дарио Франкитти.
В Американской футбольной лиге NFL также не понаслышке знают о последствиях травм спортсменов.
В прошлом году руководство чемпионата опубликовало результаты сенсационного исследования, согласно которому каждый третий футболист, заканчивающий карьеру в NFL, будет в той или иной степени страдать от последствий черепно-мозговых травм.
Одно лишь это демонстрирует, насколько серьезная это проблема. И первостепенной задачей обслуживающего персонала является уберечь гонщиков от возможных рецидивов.
Кто-то и в наше время говорит о том, что гонщики должны постоянно рисковать жизнью, несмотря ни на что, но все эти разговоры должны остаться в 20-м веке. Их не интересует судьба и здоровье пилотов, им подавай гладиаторские бои насмерть - это ведь такая развлекуха!
Можно найти примеры и в Европе - например, в настоящем футболе (простите, американцы). В начале нынешнего сезона Английской Премьер-лиги была внесена поправка в регламент, согласно которой медицинский персонал должен осмотреть футболиста, получившего удар по голове, прежде, чем он сможет вернуться на поле.
К тому же, в случае даже кратковременной потери сознания игроком, ему не разрешается продолжать матч. В сезоне 2013/14 команда "Тоттенхэм Хотспур" была подвергнута резкой критике за то, что позволила своему вратарю Уго Льорису остаться на поле после потери сознания.
В последние три-четыре десятилетия в автоспорте уделяют вопросам безопасности гонщиков массу внимания. И огромную лепту внес профессор Сид Уоткинс - именно после его прихода и принятия определенных мер эпизоды, подобные тому, что произошел с Жюлем Бьянки на Гран При Японии, стали в Формуле 1 огромной редкостью.
Основные подозрения болельщиков вызвали сообщения от команды о том, что Фернандо абсолютно здоров, но при этом пропустит дебютный этап сезона.
Любое недомогание люди привыкли связывать с необходимостью какого-то лечения - мол, заболел, прими пилюлю и вылечишься. Любые же попытки воздержаться от сиюминутного возвращения к прежнему занятию воспринимаются как попытка скрыть истинную причину произошедшего.
Я, так же, как и вы, не в курсе истории болезни Фернандо - она строго засекречена, что очень правильно. Но в прошлом у него уже бывали серьезные аварии - вспомните, как на Гран При Бразилии 2003 года он наехал на обломки Jaguar Марка Уэббера и влетел в отбойник.
Без сомнения, были и другие инциденты. На примере Франкитти мы видели, что незначительные сотрясения мозга и травмы головы могут накладываться одни на другие и приводить к серьезным последствиям.
К тому же, что потеряет команда McLaren, если Алонсо пропустит гонку в Австралии?
На тестах в Барселоне темп MP4-30 уступал лидерам порядка 2,5 секунд, и надежность машины в целом не впечатляла. Так что вполне вероятно, что испанцу не удалось бы показать ничего стоящего в квалификации, а в гонке было бы непросто даже добраться до финиша.
Я не говорю, что решение команды было бы иным, если бы с их машиной все было в порядке, поскольку медики обычно руководствуются лишь здравым смыслом, а не спортивными результатами. Просто стоит лишний раз упомянуть, что это выигрышная ситуация как для пилота, так и для команды.
Неприятно то, что ищущие каких-то заговоров просто не желают понять, в какой ситуации оказался Алонсо.
Поставьте себя на его место. Если бы врачи сказали вам, что повторная авария в ближайшее время может привести к рецидиву, который серьезно отразится на вашем состоянии здоровья, что бы вы сделали?
Просто прыгнули бы в машину, надеясь, что пронесет, и поехали бы в миллиметрах от ограждений на скорости за 250 км/ч? Или все же решили бы пропустить одну гонку?
Как показал случай с Михаэлем Шумахером на горнолыжном курорте, даже относительно небольшие инциденты могут приводить к серьезным последствиям.
Кроме того, могу отметить из личного опыта, что столкновение с бетонной стеной даже на небольшой по меркам Ф1 скорости может быть очень болезненным - девять лет назад в Сильверстоуне я испытал это на себе.
Да, в ситуации с Алонсо нам, вероятно, говорят не все. Заинтересованность этим инцидентом со стороны FIA лишний раз демонстрирует, что там есть в чем разобраться, но, скорее всего, характеристики удара - сила, угол ее приложения и динамика - дали руководству федерации повод задуматься о еще большем увеличении безопасности современных машин Ф1.
В конце концов, именно тщательный разбор инцидентов специалистами в прошлом позволил избежать их повторения в настоящем и будущем и, возможно, сохранил жизнь не одному пилоту.
Так давайте же уважать мнение экспертов и профессионалов, а не судить о происходящем с позиции "диванных знатоков".