Важны ли очки в дебютной гонке Ф1?
Фелипе Насру и Карлосу Сайнсу удалось заработать свои первые очки в дебютной гонке в Больших Призах. Эд Стро задался вопросом, стоит ли из этого делать какие-то выводы...
Попадание в призовой список в гонках - важнейшая задача для любого пилота Ф1. Важнее только попадание в сам чемпионат.
За всю историю существования Больших Призов старт на этапах приняли 653 гонщика (за исключением тех, кто в 50-60-х годах участвовали в зачетных гонках в Индианаполисе), при этом очки набирали лишь 294 из них, и лишь 61 - в своей дебютной гонке в Ф1.
В дебютный уик-энд в Австралии этот список 10-процентников пополнили Фелипе с Карлосом.

Были времена, когда этот элитный клуб пополнялся довольно редко. За последние два десятилетия прошлого века чести заработать очки в своей первой гонке в Ф1 удостоились лишь шесть пилотов - Жан Алези, Ален Прост, Джонни Херберт, Жак Вильнёв, Эдди Ирвайн и Педро де ла Роса.
Впечатляющая группа, не правда ли? Два чемпиона мира и 70 побед в гонках на шестерых. При этом у всех была очень долгая и успешная карьера в Ф1 - за исключением, разве что, испанца.
А за последние 14 лет уже 13 дебютантов заработали очки в своей первой гонке.
И причины такого роста успешности новичков вполне очевидны. В частности, за последнее десятилетие надежность техники в Ф1 существенно выросла.
Это привело к расширению призовой зоны до десяти пилотов, а вкупе с тем, что в первой гонке сезона у некоторых команд все же возникают немалые проблемы с надежностью, зачастую дебютантам зачетные баллы достаются без особого труда.

В 2008 году, к примеру, Себастьен Бурдэ был классифицирован на седьмом месте в Австралии, хотя даже не пересек финишную черту.
Признаться, и в дебютной гонке нынешнего сезона набрать очки было не так сложно. Если индекс управляемой вами техники не содержит сочетание символов M, P, 4, 3 и 0, и при этом вы способны доехать до финиша гонки, пожалуйте в призовую зону.
Так что можно сказать, что Насру и Сайнсу достаточно было просто увидеть клетчатый флаг, ничего более.
В какой-то мере это так, но стоит отметить, что бразилец продемонстрировал блестящие способности на пути к пятому месту в гонке и на протяжении длительного времени сдерживал позади более быстрого Даниэля Риккардо. Более чем убедительное выступление!
Что касается Сайнса, то свой первый круг в дебютном Гран При он завершил на пятой позиции, однако затем возникли проблемы - сначала во время рестарта двигатель работал не в том режиме (за что в команде взяли ответственность на себя), а затем механики полминуты провозились с колесом на пит-стопе.
В результате испанец опередил в гонке лишь Дженсона Баттона и Серхио Переса, но при таком обилии проблем приехать к финишу, да еще и в очковой зоне - само по себе огромное достижение.
Так что эти два парня по праву заслужили свое место в почетном списке, который представлен ниже.
Пилоты, зарабатывавшие очки в своей дебютной гонке в чемпионате мира:
| Пилот | Место | Год | Гран При |
|---|---|---|---|
| Жан Алези | 4 | 1989 | Гран При Франции |
| Питер Арунделл | 3 | 1964 | Гран При Монако |
| Альберто Аскари | 2 | 1950 | Гран При Монако |
| Джанкарло Багетти | 1 | 1961 | Гран При Франции |
| Жан Бера | 3 | 1952 | Гран При Швейцарии |
| Люсьен Бьянки | 6 | 1960 | Гран При Бельгии |
| Феличе Бонетто | 5 | 1950 | Гран При Швейцарии |
| Себастьен Бурде | 7 | 2008 | Гран При Австралии |
| Алан Браун | 5 | 1952 | Гран При Швейцарии |
| Себастьен Буэми | 7 | 2009 | Гран При Австралии |
| Педро де ла Роса | 6 | 1999 | Гран При Австралии |
| Пол ди Реста | 10 | 2011 | Гран При Австралии |
| Марк Донохью | 3 | 1971 | Гран При Канады |
| Вик Элфорд | 4 | 1968 | Гран При Франции |
| Луиджи Фаджоли | 2 | 1950 | Гран При Великобритании |
| Джузеппе Фарина | 1 | 1950 | Гран При Великобритании |
| Джордж Фоллмер | 6 | 1973 | Гран При Южной Африки |
| Поль Фрер | 5 | 1952 | Гран При Бельгии |
| Оскар Гальвес | 5 | 1953 | Гран При Аргентины |
| Оливье Жандебьен | 5 | 1956 | Гран При Аргентины |
| Джерино Джерини | 4 | 1956 | Гран При Аргентины |
| Ричи Гинтер | 6 | 1960 | Гран При Монако |
| Ив Жиро-Кабанту | 4 | 1950 | Гран При Великобритании |
| Иньяцио Джунти | 4 | 1970 | Гран При Бельгии |
| Тимо Глок | 7 | 2004 | Гран При Канады |
| Мастен Грегори | 3 | 1957 | Гран При Монако |
| Льюис Хэмилтон | 3 | 2007 | Гран При Австралии |
| Майк Хоторн | 4 | 1952 | Гран При Бельгии |
| Джонни Херберт | 4 | 1989 | Гран При Великобритании |
| Жаки Икс | 6 | 1967 | Гран При Италии |
| Иннес Айрленд | 4 | 1959 | Гран При Нидерландов |
| Эдди Ирвайн | 6 | 1993 | Гран При Японии |
| Карл Клинг | 2 | 1954 | Гран При Франции |
| Даниил Квят | 9 | 2014 | Гран При Австралии |
| Герман Ланг | 5 | 1953 | Гран При Швейцарии |
| Невилл Ледерл | 6 | 1962 | Гран При Южной Африки |
| Стюарт Льюис-Эванс | 4 | 1957 | Гран При Монако |
| Витантонио Льюцци | 8 | 2005 | Гран При Сан-Марино |
| Кевин Магнуссен | 2 | 2014 | Гран При Австралии |
| Артуро Мерцарио | 6 | 1972 | Гран При Великобритании |
| Фелипе Наср | 5 | 2015 | Гран При Австралии |
| Майк Паркс | 2 | 1966 | Гран При Франции |
| Редж Парнелл | 3 | 1950 | Гран При Великобритании |
| Деннис Пур | 4 | 1952 | Гран При Великобритании |
| Ален Прост | 6 | 1980 | Гран При Аргентины |
| Кими Райкконен | 6 | 2001 | Гран При Австралии |
| Клей Регаццони | 4 | 1970 | Гран При Нидерландов |
| Нико Росберг | 7 | 2006 | Гран При Бахрейна |
| Луи Розье | 5 | 1950 | Гран При Великобритании |
| Карлос Сайнс-мл. | 9 | 2015 | Гран При Австралии |
| Лудовико Скарфиотти | 6 | 1963 | Гран При Нидерландов |
| Дорино Серафини | 2 | 1950 | Гран При Италии |
| Раймон Соммер | 4 | 1950 | Гран При Монако |
| Джеки Стюарт | 6 | 1965 | Гран При Южной Африки |
| Эрик Томпсон | 5 | 1952 | Гран При Великобритании |
| Себастьян Феттель | 8 | 2007 | Гран При США |
| Жак Вильнёв | 2 | 1996 | Гран При Австралии |
| Марк Уэббер | 5 | 2002 | Гран При Австралии |
| Кен Уортон | 4 | 1952 | Гран При Швейцарии |
| Рейне Виселль | 3 | 1970 | Гран При США |
Из 32 пилотов, которым было суждено стать чемпионами мира, лишь девять зарабатывали очки в своих дебютных гонках в спорте.

Тогда как в этом списке присутствует Джузеппе Фарина, выигравший первую гонку вновь образованного чемпионата мира в 1950 году в Сильверстоуне, в нем не нашлось места ни Айртону Сенне с Джимом Кларком, ни Ники Лауде с Хуаном Мануэлем Фанхио, ни даже Михаэлю Шумахеру. И это лишь пять известных фамилий, не попавших в этот перечень.
Девять пилотов - это не так много, но все же это 15% от всего списка гонщиков, сумевших заработать очки на самом старте карьеры.
Теперь давайте посчитаем, сколько из них одерживали победы в гонках чемпионата мира. Ровно 19 (они выделены жирным шрифтом) - или 31% от всего списка.
Таким образом, из 653 пилотов, принимавших участие в гонках, лишь 5% в итоге выигрывали титул и 14,5% побеждали в заездах.
Помимо этого, если сопоставить все данные, получается, что у пилотов, зарабатывающих очки в своем дебюте, втрое больше шансов по сравнению с остальными на завоевание в карьере титула и вдвое - на победу в гонках.
При этом отсутствие некоторых громких имен в этом списке лишний раз напоминает, что никакой гарантии здесь нет, и все эти методы подсчета очень приблизительные.

К тому же, зачетные баллы - это еще не все. Вспомните дебют в Больших Призах великого чемпиона Михаэля Шумахера. В своем первом выступлении в Формуле 1 немец принес команде Jordan неслыханный успех, показав седьмое время в квалификации в бельгийском Спа.
Гонка для Михаэля продлилась не дольше нескольких секунд, но это не так важно. К тому же, его напарник по команде Андреа де Чезарис сошел с дистанции по причине того, что мотористы Cosworth внесли в двигатель изменения и не предупредили команду о возможном перерасходе масла. Если бы на старте у Михаэля не отказало сцепление, его, скорее всего, ожидала бы та же участь.
С другой стороны, в этот список попали и те, кто не добился впоследствии серьезных успехов в спорте. Эрик Томпсон, например, не стартовал больше ни в одном Гран При, да и Джанкарло Багетти, с первой же попытки выигравший во Франции, в дальнейшем ничего не показал.
Но в целом состав группы получился достаточно сильным. Так что же можно ожидать от Насра и Сайнса? С точки зрения статистики велика вероятность, что их ждет успех в Ф1.
Но никаких гарантий нет. Несмотря на многообещающий дебют, обоим спортсменам придется много работать и доказывать свою состоятельность в следующих гонках. И для этого у них есть и способности, и техника.
Также это не говорит о том, что Макса Ферстаппена, не сумевшего финишировать в своей дебютной гонке из-за проблем с двигателем, ждет в дальнейшем сплошное разочарование.
Он непременно отыграется уже во второй гонке в карьере. А что, у Сенны же получилось!
И он отыгрался, заняв в гонке высокое седьмое место и попутно опередив всех пилотов, машины которых оснащены двигателем Renault!


















