Важны ли очки в дебютной гонке Ф1?

Эд Стро
2 апреля 2015 в 14:09

Фелипе Насру и Карлосу Сайнсу удалось заработать свои первые очки в дебютной гонке в Больших Призах. Эд Стро задался вопросом, стоит ли из этого делать какие-то выводы...

Попадание в призовой список в гонках - важнейшая задача для любого пилота Ф1. Важнее только попадание в сам чемпионат.

За всю историю существования Больших Призов старт на этапах приняли 653 гонщика (за исключением тех, кто в 50-60-х годах участвовали в зачетных гонках в Индианаполисе), при этом очки набирали лишь 294 из них, и лишь 61 - в своей дебютной гонке в Ф1.

В дебютный уик-энд в Австралии этот список 10-процентников пополнили Фелипе с Карлосом.

В своем дебюте в Ф1 Эдди Ирвайн заработал очки и удар по лицу в боксах от Айртона Сенны © LAT
В своем дебюте в Ф1 Эдди Ирвайн заработал очки и удар по лицу в боксах от Айртона СенныФото: LAT

Были времена, когда этот элитный клуб пополнялся довольно редко. За последние два десятилетия прошлого века чести заработать очки в своей первой гонке в Ф1 удостоились лишь шесть пилотов - Жан Алези, Ален Прост, Джонни Херберт, Жак Вильнёв, Эдди Ирвайн и Педро де ла Роса.

Впечатляющая группа, не правда ли? Два чемпиона мира и 70 побед в гонках на шестерых. При этом у всех была очень долгая и успешная карьера в Ф1 - за исключением, разве что, испанца.

А за последние 14 лет уже 13 дебютантов заработали очки в своей первой гонке.

И причины такого роста успешности новичков вполне очевидны. В частности, за последнее десятилетие надежность техники в Ф1 существенно выросла.

Это привело к расширению призовой зоны до десяти пилотов, а вкупе с тем, что в первой гонке сезона у некоторых команд все же возникают немалые проблемы с надежностью, зачастую дебютантам зачетные баллы достаются без особого труда.

Марк Уэббер стал последним призовым дебютантом эпохи с шестью зачетными местами © LAT
Марк Уэббер стал последним призовым дебютантом эпохи с шестью зачетными местамиФото: LAT

В 2008 году, к примеру, Себастьен Бурдэ был классифицирован на седьмом месте в Австралии, хотя даже не пересек финишную черту.

Признаться, и в дебютной гонке нынешнего сезона набрать очки было не так сложно. Если индекс управляемой вами техники не содержит сочетание символов M, P, 4, 3 и 0, и при этом вы способны доехать до финиша гонки, пожалуйте в призовую зону.

Так что можно сказать, что Насру и Сайнсу достаточно было просто увидеть клетчатый флаг, ничего более.

В какой-то мере это так, но стоит отметить, что бразилец продемонстрировал блестящие способности на пути к пятому месту в гонке и на протяжении длительного времени сдерживал позади более быстрого Даниэля Риккардо. Более чем убедительное выступление!

Что касается Сайнса, то свой первый круг в дебютном Гран При он завершил на пятой позиции, однако затем возникли проблемы - сначала во время рестарта двигатель работал не в том режиме (за что в команде взяли ответственность на себя), а затем механики полминуты провозились с колесом на пит-стопе.

В результате испанец опередил в гонке лишь Дженсона Баттона и Серхио Переса, но при таком обилии проблем приехать к финишу, да еще и в очковой зоне - само по себе огромное достижение.

Так что эти два парня по праву заслужили свое место в почетном списке, который представлен ниже.

Пилоты, зарабатывавшие очки в своей дебютной гонке в чемпионате мира:
ПилотМестоГодГран При
Жан Алези41989Гран При Франции
Питер Арунделл31964Гран При Монако
Альберто Аскари21950Гран При Монако
Джанкарло Багетти11961Гран При Франции
Жан Бера31952Гран При Швейцарии
Люсьен Бьянки61960Гран При Бельгии
Феличе Бонетто51950Гран При Швейцарии
Себастьен Бурде72008Гран При Австралии
Алан Браун51952Гран При Швейцарии
Себастьен Буэми72009Гран При Австралии
Педро де ла Роса61999Гран При Австралии
Пол ди Реста102011Гран При Австралии
Марк Донохью31971Гран При Канады
Вик Элфорд41968Гран При Франции
Луиджи Фаджоли21950Гран При Великобритании
Джузеппе Фарина11950Гран При Великобритании
Джордж Фоллмер61973Гран При Южной Африки
Поль Фрер51952Гран При Бельгии
Оскар Гальвес51953Гран При Аргентины
Оливье Жандебьен51956Гран При Аргентины
Джерино Джерини41956Гран При Аргентины
Ричи Гинтер61960Гран При Монако
Ив Жиро-Кабанту41950Гран При Великобритании
Иньяцио Джунти41970Гран При Бельгии
Тимо Глок72004Гран При Канады
Мастен Грегори31957Гран При Монако
Льюис Хэмилтон32007Гран При Австралии
Майк Хоторн41952Гран При Бельгии
Джонни Херберт41989Гран При Великобритании
Жаки Икс61967Гран При Италии
Иннес Айрленд41959Гран При Нидерландов
Эдди Ирвайн61993Гран При Японии
Карл Клинг21954Гран При Франции
Даниил Квят92014Гран При Австралии
Герман Ланг51953Гран При Швейцарии
Невилл Ледерл61962Гран При Южной Африки
Стюарт Льюис-Эванс41957Гран При Монако
Витантонио Льюцци82005Гран При Сан-Марино
Кевин Магнуссен22014Гран При Австралии
Артуро Мерцарио61972Гран При Великобритании
Фелипе Наср52015Гран При Австралии
Майк Паркс21966Гран При Франции
Редж Парнелл31950Гран При Великобритании
Деннис Пур41952Гран При Великобритании
Ален Прост61980Гран При Аргентины
Кими Райкконен62001Гран При Австралии
Клей Регаццони41970Гран При Нидерландов
Нико Росберг72006Гран При Бахрейна
Луи Розье51950Гран При Великобритании
Карлос Сайнс-мл.92015Гран При Австралии
Лудовико Скарфиотти61963Гран При Нидерландов
Дорино Серафини21950Гран При Италии
Раймон Соммер41950Гран При Монако
Джеки Стюарт61965Гран При Южной Африки
Эрик Томпсон51952Гран При Великобритании
Себастьян Феттель82007Гран При США
Жак Вильнёв21996Гран При Австралии
Марк Уэббер52002Гран При Австралии
Кен Уортон41952Гран При Швейцарии
Рейне Виселль31970Гран При США

 

Из 32 пилотов, которым было суждено стать чемпионами мира, лишь девять зарабатывали очки в своих дебютных гонках в спорте.

Ники Лауда не смог заработать очки в своем дебютном Гран При в 1971 году © LAT
Ники Лауда не смог заработать очки в своем дебютном Гран При в 1971 годуФото: LAT

Тогда как в этом списке присутствует Джузеппе Фарина, выигравший первую гонку вновь образованного чемпионата мира в 1950 году в Сильверстоуне, в нем не нашлось места ни Айртону Сенне с Джимом Кларком, ни Ники Лауде с Хуаном Мануэлем Фанхио, ни даже Михаэлю Шумахеру. И это лишь пять известных фамилий, не попавших в этот перечень.

Девять пилотов - это не так много, но все же это 15% от всего списка гонщиков, сумевших заработать очки на самом старте карьеры.

Теперь давайте посчитаем, сколько из них одерживали победы в гонках чемпионата мира. Ровно 19 (они выделены жирным шрифтом) - или 31% от всего списка.

Таким образом, из 653 пилотов, принимавших участие в гонках, лишь 5% в итоге выигрывали титул и 14,5% побеждали в заездах.

Помимо этого, если сопоставить все данные, получается, что у пилотов, зарабатывающих очки в своем дебюте, втрое больше шансов по сравнению с остальными на завоевание в карьере титула и вдвое - на победу в гонках.

При этом отсутствие некоторых громких имен в этом списке лишний раз напоминает, что никакой гарантии здесь нет, и все эти методы подсчета очень приблизительные.

Михаэлю Шумахеру не нужны были очки в дебюте, чтобы привлечь к себе внимание © LAT
Михаэлю Шумахеру не нужны были очки в дебюте, чтобы привлечь к себе вниманиеФото: LAT

К тому же, зачетные баллы - это еще не все. Вспомните дебют в Больших Призах великого чемпиона Михаэля Шумахера. В своем первом выступлении в Формуле 1 немец принес команде Jordan неслыханный успех, показав седьмое время в квалификации в бельгийском Спа.

Гонка для Михаэля продлилась не дольше нескольких секунд, но это не так важно. К тому же, его напарник по команде Андреа де Чезарис сошел с дистанции по причине того, что мотористы Cosworth внесли в двигатель изменения и не предупредили команду о возможном перерасходе масла. Если бы на старте у Михаэля не отказало сцепление, его, скорее всего, ожидала бы та же участь.

С другой стороны, в этот список попали и те, кто не добился впоследствии серьезных успехов в спорте. Эрик Томпсон, например, не стартовал больше ни в одном Гран При, да и Джанкарло Багетти, с первой же попытки выигравший во Франции, в дальнейшем ничего не показал.

Но в целом состав группы получился достаточно сильным. Так что же можно ожидать от Насра и Сайнса? С точки зрения статистики велика вероятность, что их ждет успех в Ф1.

Но никаких гарантий нет. Несмотря на многообещающий дебют, обоим спортсменам придется много работать и доказывать свою состоятельность в следующих гонках. И для этого у них есть и способности, и техника.

Также это не говорит о том, что Макса Ферстаппена, не сумевшего финишировать в своей дебютной гонке из-за проблем с двигателем, ждет в дальнейшем сплошное разочарование.

Он непременно отыграется уже во второй гонке в карьере. А что, у Сенны же получилось!

И он отыгрался, заняв в гонке высокое седьмое место и попутно опередив всех пилотов, машины которых оснащены двигателем Renault!

Toro Rosso
Toro Rosso

Комментарии для сайта Cackle