Red Bull есть чему поучиться у McLaren
Ни Red Bull Racing, ни McLaren пока не обладают сколько-нибудь конкурентоспособным двигателем, но при этом команды демонстрируют совершенно разный подход к ситуации. Бен Андерсон считает, что коллективу из Милтон-Кинса есть чему поучиться у McLaren...
Red Bull и McLaren - одни из самых титулованных команд в Формуле 1, но сегодня у них наблюдаются явные проблемы.
После четырех подряд титулов с 2010 по 2013 год коллектив из Милтон-Кинса столкнулся с немалыми трудностями в области моторов Renault.
В минувшем сезоне альянс смог завоевать три совместных победы и финишировал вторым в Кубке конструкторов, но за зиму они не только не прибавили, но и растеряли все, что у них было. Теперь их цель в гонках - попасть в первую шестерку, ни о каких подиумах речи уже просто не идет.
Тем временем в McLaren кризис затянулся. Последняя победа команды в Больших Призах пришлась на заключительный уик-энд сезона-2012 в Бразилии, а минувший Гран При в Китае стал уже 41-м подряд без побед - дольше пилоты McLaren не поднимались на высшую ступеньку пьедестала почета лишь в неудачный для команды период с 1994 по 1997 год (49 раз).
Вновь объединив усилия с мотористами из Honda, с которыми их связывает триумфальное прошлое, команда откатилась в самый конец пелотона.
Что общего у Red Bull и McLaren? Очевидно, их поставщики силовых установок испытывают сегодня определенные проблемы. С учетом того, что на сезон каждому пилоту отводится по четыре мотора, в Бахрейне обоим гонщикам RBR поставят уже третьи двигатели. Слова излишни.
В то же время коллектив из Уокинга большую часть предсезонных тестов провел в гараже. Сначала им было трудно даже просто заставить работать двигатели Honda без перебоев, а теперь - по прошествии трех первых гонок сезона - они хоть и поехали, но довольно медленно, крадучись. Вероятнее всего, их череда гонок без подиумов продлится и дальше.
Ситуация в Red Bull выглядит куда хуже - не стоит забывать, что в Honda проводят лишь первые гонки в рамках нового технического регламента, тогда как мотористы из Вири-Шатийона поставляли установки своим клиентам и в прошлом году. Но главным отличием между этими командами является их отношение к ситуации.
Если в Red Bull уже не раз вступали в открытую полемику со своими мотористами, и дело дошло даже до обоюдных угроз покинуть спорт, в McLaren довольно спокойно и философски относились к текущим проблемам японского поставщика двигателей.
Вместо нападок в адрес Honda по поводу ненадежности элементов их новой силовой установки - в частности, системы рекуперации энергии - в команде всячески поддерживают своих партнеров и стараются сгладить все углы.
К чести альянса RBR/Renault надо сказать, что в Китае они также постарались пойти этим путем (вспомните совместный брифинг Кристиана Хорнера и Сирила Абитбуля во время шанхайского Гран При), но все понимают, каковы сейчас истинные отношения между командой и мотористами.
При этом накануне сезона можно было ожидать бурлящих страстей как раз в стане McLaren. Три этапа позади, а ни один из пилотов команды (на минуточку, делящих три чемпионских титула на двоих) ни разу не смог даже преодолеть первый сегмент квалификации. При этом лучшим результатом гонщиков на данный момент является 11-е и последнее место Дженсона Баттона в Австралии в двух кругах отставания от лидера.
Для Формулы 1 не очень хорошо, когда топ-пилоты и топ-команда барахтаются на дне пелотона. Не стоит скрывать, что от легендарного бренда McLaren-Honda все ждали несколько большего…
Несмотря на это, атмосфера в команде царит очень добродушная и даже веселая. Никто ни на кого не показывает пальцем, гонщики постоянно улыбаются, и нет никаких заявлений вроде «У нас просто великолепная машина, но вот мотор подвел...», которые периодически доносятся из пурпурных боксов.
«Мне очень нравится происходящее сейчас в команде, - сказал обычно очень нетерпеливый к неудачам своих команд Фернандо Алонсо. - Возможно, это звучит странно, но каждый день и каждый уик-энд команда творит просто невероятные вещи!
Я наслаждаюсь моментом. К сожалению, сейчас мы не в форме, но мне доставляет удовольствие следить за тем, как команда прогрессирует. Через несколько месяцев мы сможем с гордостью смотреть в глаза друг другу.
Я уже 14 лет гоняюсь в Ф1. Последние годы были очень тяжелыми - я постоянно боролся за титул, но выиграть его так и не смог. С новым проектом McLaren оптимизма у меня значительно прибавилось.
Чтобы одолеть Mercedes, нужно что-то в корне менять. Надо рисковать, и я на это готов».
От Дженсона Баттона, который в команде с 2010 года и повидал многое, можно было ожидать более резких слов, но и он, похоже, чувствует себя довольно расслабленно.
«Во-первых, мы и не ожидали легкого старта сезона, - сказал британец. - Но сейчас чувствуется, что команда на глазах меняется, все пришло в движение, включая атмосферу внутри коллектива.
Как сказал уже Фернандо, каждый в команде четко осознает свои функции, и все друг другу помогают - очень приятно видеть столь серьезные изменения».
Скептики скажут, что Алонсо просто счастлив что-то поменять в своей жизни, а Баттон должен быть доволен уже тем, что остался в Формуле 1, хотя по окончании прошлого года мог потерять место в Больших Призах.
Но есть ощущение, что за их словами стоит нечто большее. Похоже, в команде действительно понимают, что делают. Да, сегодня все плохо, но в будущее все смотрят с оптимизмом.
«Высшее руководство команды должно подавать пример остальным, - сказал в интервью AUTOSPORT гоночный директор McLaren Эрик Булье. - Мы должны сплотиться - я, Ясухиса Араи и Рон Деннис - и объяснить коллективу вектор развития.
После этого на всех уровнях организации - или двух организаций - работа пойдет в плодотворном русле.
Нужно также правильно направлять ожидания от команды, ведь нас рвут на части пресса, болельщики, партнеры и спонсоры. При этом необходимо сохранять трезвый взгляд на вещи и оставаться реалистами. Полагаю, было бы большой ошибкой включать эмоции и бежать впереди паровоза.
Мы с самого начала объявили о долгосрочном сотрудничестве с Honda. При этом мы во всем помогаем друг другу, и я бы не назвал атмосферу в команде расслабленной - скорее, она по-настоящему рабочая.
Каждый сконцентрирован на своем участке работы. У всех своя роль, и все четко понимают, чем занимаются. Это ключ к успеху.
Никакой паники в коллективе не наблюдается, поскольку мы точно знаем, что рано или поздно вернемся на вершину - лучше, конечно, рано. Наша конечная цель - титул чемпионов. А когда мы его завоюем? Мы уверены в себе».
Это не означает, что в команде просто сидят и ждут побед. Они явно сконцентрировались на долгосрочных целях и готовы принимать поражения как должное.
В Mercedes в свое время пошли тем же путем и добились успеха, в Ferrari также нацелены на такой же подход после прошлогодних неудач…
Что касается Red Bull и Renault, они постоянно говорят о необходимости перехода от взаимоотношений типа клиент-поставщик к более тесному сотрудничеству. Но сказать легко, а сделать гораздо труднее, особенно когда уже выработаны четкие многолетние принципы взаимодействия. Однако в McLaren-Honda, похоже, без труда преодолели этот этап.
Да, сегодня пилоты альянса Уокинг/Сакура значительно уступают на трассе представителям Милтон-Кинса и Вири, но в плане продуктивного взаимодействия внутри коллектива и между подразделениями они, судя по всему, ускакали далеко вперед...