Кими Райкконен вернул утраченную силу?
После всех неудач последних сезонов Кими «Айсмен» Райкконен продемонстрировал свою былую магическую силу, некогда сделавшую его одним из самых популярных гонщиков современности. Бен Андерсон проанализировал взлеты и падения «летучего финна»...
Всего три месяца назад мы на страницах нашего сайта предположили, что Кими Райкконен, вероятно, в ближайшем будущем избавится от бремени ведущего финского гонщика в Больших Призах и передаст звание "летучего финна" по наследству Валттери Боттасу. Но Айсмен словно услышал нас и на деле доказал, что его еще рано списывать со счетов, поднявшись на вторую ступеньку подиума в Бахрейне, тогда как завсегдатай пьедесталов минувшего сезона Валттери пока только подбирается к первой тройке призеров.
Да, за последние полтора года у поклонников Кими, коих великое множество по всему миру, было не так много поводов для радости за своего немногословного любимца. До гонки в Бахрейне он на протяжении 24 этапов не пробовал вкуса триумфального шампанского.
Последний подиум Райкконена пришелся на Гран При Кореи 2013 года, когда он еще выступал за команду Lotus. Этап в Корее… Кими в Lotus… Все как в тумане, все как в прошлой жизни!
Концовку того сезона финн пропустил, предпочтя гонкам операцию на спине, после чего перешел в коллектив Ferrari. Последовать в Маранелло за Джеймсом Эллисоном было отличной идеей, но следующий сезон получился для Кими просто провальным.
Да, шасси F14-T в Скудерии постараются забыть как можно быстрее, но и сам Кими не блистал. В результате он финишировал в личном зачете на далеком 12-м месте (в этой части таблицы даже в голову не придет искать его фамилию), ни разу не поднявшись на пьедестал почета впервые с дебюта в Ф1 в 2001 году. К тому же, он по всем статьям проиграл напарнику по команде Фернандо Алонсо, за последние четыре года построившему команду вокруг себя.
Но минувшее межсезонье удивило многих - алая машина вдруг поехала, да и Кими от нее не отставал (трудно отставать от машины, находясь в кокпите).
По всему было заметно, что для Райкконена это был новый и столь долгожданный глоток свежего воздуха. Он впервые за последние годы наслаждался пилотированием, и результаты не заставили себя ждать.
После четырех гонок сезона в активе Кими 42 очка, тогда как годом ранее на этой стадии он мог похвастаться лишь одиннадцатью зачетными баллами.
На Сахире он уступил лидеру всего 3,3 секунды, а если бы гонка продлилась еще пару кругов, то, вероятно, праздновал бы свою 21-ю победу в Больших Призах.
Это разительно отличалось от того, что мы видели в минувшем сезоне. Но можно ли считать этот подиум сигналом к возвращению Айсмена на вершину своей триумфальной карьеры? Что ему еще предстоит сделать, чтобы этот успех не оказался лишь яркой вспышкой сверхновой звезды Кими?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выделить ключевые моменты взлета финна в этом сезоне.
Новая машина
В прошлом сезоне Кими не уставал жаловаться на поведение передней части F14-T. Его стиль пилотирования предполагает четкую отдачу с передней оси, но прошлогодняя машина славилась недостаточной поворачиваемостью, с чем так и не смог совладать чемпион мира 2007 года.
Нечто похожее наблюдалось в эпоху его предыдущего пребывания в команде Ferrari с 2007 по 2009 годы, когда поставщиком резины была компания Bridgestone. При этом ситуация улучшалась ближе к концу отрезков в гонках, когда задние шины изнашивались и делали передок более информативным.
С первого же поворота руля новой машины SF15-T Райкконен почувствовал себя очень комфортно. То же можно сказать и о его новом напарнике Себастьяне Феттеле, который также провел минувший сезон в постоянной борьбе с машиной - правда, не алого, а пурпурного цвета.
У Себастьяна и Кими довольно похожие стили пилотирования. В итоге оказалось - что финну хорошо, то немцу… - тоже прекрасно!
Накануне Гран При Малайзии Феттель отметил, что усиленная конструкция задних шин Pirelli в этом году помогает нивелировать нестабильность задней части шасси, от чего он сильно страдал в прошлом сезоне. Миланские шинники также подтвердили, что благодаря этим изменениям машины всех команд стали гораздо лучше сбалансированы.
Предполагается, что вследствие изменения конструкции задних шин в командах смогли больше сместить вес машин назад, поскольку теперь им не нужно особенно переживать за чрезмерный износ покрышек.
А сбалансированная машина всегда дает пилоту больше уверенности. Похоже, в этом сезоне Кими удается поддерживать высокую скорость в поворотах без излишней загрузки внешнего переднего колеса, что ранее приводило к недостаточной поворачиваемости.
Улучшения в плане двигателя и аэродинамической эффективности шасси также помогли финну в работе с резиной. В минувшем сезоне он то и дело застревал в замкнутом круге, стараясь беречь топливо, что, в свою очередь, приводило к потере шинами драгоценных градусов теплоты. Сейчас такой проблемы не существует.
К тому же - и это, вполне вероятно, связано с приходом в команду Джеймса Эллисона - в Скудерии научились очень бережно работать с резиной на обеих осях, что повысило стабильность результатов и дало пилотам возможность преодолевать более длинные отрезки без заезда в боксы.
В Pirelli полагают, что Ferrari знает какой-то секрет - только этим, по их мнению, можно объяснить их преимущество над остальными соперниками в пелотоне. Кроме того, это пошло на руку непосредственно Кими, поскольку с момента возвращения в Ф1 в 2012 году он постоянно демонстрировал свое умение бережно обращаться с резиной.
Атмосфера в команде
Минувшей зимой в Маранелло подул ветер перемен, постепенно сменившийся настоящим ураганом, что также положительно сказалось на уверенности в своих силах финского гонщика.
Фернандо Алонсо отныне ходит на работу в Уокинге, так что Кими больше не придется мириться с тем, что он - лишь винтик в машине под названием "Команда Алонсо".
Назначение на пост руководителя коллектива Маурицио Арривабене стало для Райкконена настоящим стимулом для прогресса. Итальянец выказывает всяческую поддержку финну, что не может не сказываться на его мотивации. Кими даже заявил, что такой атмосферы, как сейчас Ferrari, он не видел ни в одной команде на протяжении всей своей карьеры.
«У Себа и Кими абсолютно разные характеры, - сказал недавно Арривабене. - Феттель очень силен в психологическом плане, а Райкконен должен постоянно ощущать поддержку команды.
Я всегда с улыбкой упоминаю Айсмена. Если честно, он очень ранимый человек. Крайне важно, чтобы он понимал, что в Малайзии мы, хоть и радовались как дети победе Себастьяна, но никто не забывал, какую выдающуюся гонку провёл сам Кими.
Я просто не могу представить себе лучший состав пилотов».
Кроме того, и то, что Кими недавно стал молодым отцом, прибавило ему уверенности и спокойствия, ведь теперь от его усилий и стремлений зависит не только его судьба, но и судьба еще одного маленького человечка.
Не стоит недооценивать этот элемент в спорте. Недаром легендарный тренер английского футбольного клуба "Манчестер Юнайтед" Алекс Фергюсон никогда не был против того, чтобы его футболисты как можно раньше обзаводились семьями и детьми.
Старт гонок
Прирост в скорости позволил Кими в этом году лучше стартовать в гонках по сравнению с сезоном-2014, когда он то и дело попадал в аварии на первом круге.
На двух первых этапах нынешнего сезона возникло серьезное опасение повторения прошлогодних проблем, но финн смог переломить ситуацию и выйти из нее победителем.
В Китае он смог уже на первом круге вернуть себе позицию, обойдя обоих пилотов Williams, что позволило ему комфортно финишировать на высоком четвертом месте.
И если бы не появление на трассе машины безопасности, вполне вероятно, он уже в Шанхае поднялся бы на подиум.
Неделей позже в Бахрейне Кими продемонстрировал свое блестящее умение беречь резину - он проехал на одном комплекте, казалось, целую вечность, что и позволило ему навязать борьбу в концовке заезда лидеру сезона. Еще бы немного, и победа никуда бы от него не ускользнула!
Квалификация
Когда-то Райкконен считался, несомненно, самым быстрым гонщиком в Ф1, но с конца 2006 года, когда в спорте появился Льюис Хэмилтон, все изменилось.
Вероятно, возраст (а Кими ведь уже 35 лет) унес с собой пару десятых секунды, но все же финну необходимо сделать все, чтобы прибавить по субботам.
В минувшем сезоне средняя стартовая позиция Райкконена в гонках была лишь девятой, а в трети этапов он даже не смог пробиться в заключительный сегмент квалификации. С его напарником Алонсо такое, к слову, случилось лишь однажды, когда в команде ошиблись со стратегией на залитой дождем трассе в Сильверстоуне.
За прошедшие четыре гонки нынешнего сезона средняя стартовая позиция Феттеля - 2,75, тогда как у Кими - всего лишь 6,5.
Несложно понять, что Райкконен явно уступает своему новому напарнику в квалификационном темпе - недавно он даже назвал это своей новой "вредной привычкой". Если тенденция продолжится, Кими придется очень непросто на протяжении сезона.
На примере Нико Росберга легко понять, как трудно приходится пилоту в воскресенье, если днем ранее он не показывает максимального результата. Если финн не хочет стать номинальным вторым номером в Ferrari, чтобы его время от времени использовали в качестве "жертвенного агнца", ему необходимо серьезно поработать над своим квалификационным темпом.
Соблазн нового контракта
Нынешнее соглашение Кими с Ferrari истекает по окончании текущего сезона, но у команды есть опция продления контракта на следующий год. И в Скудерии не будут этого делать, если финн не покажет достойного результата в сезоне, что можно расценивать как еще один стимул.
Во время предсезонных тестов Райкконен в привычной для себя манере отмахивался от разговоров о своем будущем в Формуле 1.
«Ну да, в контракте есть такая опция, - сказал он, - но мне все равно. Мне нужно просто хорошо выполнять свою работу.
Если все пойдет не так, и контракт не будет подписан, что ж, так тому и быть. Жизнь на этом не заканчивается. Важно показать все, на что я способен, и чтобы все были счастливы.
Я уверен, что нам по силам провести хороший сезон, а дальше будет видно. Сейчас меня это не заботит. Придет время, тогда и посмотрим».
При этом Арривабене считает, что соблазн подписания нового соглашения может стать для Кими дополнительной мотивацией в сезоне.
«Я доволен нашим составом пилотов, - сказал Маурицио после гонки в Бахрейне. - Но это не значит, что я завтра пойду и продлю контракт с Кими.
Мы четко договорились, что все будет зависеть от его результатов в сезоне.
Если вы спросите лично меня, считаю ли я, что он достоин продления контракта, я отвечу положительно. Но я не хочу, чтобы гонщик на этом успокаивался. Кими показывает лучшие результаты под давлением - если хотите, это его психологическая особенность».
При этом Феттель уверен в способностях Райкконена и считает, что финн непременно должен остаться в команде.
«Мне кажется, он великолепно справляется со своей работой, - отметил немец. - Возможно, в прошлом году это было не столь заметно. Но в команде это видели. Полагаю, все в его руках.
Формула 1 заинтересована в таких быстрых пилотах, как Кими, к тому же, с таким богатым опытом. Если он сам захочет, он останется в Больших Призах. А если не захочет - развернется и уйдет».
Есть ощущение, что в данный момент Райкконен обладает куда большей мотивацией по сравнению с последними годами его карьеры в Ferrari, и именно это делает его ценным активом команды, а не отягчающим бременем.
Отдаст ли Кими заслуженное звание "летучего финна" молодому Боттасу или еще поборется? Поживем - увидим...