Австрия. Момент истины для Ferrari...
На проходящем в этот уик-энд этапе Формулы 1 в Австрии у соперников Mercedes - в первую очередь Ferrari и Williams - будет едва ли не лучший шанс в сезоне сломить оборону записных лидеров чемпионата. Бен Андерсон проанализировал итоги пятничных тренировок в Шпильберге...
Пилоты команды Mercedes брали поул в 25 из последних 26 этапов Больших Призов, при этом они не уступают конкурентам старт с первого места в гонке уже на протяжении 18 этапов кряду.
По этому показателю они проигрывают лишь пилотам легендарного союза Williams-Renault, которые брали поул 24 раза подряд, начиная с Гран При Франции в 1992 году и заканчивая этапом в Японии годом позже.
Да, нынешняя команда Mercedes невероятно сильна, но, как мы видим, в истории Формулы 1 уже случались подобные периоды полного доминирования одного из коллективов над своими соперниками.
В последний раз пилотам "Серебряных стрел" не удавалось уйти на дистанцию первыми как раз год назад здесь же - в Австрии.
В тот день Фелипе Масса завоевал свой 16-й поул в карьере, а следом в гонке стартовал его напарник по Williams Валттери Боттас.
В итоге пилоты коллектива из Гроува все же не смогли претендовать на победу в заезде, но провели одну из своих лучших гонок, тогда как гонщики Mercedes чувствовали себя на протяжении всей дистанции весьма неуютно.
Если пытаться разбираться досконально, можно прийти к выводу, что Фелипе не должен был брать тот поул. Напомним, что по лучшим секторам бразильца на одну десятку должен был опередить Льюис Хэмилтон, однако один быстрый круг в третьем сегменте квалификации у будущего двукратного чемпиона отняли за несоблюдение границ дорожного полотна, а во второй попытке он сам не справился с управлением во втором повороте трассы. В результате британцу пришлось стартовать в гонке с далекого девятого места.
Что касается Нико Росберга, то немец вынужден был в третьем сегменте субботней сессии отказаться от продолжения быстрого круга по причине желтых флагов, возникших как раз вследствие разворота его напарника по команде. Результат - третье место на старте за рулем машины, способной стартовать с поула.
Из этого всего можно сделать лишь один вывод - в Австрии очень непросто безошибочно проехать даже один быстрый круг вне зависимости от того, что написано на твоей машине. В плане уязвимости Mercedes в квалификации этот этап, пожалуй, предоставляет их соперникам наилучшие шансы на то, чтобы "свергнуть царя горы".
Теперь подставьте вместо прошлогодней Williams нынешнюю Ferrari. Не так давно Скудерия представила обновленный более мощный двигатель, однако скомканный уик-энд в Канаде помешал им продемонстрировать его истинный потенциал.
В эту пятницу на машине Себастьяна Феттеля отказала коробка передач, что позволило ему преодолеть лишь 32 круга по сложному автодрому в Шпильберге. Но проблемы не помешали четырехкратному чемпиону мира завершить день лидером - еще до возникновения неполадок он успел собрать все три лучших сектора за рулем SF15-T на сверхмягкой резине.
При этом многие из его соперников страдали от сочетания установившейся в Австрии прохладной погоды, гладкого дорожного полотна трассы и довольно жестких составов резины.
С учетом небольшой протяженности трассы и отсутствия затяжных скоростных виражей гонщики действительно испытывали определенные проблемы с прогревом шин - а на холодных покрышках ошибки просто неминуемы.
Напарник Феттеля по команде Ferrari Кими Райкконен, например, на одном из своих быстрых кругов на составе Supersoft вышел широко между двумя последними поворотами трассы и сильно перетормозил в первом вираже, практически приведя в негодность правую переднюю шину. Но и Росберг с Хэмилтоном были не безгрешны - они также допускали немало ошибок в попытке найти предел.
И все же Нико сумел показать второе время дня, уступив Себастьяну 0,011 секунды, тогда как Льюис не смог подняться выше пятой строчки в протоколе.
Однако, если бы Райкконен и оба пилота Mercedes собрали свои лучшие сектора воедино, Феттель тут же откатился бы на четвертую позицию в списке.
Абсолютно лучшие сектора в дневной сессии:
Пилот | S1 | S2 | S3 |
---|---|---|---|
Себастьян Феттель | 17,160 | 30,697 | 21,743 |
Нико Росберг | 17,054 | 31,021 | 21,496 |
Кими Райкконен | 17,225 | 30,646 | 21,668 |
Льюис Хэмилтон | 17,089 | 30,677 | 21,693 |
Если бы все пилоты смогли собрать лучшие из возможных кругов, Пастору Мальдонадо была бы уготована пятая строчка с большим отставанием от лидеров, а показавший пятое время Хэмилтон взобрался бы на вершину протокола.
Комбинация лучших секторов:
1. | Льюис Хэмилтон | 1.09,459 |
2. | Кими Райкконен | 1.09,539 |
3. | Нико Росберг | 1.09,571 |
4. | Себастьян Феттель | 1.09,600 |
На данный момент, если собрать лучшие сектора двух пилотов каждой из соперничающих команд, преимущество Mercedes над Ferrari на трассе в Шпильберге составляет 0,247 секунды. Но если разбить времена по конкретным гонщикам, то между Льюисом (первое место) и Себастьяном (четвертое) будет всего 0,141 секунды.
А если принять во внимание топливную загрузку и режимы работы двигателей, можно предположить, что в субботу у пилотов в красных комбинезонах будет реальный шанс побороться с записными лидерами за поул. Да, шасси SF15-T по-прежнему уступает могуществу W06, но его силы вполне достаточно, чтобы воспользоваться любой оплошностью лидеров.
К тому же, в нынешнем сезоне в гоночном темпе машины Ferrari зачастую смотрелись лучше, чем в квалификациях, так что старт с первого ряда позволил бы их поклонникам надеяться на второй триумф Скудерии в нынешнем сезоне после гонки в Малайзии.
В пятницу команды Ferrari и Mercedes разделили гоночную программу между своими пилотами, однако механические проблемы Феттеля и испорченная покрышка Райкконена не дают возможности провести полный сравнительный анализ их симуляций с результатами Льюиса.
Так что остается судить о гоночном темпе машин лишь по длинным 17-круговым отрезкам Кими и Нико на более жестких шинах с поправкой на аномально медленные круги из-за трафика. В этом заочном сражении быстрее в среднем на 0,140 секунды оказался финский гонщик.
При этом Райкконен преодолел всего 23 круга, и при этом на последнем из них был быстрее, чем на первом.
15-круговой отрезок Хэмилтона оказался непоказательным из-за больших перепадов времен, тогда как Масса проехал дистанцию из 25 кругов на мягких шинах довольно стабильно, из чего можно сделать вывод, что высокая деградация резины спортсменам в воскресенье не угрожает.
Надо отметить, что начиная с майской гонки в Монако, где был представлен новый состав резины Pirelli, все этапы проходили в довольно прохладных условиях, и старт австрийского этапа не стал исключением.
Итальянские шинники тем временем предположили, что разница между двумя составами резины в Шпильберге будет составлять порядка 0,7-1 секунды на круге, при этом шины оказались настолько стойкими, что в воскресенье ничего кроме стратегии с одним пит-стопом от команд ждать не приходится.
С учетом этого еще большее значение приобретает важность поул-позиции, так как возможностей для обгона за счет стратегических нюансов будет не так много.
До сих пор в этом сезоне лучших квалификационным результатом Скудерии было второе место, но при этом в гоночных условиях SF15-T раз за разом выглядит настолько уверенно, что создается стойкое ощущение, что пилотам Ferrari будет по силам попытаться удержать лидерство в гонке до самого финиша, если им предоставится возможность стартовать первыми.
Годом ранее гонщики команды Williams доказали, что на этой трассе вполне можно извлечь преимущество из ошибок соперников, и в этом сезоне пилоты Ferrari постараются повторить их достижение и сделать еще один шаг вперед.
А где остальные?
Единственным пилотом, не представляющим команды Mercedes и Ferrari, кому в дневной тренировке удалось выйти из минуты и десяти секунд, стал Пастор Мальдонадо, лишний раз доказав скорость E23 на этих шинах в прохладных условиях.
Что касается команды Williams, в субботу они, как и всегда, приведут свои двигатели в полную боевую готовность и покажут достойный результат - не чета 14-му и 15-му временам Массы и Боттаса в пятницу. При этом на длинных отрезках их шасси смотрятся весьма достойно, так что здесь сюрпризов ожидать не стоит.
На довольно простой конфигурации автодрома имени Жиля Вильнёва в Канаде пилоты машин с двигателями Mercedes выглядели очень сильно, а по характеристикам трассы в Монреале и Шпильберге довольно похожи - к тому же, Pirelli привезла в Австрию те же составы резины, да и погода почти такая же. Словом, на Ред Булл Ринге мы вновь вправе ожидать от шасси команды Force India весьма приличного результата. Попадание в первую десятку - вполне реальная задача.
В то же время командам Red Bull и Toro Rosso, машины которых оснащены двигателями Renault, остается уповать на аэродинамические характеристики своих автомобилей в скоростной связке между пятым и восьмым поворотами, чтобы хоть как-то нивелировать недостатки силовой установки.
Похоже, пилоты этих коллективов вновь будут бороться на грани прохождения в третий сегмент квалификации, если, конечно, кто-то из их соперников не уронит пальму первенства, что на этой трассе бывало нередко.
Что касается команды McLaren-Honda, о них чем меньше говоришь, тем лучше. Днем в пятницу Фернандо Алонсо появился на трассе за рулем обновленного шасси MP4-30 с укороченным носовым обтекателем, но его программа была приостановлена по соображениям безопасности - из-за возникших на автомобиле напарника проблем с зажиганием.
По информации AUTOSPORT, после крайне неудачного уик-энда в Канаде в Honda приняли решение перевести свои силовые агрегаты в экономичный режим, в котором они были представлены в Мельбурне, чтобы избежать дальнейших проблем с надежностью.
Все идет к тому, что в Австрии пилоты именитого коллектива не смогут бороться даже с командой Sauber, в которой практически заморозили развитие своего шасси. В результате можно ожидать, что Фернандо и Дженсон вновь бросят все свои экс-чемпионские силы на попытки выбраться из первого сегмента квалификации, а не пройти в третий.
Что и говорить, тяжелые времена для альянса из Уокинга и Сакуры...