Нико vs Льюис. Первая чистая победа!
Все победы Нико Росберга в прошлом и нынешнем сезонах имели определенный подтекст - каждый раз у Льюиса Хэмилтона что-то шло не так. В Австрии немец впервые побил напарника в честном бою. Бен Андерсон проанализировал события прошедшей гонки...
Способен ли Нико Росберг переиграть титулованного Льюиса Хэмилтона в честном поединке? Этот вопрос задают себе все поклонники Формулы 1 с тех самых пор, как этот дуэт пилотов начал претендовать на победу в чемпионате.
Тенденции последних этапов говорят о том, что Ferrari раз за разом сильно начинают уик-энд, но потом потихоньку "сдуваются" и в воскресенье уже не представляют для лидеров ни малейшей угрозы. Так было и в Австрии, и это позволило вплотную заняться анализом противостояния двух лидеров чемпионата, представляющих "Серебряные стрелы".
С приходом в Формулу 1 гибридных технологий и 6-цилиндровых турбированных моторов акции Росберга начали на глазах расти в цене.
Да, в последние два года 8-цилиндровой эпохи в Больших Призах он время от времени выигрывал гонки, но минувший сезон стал первым для сына чемпиона мира 1982 года, когда он действительно мог претендовать на титул.
Однако, несмотря на пять побед Росберга в прошлом году и лидерство в личном зачете вплоть до сентябрьского этапа в Сингапуре, не покидало ощущение, что в нужный момент Хэмилтон может прибавить и побить напарника - пусть он и стартовал в большинстве гонок позади Нико.
Если вспомнить все последние победы Росберга, несложно заметить, что он ни разу не выиграл, опередив соперника непосредственно на трассе.
В Австралии он стартовал позади, но Льюис сошел с дистанции на ранней стадии гонки из-за проблем с мотором. Остальных четырех побед немец добился, имея изначальное преимущество.
В Монако он выиграл после спорной квалификации, в Австрии и Германии стартовал впереди по причинам субботних проблем британца.
Даже в Бразилии, где Хэмилтон квалифицировался вторым очень близко от Росберга, ключевым моментом стал разворот Льюиса из-за неправильной настройки баланса тормозов.
Напротив, будущий двукратный чемпион мира несколько раз праздновал триумф, опередив партнера непосредственно на трассе в истинной гонщицкой манере.
В Бахрейне Нико был быстрее, но Льюис блестяще оборонялся, опередив его на старте. В Монце он вынудил немца дважды ошибиться в первой шикане и проехать напрямик. В дождливой Японии он вновь обогнал напарника на трассе. В Сочи проиграл позицию на старте, но заставил Нико перетормозить в первом повороте и вернул себе преимущество. В Штатах также опередил напарника, который не смог выбрать правильный режим работы ERS для обороны позиции. Да и в Абу-Даби британец оставил не у дел Росберга в первом повороте - еще до того, как у того начались проблемы с мотором.
Несмотря на частые проигрыши в квалификациях, Хэмилтон раз за разом находил слабые стороны Нико и добивался своего в гонках, что и стало ключевым моментом в борьбе за титул.
Накануне нового сезона Льюис признавался, что ему необходимо повысить скорость по субботам, чтобы защита титула прошла не столь болезненно, как его завоевание.
Сказал - сделал. В результате по прошествии восьми гонок британский спортсмен стартовал с поула в семи случаях, раз за разом заставляя напарника справляться с теми задачами, которые тот ставил перед ним годом ранее.
В этом году Росберг уже выиграл один раз, стартовав позади, но произошло это лишь благодаря стратегической ошибке команды в боксах Монако.
В связи с этим все чаще слышался вопрос о том, можно ли Нико назвать настоящим гонщиком. И в Австрии немец впервые за последние полтора сезона доказал, что способен брать верх в тех уик-эндах, когда все для него складывается не лучшим образом.
А начиналось все довольно неплохо. Нико был быстрее своего напарника по команде на протяжении всей пятницы и первой половины квалификации в субботу. Но в решающий момент он упустил реальный шанс побороться за поул, промахнувшись мимо последнего поворота трассы в тот момент, когда шел с опережением своего прежнего результата. В тот же момент ошибся и Льюис в попытке улучшить свое время, но, к счастью для него, эта оплошность не повлияла на расстановку пилотов на стартовой решетке.
После этого все ожидали повторения Гран При Канады, где Льюис уверенно стартовал в гонке и спокойно финишировал первым. Но не в этот раз! В Шпильберге Нико ушел на дистанцию лучше чемпиона мира и уже в первый поворот трассы вошел лидером, тогда как Хэмилтон после гонки сказал, что его подвели обороты двигателя и забуксовавшие колеса.
«У меня возникли проблемы с оборотами двигателя, - объяснил он. - Я убрал ногу с педали газа, а они не упали. Затем я бросил сцепление, и колёса ушли в пробуксовку. Это не лучший способ начать гонку, но мы обязательно поработаем с этой проблемой в гараже».
Далее Льюис пытался обойти Росберга во втором и третьем поворотах трассы, когда позади уже был готов сэндвич из машин McLaren и Ferrari, но немец каждый раз умело блокировал внутреннюю траекторию и смог сохранить лидерство.
«Мы с механиками поработали над сцеплением, - сказал Нико, - и сейчас оно работает намного лучше. В последних четырех гонках я нормально уходил со старта, а здесь все вышло просто блестяще.
Все дело в настройках сцепления. Конечно, очень важно войти в первый поворот лидером. В сражении между мной и Льюисом это ключевой момент».
Разумеется, ключевой, но у Хэмилтона было впереди еще 70 кругов, чтобы попытаться вернуть себе лидерство в гонке, что в последние годы ему нередко удавалось сделать.
Гладкое дорожное полотно, прохладная погода (27 градусов трасса и 15 градусов воздух) и довольно жесткие шины - все говорило о том, что абсолютное большинство пилотов пойдут на одну остановку по ходу дистанции, так что Росбергу предстояло к пит-стопу нарастить отрыв от преследователя, чтобы уверенно провести смену резины.
К концу 25-го круга гонки преимущество немца составляло 4,287 секунды, а его среднее время круга на момент пит-стопа (на 33 круге) держалось на отметке 1.12,568.
Льюис пробыл на трассе на два круга дольше Нико, и его средний результат составлял на тот момент 1.12,634.
Преимущество в 0,066 секунды на составе Supersoft хоть и невелико, но это стало решающим фактором в гонке.
На своем круге заезда в боксы Нико допустил пару небольших ошибок - сначала заблокировал колеса на входе во второй поворот трассы, а затем продолжил мучить шины на въезде на пит-лейн, стараясь не превысить скорость.
Время круга заезда в боксы Льюиса составило 1.15,964, что на 1,196 секунды быстрее, чем у Росберга (1.17,160), но при этом механикам потребовалось на работу на 0,4 секунды больше - в результате он потерял в боксах 0,101 секунды.
В то же время немец был быстрее на круге выезда с пит-лейна (1.29,701 против 1.30,436 у Хэмилтона), а также проехал лучший круг гонки (1.11,235) во время своего первого круга на более жестком составе резины - как раз в момент заезда британца в боксы.
Все это привело к тому, что после череды пит-стопов Нико удалось даже увеличить преимущество над напарником - дело дошло до того, что Хэмилтон начал интересоваться по радио, почему Росберг так далеко от него.
Среднее время круга Нико на шинах Soft (если не считать два последних круга в расслабленном режиме) составило 1.11,642, тогда как аналогичный показатель Льюиса равен 1.12,008, что на 0,366 секунды медленнее. Таким образом, можно сделать вывод, что на более жесткой резине преимущество Росберга над напарником выросло еще больше.
«Я сегодня был просто быстрее, и это стало для меня приятной новостью, - сказал после гонки триумфатор. - К тому же, это была одна из самых легких моих побед - я не ощущал никакого давления, кроме, разве что, момента с пит-стопом. Но я останавливался первым, так что целиком контролировал ситуацию.
Я очень счастлив, ведь с прошлого года я делал упор именно на гоночном темпе, и наконец-то у меня все получилось!»
Больше, чем скорость Росберга в сравнении с Хэмилтоном на Гран При Австрии, впечатлило то, насколько великолепные быстрые круги Нико демонстрировал во время важнейшей фазы гонки, а именно до и после пит-стопов.
Очень легко потерять победу в гонке в такие моменты, но исключительные таланты способны выдавать темп именно в самое нужное время.
Сколько раз на протяжении своей фантастической карьеры Михаэль Шумахер демонстрировал лучшие круги именно до и после остановок в боксах?
Да, круг перед заездом на пит-стоп у Нико получился довольно нервным, а позже у него было определенное преимущество в том, что он использовал новые шины Soft на протяжении двух кругов, в то время как Хэмилтон ехал на изношенных Supersoft.
Однако на круге выезда с пит-стопа он продемонстрировал феноменальную скорость. Именно это позволило ему гарантировать себе успех в Шпильберге без дополнительных "подарков" в виде пяти секунд штрафа для Льюиса за пересечение разграничительной белой линии на выезде с пит-лейна.
После гонки британец утверждал, что ничего не нарушал. Однако начиная с первой тренировки Хэмилтон старался выезжать из боксов на предельной скорости, да и телевизионный повтор отчетливо доказывает правильность решения стюардов.
«Вы могли видеть, насколько отчаянно старался Льюис перед заездом в боксы, как и Нико в эпизоде, когда он вынужден был блокировать колеса на въезде на пит-лейн, – сказал руководитель Mercedes Тото Вольф. – Если ты осознаешь, что это, возможно, единственный шанс, когда ты можешь опередить своего главного оппонента, то ставишь на карту все.
На повторе мы видели, что Льюис нажал на газ очень рано, чтобы быть как можно ближе к Нико, после чего он пересек линию. Когда ты едешь на максимуме, такие помарки иногда случаются».
До конца гонки англичанин изо всех сил старался прессинговать Росберга, но преимущество немца на шинах Soft, которым он воспользовался, избавило его от посягательств партнера по команде на первое место.
Тем не менее при всей силе Нико в Австрии, где он выигрывает второй год подряд после возвращения Ред Булл Ринга в календарь Ф1, смог ли Хэмилтон выступить в свою силу?
Мы знаем, насколько Льюис чувствителен к стабильности машины на торможениях - вполне вероятно, что в Шпильберге у него были проблемы именно в этой области.
Давайте не будем забывать, что его во второй раз подряд здесь развернуло на решающем быстром круге в квалификации. И вновь можно провести параллели с неудобными для него точками торможения на трассе, на который он так и не сумел найти правильный баланс машины.
Вольф также не смог найти ответа на вопрос о том, почему Льюис не смог навязать борьбу Нико в Австрии.
«Честно говоря, я не знаю, что вам ответить, – заявил Тото. – Это особенный автодром. Он качественно отличается от других трасс. Здешнее полотно выложено другим асфальтом.
Думаю, что они очень близки друг к другу по темпу. В прошлом году мы видели, что инициатива может переходить из рук в руки».
На этот раз успех отпраздновал Росберг, охарактеризовавший отчетную викторию как "одну из самых легких побед" над своим главным конкурентом и одним махом "срезал" гандикап от Хэмилтона до десяти очков.
Единственной проблемой, которая возникла у немца в гонке, была чрезмерная вибрация правого переднего колеса, усугубившаяся в последние шесть кругов гонки. Но постфактум Вольф пояснил, что ситуация была взята под контроль посредством бережной работы с тормозами.
Тото уверен, что это не повлияло бы на исход Гран При, ведь выступление Росберга в целом было бесподобным.
Наверное, это была первая безоговорочная победа Нико с 2014 года, когда они с Хэмилтоном начали бороться за чемпионскую корону. Несмотря на то, что немец не любит говорить о различных победных сериях, Росбергу добавится уверенности в собственных силах после трех побед в четырех последних гонках. А успех в Австрии стал одной из самых ярких страниц в его карьере.
Но один знак вопроса относительно противостояния Льюиса и Нико все же остался. Вспомним Гран При Бахрейна-2014: на протяжении всей гонки Нико был быстрее Льюиса, однако ему так и не удалось вырвать победу у оппонента в непосредственной борьбе на трассе - не было того ключевого решающего обгона.
Британцу, в свою очередь, такие маневры в самый нужный момент удавались не раз, но сегодня он вынужден был признать свое поражение, ведь Нико обставил его по всем статьям.
И Росбергу необходимо сделать все возможное, чтобы Льюису приходилось признавать это как можно чаще.