Путеводитель: Гран При в Венгрии

24 июля 2015 в 9:31

Во времена Варшавского договора и Совета Экономической Взаимопомощи Венгрия всегда считалась страной наиболее близкой к западным буржуазным ценностям, а с 1986 года сюда пожаловала Формула 1. Так что советский турист отправлялся в Будапешт не только салями попробовать...

Правда, железный занавес в те годы уже практически падал и вскоре стало возможным добраться и до других автодромов. Но так уж повелось, что Гран При Венгрии – наиболее доступный для россиян этап чемпионата Формулы 1.

До сих пор (несмотря на появление в календаре Гран При России) поездка в Венгрию остается самой демократичной. Да и в плане раздолья и разнообразия развлечений с венгерским этапом мало кто может посоперничать.

Поездка на Гран При вполне может быть лишь маленьким фрагментом большого путешествия на Дунай и его окрестности. Причем, вариантов этих путешествий такое множество, что нашей статьи не хватит для того, чтобы описать и десятую их часть.

Дорога

В Будапешт, банально, можно долететь самолетом. Гораздо живописнее будет дорога на поезде. Тридцать часов в пути, из которых около шести вы проведете на пограничных и таможенных контролях. Зато увидите, Белоруссию, Польшу (исключительно ночные виды), Чехию, Словакию и, собственно, саму Венгрию. Но еще более свободно можно построить график, путешествуя на автомобиле. От Москвы до Будапешта получается около 2000 километров.

Замок Грашшалковичей
Замок Грашшалковичей

Венгрия – страна небольшая, и путь до многих средневековых замков и обратно легко укладывается в один световой день. Скажем, до одного из самых красивых и известных архитектурных дворцов – Грашшалковичей (Замок Гёдёлё) от Будапешта всего 30 километров. Полчаса пути, и вы сможете увидеть, как живали здесь летом австрийские и венгерские короли. Реконструкцию этого дворца исполнили настолько точно и грамотно, что на несколько часов вы словно на машине времени отправляетесь на два века назад. Да и прогулка по прилегающему парку никого не оставляет равнодушным.

А ведь таких замков и крепостей, пусть иногда и не столь тщательно отреставрированных, а то и вовсе сохранившихся в первозданном виде, огромное количество. Единственное исключение, на которое придется потратить несколько дней – это озеро Балатон, которое еще именуют венгерским морем. Тут, конечно, есть доля преувеличения. Хотя в ветреную погоду волнение здесь поднимается, как на настоящем море.

На южном берегу озера, чтобы искупаться вам придется прошагать от берега по колено в воде метров двести, но задержаться здесь все равно имеет смысл: и природой полюбоваться, и свой организм подправить в местных санаториях.

Горячий ключ Европы

Вообще, вода имеет в жизни Венгрии особое значение. Озеро Балатон – главный водоем Центральной Европы. Река Дунай – главный кормилец и главная транспортная артерия страны. Термальные же источники – едва ли не главный магнит для туристов.

В курортной зоне города Мишкольц (примерно 170 км от Будапешта) находится уникальная пещерная купальня с термальной водой. Список болезней, которые здесь лечат, по объему может соперничать с большой медицинской энциклопедией. Но, если вы чего-то все-таки в нем не найдете, есть возможность исправить это уже в Дебрецене, общая площадь купален которого – 11 тысяч квадратных метров. Так что еще одно звание Венгрии – горячий ключ Европы. И убедиться в этом можно, даже не выезжая из Будапешта.

Купальни Сечени
Купальни Сечени

Гордость жителей венгерской столицы – это самая большая термальная купальня в Европе с 11 лечебными бассейнами и 3 саунами. Выглядит сказочно: под открытым небом и ослепительным солнцем, рядом со зданиями в дворцовом стиле отливает лазурью вода в круглых бассейнах, а в них, в окружении цветочных чаш и белоснежных статуй, поправляют здоровье, омолаживаются и хорошеют измученные цивилизацией хронически усталые люди.

В свое время купальни Сечени возводили в расчете на богатых иностранцев, и расчет этот полностью оправдался. Но сейчас они доступны практически каждому.

Не только гуляш

Другой способ услады в Венгрии – это местная кухня. Невероятное разнообразие и богатство мясных блюд. Невероятное количество вариантов использования лука и перца паприка. Невероятно, но факт: Венгрия главный мировой поставщик молотой паприки. А знаменитая венгерская уха халасле!

Торт Добош
Торт Добош

Венгерские десерты совсем не уступают австрийским, которые была возможность распробовать совсем недавно: блинчики по-гунделевски, торт Добош из шести (!) слоев бисквита с шоколадным кремом и карамельной лазурью. И при этом, что бы вы не заказали, к каждому блюду вам подберут соответствующее вино. Известный всем Токай – это ведь только вершина винного айсберга Венгрии.

Буда и Пешт

Абсолютно бессмысленно давать советы на тему, что стоит посмотреть из архитектурных особенностей в Будапеште. Тем более, что по большому счету – это два совершенно разных города – Буда и Пешт. А на самом деле при слиянии их было даже три – еще и Обуда. Разделенные Дунаем, они и в своих постройках несут совершенно разную философию. И в целом Будапешт кажется даже слишком большим для такой маленькой страны, так как он вполне бы мог быть столицей какого-нибудь всеевропейского объединения.

Мост Свободы
Мост Свободы

Отдельная история – великолепные длиннющие мосты, до того изысканные, что память рисует их такими, какими они и остались, будучи увиденными в лучах заходящего солнца – позолоченными. Будапешт едва ли не в большей степени, чем Вена, несет на себе отпечаток золотой осени империи Габсбургов – его великолепие результат того, что в двухголовой империи при Франце Иосифе венгров наконец-то уравняли в правах с австрийцами.

Император короновался короной Святого Стефана (Иштвана), получил титул короля всех мадьяр, а красавица императрица Сиси стала обворожительной королевой Венгрии. Деньги у местных купцов и банкиров водились. И обитатели Буды и Пешта отгрохали себе вторую столицу, пригласив модных архитекторов.

Невероятный, круглокупольный парламент, весь утыканный каменными готическим булавочками. Мост Свободы, охраняемый птицами Туруль - мадьярскими не то Сиринами, не то Алконостами, с которого украли золотую заклепку, вбитую при постройке лично последним императором Австро-Венгрии.

Метро и Трамваи

Вход в метро в Будапеште
Вход в метро в Будапеште

А еще в те времена успели построить первое в континентальной Европе метро. Прежде венгров этим видом транспорта начали пользоваться только лондонцы и жители Нью-Йорка. Решение о его строительстве принимали еще в 1870-м, а первая линия была открыта в 1896-м – как раз к 1000-летию Обретения родины, национальному празднику, символизирующему приход венгров на Дунай.

И очень здорово, что в Будапеште не стали омолаживать и реконструировать ту самую историческую первую (желтую) ветку метро. Она даже по оформлению входов, по платформам, по своему подвижному составу коренным образом отличается от современных метрополитенов. И если ты – турист, то самую простую поездку в метро ты можешь превратить в настоящую экскурсию. Надо только не промахнуться с покупкой билетов.

Венгры немного жалеют краски на то, чтобы печатать вывески не только на венгерском, но и на английском языке. А потому разобраться от какой станции до какой тебе надо купить билет без помощи аборигенов бывает весьма затруднительно (в Будапеште стоимость проезда в метро зависит именно от количества станции, которые вы намереваетесь проехать). А вот контролера встретить и обрести неприятности – гораздо легче.

Трамвай в Будапеште
Трамвай в Будапеште

Еще из видов муниципального транспорта стоит отметить трамвай. В своей электрической ипостаси он появился в Будапеште на год позже метрополитена. Но сейчас считается едва ли не самым загруженным в мире. По венгерской столице проложено больше 30 веток, по которым буквально летают самые длинные на планете трамвайные составы – иначе их назвать и язык не поворачивается – 56 метров!

Билеты на трамвай надо покупать заранее – они продаются едва ли в каждой сувенирной или газетной лавке. А зайдя в вагон, билет надо внимательно прокомпостировать. Прямо как лет на 30 назад переносишься! Для туристов особенно важны маршруты 2 и 2А. Они курсируют мимо всех главных достопримечательностей Будапешта.

Гран При

Хунгароринг
Хунгароринг

Ну и уж раз вы приехали в Венгрию, имея в кармане билеты на Гран При, то стоит в день гонки воспользоваться автобусами, которые организаторы пускают специально из нескольких районов Будапешта до Хунгароринга.

Трасса в Венгрии считается одной из самых узких в календаре Формулы 1, так что большого количества обгонов увидеть не удастся, зато можно в деталях разглядеть все наклейки на машине своего кумира – скорости на Хургароринге самые низкие в сезоне Ф1. Гоночное кольцо в Венгрии размещается в своеобразном котловане, и места вокруг него до недавнего времени были бесплатными.

Многотысячная гвардия болельщиков, злоупотребляющих местным пивом и салями, приезжает в окрестности столицы, прихватив из дома собственные шезлонги, не только ради гонки, но и ради яркого праздника. Именно эти отчаянные болельщики и создают главную пробку на выезде с Хунгароринга. Пробраться после гонки в город можно по единственной дороге с торжественным названием "Берни Авеню".

Да и въехать на трассу можно только по этой лесной дорожке, так что прыгайте в бесплатный автобус, который привезет вас в зрительскую зону в объезд заторов и пробок.

А уж если вы решились вкусить все прелести восточноевропейского Гран При – сразу после гонки оправляйтесь в гигантский аквапарк, раскинувшийся прямо около трассы – к слову, с вершины водной горки лучше всего можно разглядеть паддок Формулы 1, собирающийся на каникулы...

Игорь Швецов и Оксана Косаченко специально для AUTOSPORT.com.ru

...
...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle