Дайте больше свободы! Спорт или игра?
Новую лицензионную игру Ф1 от Codemasters, появившуюся недавно на прилавках, можно хвалить или ругать, но пока руководство спорта не поймет, что на дворе уже 21-й век, Большие Призы так и будут топтаться на одном месте в сравнении с другими видами спорта. Слово Гленну Фриману...
Формуле 1 потребовалось на это какое-то время, но за последние 12 месяцев спорт действительно сделал серьезный шаг в отношении новых технологий и видов пиара. Социальные сети, канал на YouTube, мобильные приложения - все это постепенно внедряется и совершенствуется, хотя раньше руководство Больших Призов раз за разом отмахивалось от этих ново(модных)введений, как от назойливых мух.
Но есть и еще одна отрасль, к которой власть имущим в Ф1 стоит присмотреться более пристально, если они хотят повышать популярность и привлекательность спорта среди молодого поколения. Я говорю о компьютерных играх.
В компании Codemasters, с 2010 года владеющей лицензией на выпуск официальной игры Ф1, действительно вдохнули новую жизнь в свое творение для нового поколения игровых приставок Playstation 4 и Xbox One.
Конечно, у игры есть свои недостатки и ограничения, о которых мы поговорим ниже, но было бы неправильно направлять все критические стрелы - особенно касательно недостатка гибкости в игре - в адрес разработчиков. Надо понимать, что они действовали в условиях жестких рамок - им сказали в точности отразить нынешний сезон Ф1, а любой шаг вправо или влево расценивался как попытка к бегству и нещадно пресекался со стороны руководства спорта.
В верхах Больших Призов почему-то до сих пор не хотят следовать другим видам спорта в плане предоставления безграничной свободы выбора и действий своим поклонникам. Это ведь просто игра…
В 2015-м так действовать нельзя, ведь сегодня у людей есть огромный выбор игр, в которых они вольны делать все, что им заблагорассудится, а не следовать четким канонам и контрактным обязательствам.
Будь то футбол, баскетбол, гольф, рестлинг или что-то еще, разработчики стремятся к тому, чтобы игроки чувствовали себя в полной мере частью происходящего и могли сделать то, что в обычной жизни им неподвластно. Границы между ролевыми и спортивными играми все больше размываются, но в Ф1 совершенно не стремятся идти по этому пути.
Мы не собираемся говорить о том, какой должна быть игра, тем более что недавно мы уже публиковали на нашем сайте диалог с разработчиками.
В частности, на вопрос о свободе действий в игре глава отдела разработки игр Codemasters Ли Матер ответил: «Мы тщательно обсуждаем с руководством Ф1 различные варианты на будущее, и они демонстрируют свою открытость к нашим идеям. Это позволит нам реализовать в следующих версиях кое-что интересное».
В недавнем интервью директор игрового направления компании Пол Джил отметил: «Мы бы с удовольствием дали полную свободу действий игрокам - пусть они сами выбирают, кому и за какую команду выступать, но это политические вопросы...»
Таким образом, однобокий подход а-ля 20-й век руководства Ф1 к этому аспекту способен убить желание игроков следовать четким контрактным предписаниям и побудить их вовсе отказаться от этого продукта.
Ну ладно, а что насчет самой игры?
Она уже некоторое время находится на прилавках, и мы смогли с ней ознакомиться довольно подробно.
В компании Codemasters обещали значительно улучшить искусственный интеллект соперников на трассе и в корне пересмотреть модель управления - и, надо сказать, не обманули.
Отныне компьютерные оппоненты не боятся противостоять своим искусственным коллегам и реальным противникам, тогда как их предшественники вели себя на трассе исключительно корректно - даже пугливо - и совершенно не давали отпор своими действиями.
Попробуйте теперь сунуть нос перед соперником на разгоне или перед точкой торможения, и он не смирится с этим, как это было раньше. Пока вы будете привыкать к новому поведению противников, вас ждет немало аварий - это мы вам гарантируем.
Еще одним положительным аспектом является более агрессивная борьба между компьютерными соперниками - ботами. Теперь они друг с другом действуют столь же непредсказуемо и жестко, как и с реальными оппонентами, что добавляет реализма гонкам. Вы можете быть уверены, что на исход гонки могут повлиять не только ваши собственные инциденты, но и аварии между соперниками - смотреть на это на повторах - одно удовольствие.
Также изменилась и система штрафов - теперь вас не будут наказывать за малейший контакт с соперником, к тому же, и боты будут получать свои штрафы за коллизии. За время тестирования игры мы даже видели эпизод с исключением результата компьютерного оппонента из квалификации за нарушение под желтыми флагами. Отличное внимание к деталям.
Улучшение искусственного интеллекта стало одним из главных изменений в игре, и теперь можно точно сказать, что в компании не просто добавили красок своему новому продукту, тем более что предыдущие поколения игры, особенно для PS3 и Xbox 360, в этом отношении были, мягко говоря, не фонтан.
К тому же, в этом году компания потратила немало сил, чтобы выпустить игру не в конце сезона, как обычно, а в середине, и это очень важно! Всегда было очень странное ощущение - начинаешь сезон на Гран При Австралии, а реальные пилоты в это время уже уходят в межсезонный отпуск.
Презентация игры в летний перерыв - и даже обновленная ливрея машин McLaren, которую можно скачать в сети, - это великолепная новость для всех поклонников спорта! Будем надеяться, это станет доброй традицией…
Был и еще один момент, который вызывал массу нареканий - это управление машиной. Теперь все эти инертные и тормозные отклики органов управления остались в прошлом - даже с геймпадом (а доля игроков, использующих в игре именно их, по оценке Codemasters, составляет 95-97%) машины стали очень послушными и четкими в управлении.
В прошлых версиях в случае, если ты чуть неправильно вошел в поворот, выправить ситуацию по ходу виража было уже практически невозможно из-за слабого отклика управляемости. Сейчас же все стало иначе, и прогресс в отношении органов управления действительно заметен.
Дает ли это ощущение полной симуляции поведения машины? Конечно, нет, но о точной симуляции чаще всего говорят люди, не имеющие ни малейшего представления о поведении реальной машины Ф1, особенно на пределе. Важно то, что эти изменения позволяют игрокам атаковать гораздо больше и получать удовольствие.
Современные машины Ф1 очень хорошо отрабатывают поребрики на трассах, и в этой версии этому также было уделено немалое внимание. К тому же, ты чувствуешь, как машина начинает нервно дергаться при пропуске точки торможения и сходить с траектории при малейшем промахе мимо апекса поворота. Также машина очень естественно реагирует на излишнее открытие дросселя - сказывается немалая мощность.
В целом же можно сказать, что новая игра является отличным компромиссом между тем, чтобы позволить новичкам освоиться за рулем гоночной машины, и дать "хардкорщикам" получить удовольствие.
Возвращаясь к искусственному интеллекту, нельзя не отметить, что скользить по трассе начали не только машины игрока, но и его компьютерных соперников, особенно это касается стабильности на разгонах, когда колесам передается огромный крутящий момент. Кроме того, хорошо отработан и процесс деградации и износа резины - в такие моменты искусственные соперники начинают допускать ошибки, а их машины ведут себя более нервно, чем можно воспользоваться.
В Codemasters довольны тем, насколько им удалось улучшить модель шин по сравнению с предыдущими версиями игры. Эффект снижения сцепления с дорожным полотном отныне происходит более реалистично - постепенно снижается скорость прохождения поворотов, и игрок вынужден атаковать менее агрессивно, тогда как раньше держак просто резко пропадал, и машина начинала уходить в заносы.
В начале статьи мы отметили, что могли бы смириться с некоторыми ограничениями в игре, связанными с правами, но мы не собираемся петь F1 2015 дифирамбы, несмотря на то, что нам многое в ней понравилось.
В игре очень мало режимов - а единственные отличия между чемпионатом в режиме "коротких гонок" и полным сезоном заключаются, в основном, в сценах до и после сессий с комментариями Дэвида Крофта и Энтони Дэвидсона.
Еще один режим - "профессиональный сезон", включающий в себя гонки с полной дистанцией, отсутствие помощи в управлении и камеру, установленную на шлеме - но это все можно сконфигурировать и в двух других режимах.
Режим карьеры и вовсе был на время убран разработчиками - по их словам, они собираются полностью его переделать и представить в следующих версиях в новом облике. Жаль, конечно, что теперь никак и нигде нельзя вписать свое имя и оставить след в истории Больших Призов, ведь именно это является одной из отличительных черт других игр, имитирующих реальные спортивные соревнования.
Главным минусом этой игры, пожалуй, является то, что вы вынуждены мириться с действующим положением вещей и раскладом сил в пелотоне Формулы 1, так что для того, чтобы получить настоящее удовольствие от борьбы за первые места в составе, допустим, команды Ferrari, вам придется терпеливо ждать этапа, где у Скудерии будет хоть какой-то шанс побороться с Mercedes.
Нам даже повезло и разок мы увидели пилотов Williams, борющихся за высокие места в гонке. Хотелось бы, чтобы силы соперников хотя бы в игре были более приближены друг к другу, чтобы можно было по максимуму использовать все преимущества улучшенного искусственного интеллекта.
И хотя это является отражением действительности, и изменений в этой области нужно ждать прежде всего от реальных соперников коллектива из Брэкли, мы были бы не против, если бы в игре было реализовано хоть какое-то изменение формы команд от сезона к сезону, намек на что был сделан в режиме карьеры в версии 2012 года.
Критики игры будут продолжать тыкать пальцем в полное отсутствие гибкости и необходимость точно следовать условностям нынешнего сезона (и прошлого, поскольку он также включен в игру). Но главное в том, что разработчики сделали ощутимый шаг вперед, и с этим не поспоришь.
Что ж, в Codemasters сделали свой ход, теперь очередь акционеров, ответственных за права и лицензии в спорте, ослабить хватку и позволить игрокам почувствовать себя составляющей Больших Призов.
Кто знает, возможно, это поможет привлечь новых поклонников на трибуны этапов Формулы 1...