Haas F1 - самоубийство для Грожана?
Решение Ромена Грожана присоединиться к дебютанту чемпионата - команде Haas - выглядит довольно рискованным, однако Иан Паркес считает, что француз все просчитал на много ходов вперед...
Когда стало известно, что Ромен Грожан продолжит свою карьеру пилота Ф1 в новой команде Haas, многие подумали, что француз просто лишился рассудка.
И правда, для чего нужно опытному пилоту, поднимавшемуся в Больших Призах на подиум, так рисковать? А ведь любой стартап - это, по сути, огромный риск, тут никуда не денешься.
Более того, это удивительно и с той точки зрения, что после сумбурного начала карьеры в Ф1, когда Ромен вполне мог лишиться места боевого пилота уже после первого своего сезона в Королевских гонках, он только-только стабилизировал свое положение - причем как на трассе, так и вне ее.
Точкой максимального спада в карьере Грожана, насчитывающей 78 гонок в Ф1, безусловно, была авария в первом повороте Гран При Бельгии в 2012 году.
В результате того инцидента француз вынужден был из-за штрафа пропустить следующую гонку, что заставило его задуматься о своем поведении и даже начать посещать спортивного психолога.
И такой вдумчивый подход принес свои дивиденды - в итоге страница со множеством аварий и прецедентов была перевернута, и Ромен, по сути, начал жизнь с чистого листа.
И это касается не только Формулы 1. Вне трассы Грожан является, как принято говорить, примерным семьянином, воспитывающим двух маленьких сыновей, так что на его лице всегда появляется широкая улыбка, когда речь заходит о том, что ему наиболее дорого в жизни.
В гонках мы в последние годы также видим абсолютно уверенного в себе пилота, способного на дерзкие, но уже гораздо более обдуманные маневры - при этом ни у кого не возникает сомнений в скорости и технической подкованности француза.
Вспомните тот же Гран При Бельгии, но не трехлетней давности, а нынешний, где Ромен занял третье место, таким образом принеся команде Lotus первый подиум за последнюю 31 гонку.
И это было еще более удивительно, если принять во внимание, что к тому моменту машину практически не дорабатывали на протяжении пары месяцев, ведь в команде начался настоящий финансовый кризис на фоне перспектив выкупа коллектива компанией Renault.
И все же именно в Спа, где три года назад Ромен показал всему миру, как делать не надо, он исправил все свои ошибки и взошел на пьедестал, доказав всем, что не только Льюисом Хэмилтоном, Себастьяном Феттелем и Фернандо Алонсо жива Формула 1.
В свете приближающейся сделки о выкупе команды Lotus французским производителем, казалось бы, кто должен возглавить боевой лист пилотов нового заводского коллектива, как не гонщик с французским паспортом?
Так почему же Грожан принял столь странное, на первый взгляд, решение перейти в таинственную заокеанскую команду Haas? Многие сразу же окрестили этот шаг как карьерное самоубийство.
А если вспомнить, как в последние годы дебютировали в Больших Призах новые команды, становится и правда несколько тревожно за 29-летнего пилота.
Из всех трех стартапов последних лет выжил, если это можно так назвать с учетом нынешнего огромного отставания от пелотона, только один - коллектив Marussia/Manor, подвергшийся внешнему управлению в конце минувшего года.
Команда HRT канула в Лету после трех лет пребывания в Больших Призах, а коллективу Caterham не так повезло, как Marussia - к ним не приехал рыцарь на белом коне и не вызволил их из лап временной администрации.
Более того, из 257 гонок, которые провели эти команды, лишь однажды машина вошла в призовую десятку, и сделал это на прошлогоднем этапе в Монако безвременно ушедший от нас Жюль Бьянки.
Все это говорит о том, что, как минимум, в следующем сезоне Грожану придется довольствоваться местами в конце пелотона и сражаться разве что с гонщиками красно-синих машин, а не полностью красных, как хотелось бы.
К тому же, в первый год выступлений в Ф1 дебютанты зачастую даже с трудом добираются до клетчатого флага в гонках из-за ненадежности своих необкатанных агрегатов. Современная Формула 1 невероятно сложна, и новичкам приходится очень многому учиться в сжатые сроки.
И именно поэтому опытные пилоты очень редко соглашаются помочь дебютантам в освоении этих новых для них земель - во-первых, им не хочется постоянно ездить в окружении синих флагов, во-вторых, они не желают быть подопытными кроликами.
Так что же с Роменом? Неужели он сошел с ума?
Вероятно, можно и так сказать, особенно с учетом того, что он отказался от лидерства в потенциально заводском коллективе Renault, в прошлом десятилетии добивавшемся побед и титулов и обладающем огромным финансовым потенциалом.
Что касается инфраструктуры, у Renault есть все необходимое для производства силовых установок на заводе в Вири, да и с базой команды в Энстоуне они знакомы как никто другой.
Да, французская компания не слишком удачно справилась со своей задачей при переходе на новый технический регламент с турбированными 6-цилиндровыми двигателями, что в результате привело к разрыву в некогда чемпионском дуэте с Red Bull, но если рассматривать долгосрочную перспективу, то традиционные желтые цвета Renault представляли бы гораздо больше возможностей для Грожана, чем цвета новичков из Haas, которые, кстати, тоже могут оказаться желтыми.
Так ли это на самом деле? Совсем необязательно.
Не стоит забывать о том, что команда Haas - это несколько нетрадиционный дебютант в Ф1.
Владелец команды Джин Хаас, представляющий очень успешную марку Stewart-Haas из американской кольцевой серии NASCAR, обладает огромным опытом в автоспорте, чем выгодно отличается от своих предшественников в плане дебюта в Ф1.
К тому же, за его плечами строительство не одной гоночной машины высочайшего качества, да и с инфраструктурой и производственными мощностями и площадями никаких проблем у него нет.
Да, у них нет понимания технических нюансов современной Формулы 1, являющейся невероятно сложным механизмом, но и об этом они позаботились, подстелив себе соломку в виде соглашения о техническом партнерстве с Ferrari, опыта которым уж точно не занимать.
Скудерия будет поставлять команде Хааса самые последние разработки своих силовых агрегатов, а также по максимуму все комплектующие для наиболее безболезненного старта нового коллектива в Ф1.
При этом Хаас может сколько угодно отрицать сам термин, но, по сути, в следующем году его коллектив станет второй командой Ferrari в пелотоне.
А если учесть, какими огромными шагами Скудерия добивалась прогресса с прошлогоднего межсезонья, можно предположить, что Haas F1 также очень быстро вольется в борьбу, по крайней мере, в середине таблицы.
Надо отметить, что многое будет зависеть от аэродинамики машины, ведь, обладая одним из самых мощных моторов в пелотоне, будет очень обидно не использовать весь его потенциал в отношении прижимной силы.
И именно здесь может пригодиться немалый опыт Ромена, ведь Хаас с самого начала делал акцент на опытных гонщиках, которые должны обеспечить команду качественной обратной связью с самого этапа подготовки к старту в чемпионате.
Но у Грожана есть еще один далеко не последний по важности соблазн при переходе в новую команду - это, безусловно, их тесная связь с Ferrari.
Партнерство Haas со Скудерией означает, что в Маранелло в следующем году будут иметь полный доступ к информации и телеметрии обоих гонщиков нового коллектива.
В Ferrari в последние годы не скрывали своего восхищения французом, а теперь у них появится возможность детально проанализировать и оценить его пилотирование на всех без исключения автодромах чемпионата, что можно рассматривать в качестве бесплатной рекламной площадки для Ромена.
Конечно, они могли продолжать наблюдать за Грожаном и в стане Lotus/Renault с прицелом на потенциальную замену Кими Райкконена в сезоне-2017, но делать это в спокойной обстановке с полной информационной выкладкой будет гораздо удобнее.
Кто-то скажет, что в этом случае Ромен выбрал слишком уж окольный путь к красным холмам в Маранелло, но в достижении заветной цели все средства хороши...