Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Макс и Карлос о своих гоночных отцах

Бен Андерсон
9 декабря 2015 в 10:25

В паддоке Формулы 1 нередко можно встретить членов семей гонщиков, но немногие из них столь же знамениты, как Карлос Сайнс и Йос Ферстаппен. Бен Андерсон расспросил сыновей этих известных личностей в автоспорте об их влиятельных отцах...

Молодые люди зачастую смущаются, когда родители вмешиваются в их дела, стараясь поскорее освободиться от их пут. Сами подумайте, хотели ли бы вы, чтобы ваш папа прыгал вокруг вас, когда вы стараетесь выглядеть крутым парнем среди своих сверстников? Ну а где еще, как не в Формуле 1, можно походить гоголем?

Но в случае с Максом Ферстаппеном и Карлосом Сайнсом-младшим все совсем не так. Дебютанты Ф1 и напарники по команде Toro Rosso понимают, какой вклад в автоспорт внесли их знаменитые отцы, и знают, что у них действительно есть чему поучиться.

В этом отношении Карлоса и Йоса нельзя назвать типичными гоночными отцами, сопровождающими своих чад везде и всегда начиная с картинга, ведь они сами в прошлом выступали в гонках, и выступали достаточно убедительно.

На счету Йоса "Босса" Ферстаппена 106 стартов в Гран При между 1994 и 2003 годами и два подиума в дебютном сезоне, тогда как Карлос Сайнс-старший дважды становился лучшим в чемпионате мира по ралли в 90-х.

При этом Йос всегда тщательно вел дела юного Макса начиная с картинга и был его личным механиком и инженером.

«Не думаю, что он похож на типичного отца гонщика, - сказал Макс в интервью нашему сайту. - Думаю, таких отношений между сыном и отцом в паддоке вы больше не встретите.

Мы всё и всегда делали вместе. Он сам ковырялся в моих двигателях еще в картинге, все сам делал. Мы по целому дню проводили на динамометрическом стенде, стараясь сделать мотор мощнее. Не думаю, что многие отцы уделяли карьере сына столько внимания.

Йос Ферстаппен дебютировал в Ф1 в 1994-м в качестве напарника Михаэля Шумахера ©LAT
Йос Ферстаппен дебютировал в Ф1 в 1994-м в качестве напарника Михаэля ШумахераФото: LAT

Со временем я приобретал все больше и больше опыта, но папа всегда был рядом. Причем для меня это естественная ситуация, так как по-другому у нас никогда и не было».

Максу очень повезло, что его отец обладает таким огромным опытом в гонках. При этом карьера самого Йоса началась в Формуле 1 совсем не так, как ему бы хотелось. Будучи партнером по команде Михаэля Шумахера, он усвоил немало важных уроков, после чего сменил не одну маленькую команду, но настоящего успеха достичь так и не смог.

«Начало его карьеры было в чем-то схожим с моим, - продолжил Макс, дебютировавший в Ф1 всего после одного сезона в Ф3, тогда как его отец перешел в Большие Призы, победив в серии Benelux Opel Lotus в 1992-м и немецкой Ф3 в 1993-м, после чего его неожиданно позвали на тесты с McLaren и Footwork/Arrows. - Он тоже мало гонок провел в низших категориях, а затем сразу дебютировал на Гран При.

Конечно, все знают, что было дальше - просто он всегда оказывался не в то время и не в том месте.

Ну а потом все стало только сложнее - после неудачного сезона очень сложно вернуться в топовую команду. К сожалению, после этого ему так и не представился шанс проявить себя. Причин было много.

Но я считаю его выдающимся гонщиком. Когда мы гонялись в картинге и где бы то ни было, он всегда был на высоте - он настоящий боец.

Кроме того, я очень ценю, что после Формулы 1 он решил завершить свою карьеру и целиком посвятить свою жизнь мне. Многие ли отцы способны на это? Я знаю многих, кто до сих пор гоняется в свое удовольствие в различных сериях, и они особенно не помогают своим детям.

Йос наблюдает за Максом на тестах Ф3 на Хунгароринге в прошлом году ©XPB
Йос наблюдает за Максом на тестах Ф3 на Хунгароринге в прошлом годуФото: XPB

Но мой отец так решил, и я ему за это очень благодарен. Без него меня бы здесь не было, это точно».

Определенный риск в том, чтобы идти тем же путем, которым прошел отец без особого успеха, конечно же, был, но в семье Ферстаппенов всегда надеялись, что Макс будет учиться гораздо быстрее, если будет идти большими шагами, а не проходить все молодежные серии.

«Это было непростое решение, но я вполне комфортно чувствовал себя за рулем машины Ф3, так что не было никакого смысла ездить в 2-литровой Формуле Renault, - добавил Макс. - Отец подумал так же, и все прошло нормально.

Мы решили не упрощать себе жизнь. Все так делали - все шли в два литра. Мы же решили пойти другим путем и обратили внимание на Ф3.

И в этом соревновании было много сильных пилотов, что бы там ни говорили о Формуле 3.

Также мне повезло в том, что в Формуле 1 мне не пришлось, как когда-то отцу, дебютировать в партнерстве с пилотом уровня Михаэля Шумахера.

К тому же, в прошлом все было иначе - тогда многое нужно было делать самому, возиться с машиной. Сейчас же все проверяют специально обученные люди, а пилоты только гоняются».

Йос провел большинство лет в Ф1 в маленьких командах вроде Simtek ©LAT
Йос провел большинство лет в Ф1 в маленьких командах вроде SimtekФото: LAT

Максу всегда давали больше лет, чем ему есть на самом деле - в основном из-за того, что отец еще в раннем детстве всему его научил. И продолжает учить сейчас, посещая все Гран При вместе с ним.

«Меня это особенно не беспокоит, - продолжил 18-летний голландец. - Ему до сих пор есть чему меня учить, он постоянно дает советы: «Держи концентрацию» или «Это только пятница»… Мне это очень помогает.

Дело в том, что он знает, когда и что именно мне надо сказать, поскольку он очень хорошо меня знает.

Если он видит, что я не выкладываюсь на все 100%, он мне сразу об этом говорит. Или когда понимает, что нужно оставаться реалистом - тоже подсказывает.

[Наши отношения] остались почти такими же, какими были много лет назад [в картинге]. Единственное, что изменилось - сейчас я больше делаю сам и сам общаюсь с командой.

Это также добавляет мне опыта. Я постепенно расту».

В случае с Карлосом Сайнсом все немножко иначе. Он почти на три года старше Макса, а его отец меньше вовлечен непосредственно в его карьеру, а, скорее, присутствует в роли заинтересованного наблюдателя, прививающего своему сыну определенные качества, оставаясь при этом чуть в стороне.

«Полагаю, как отец относился к своей карьере, примерно так же он относится и к моей - особенно это было заметно на ранней стадии, - сказал Сайнс-младший. - Он постоянно разговаривал со мной о том, что я должен профессионально и методично подходить к делу - он настоящий перфекционист.

Карлос Сайнс-старший дает сыну больше свободы ©LAT
Карлос Сайнс-старший дает сыну больше свободыФото: LAT

С самого начала он старался привить мне это - постоянно напоминал, чтобы я обращал внимание на мелочи, знал, с каким давлением в шинах я ездил, и как вообще пилотировал.

Его это по-настоящему заботило. Он никогда не говорил мне, как нужно управлять машиной, как входить в повороты или обгонять, поскольку всегда был уверен, что это заложено изначально с талантом. И он верит, что у меня есть этот талант.

Это было довольно непросто, особенно в 11, 12, 13 лет, когда тебе не хочется постоянно заниматься делом. Ты хочешь пойти выпить горячего шоколада с друзьями и просто получать удовольствие от жизни и от гонок.

Но мне приходилось заниматься и тщательно все запоминать, потому что я знал, что после гонки он обязательно подойдет и спросит: «Какое было давление в шинах?», «Какие изменения в настройки ты вносил?»

А обмануть его было невозможно, он все проверял у механиков! Это было настоящее испытание!»

Карлос также поведал о том, что такое дотошное отношение к деталям пару раз даже приводило к серьезным разладам в их отношениях.

Подход Сайнса позволил ему дважды стать чемпионом мира по ралли ©LAT
Подход Сайнса позволил ему дважды стать чемпионом мира по раллиФото: LAT

«Он был очень суров в отношении меня, - продолжил испанец. - Спросите у него, он подтвердит. Стоило мне допустить малейшую ошибку, и он тут же на нее указывал.

Это у него в крови, он никогда не изменится. Но это сделало меня сильнее и заставило поверить в свои способности и критически относиться к делу. Он всегда считал, что и без него найдется немало людей, которые будут меня хвалить.

Мы несколько раз разговаривали с ним об этом, я говорил ему: «Пап, ты вылитый Хельмут Марко!», его это всегда забавляло. Но в конечном счете его подход оправдался. Думаю, мне именно это и надо было.

Я бы ничего не хотел изменить, несмотря на то, что порой было очень непросто».

В конечном итоге такая суровая отцовская любовь помогла Карлосу дебютировать в этом году в Формуле 1, и он немало удивил команду Toro Rosso своими аналитическими способностями и пониманием технических процессов.

«Мне потребовалось некоторое время, чтобы извлечь пользу из своих знаний за рулем машины Ф1, - добавил Карлос. - К тому же, мне очень помогла работа на симуляторе Red Bull в прошлом году. Также я участвовал в тестах в Абу-Даби в 2014-м, что добавило в эту мозаику заключительный недостающий фрагмент.

Тесты Сайнса в Red Bull были ключевым моментом ©LAT
Тесты Сайнса в Red Bull были ключевым моментомФото: LAT

Механики поняли ценность моего подхода, когда я начал говорить им о нюансах поведения машины на трассе, и при этом все мои отзывы совпадали с мнением [Даниэля] Риккардо. Вся та работа положительно сказалась на моей дальнейшей карьере».

Сайнс также отметил, что сейчас очень рад тому, что в детстве получил такой опыт общения с отцом, но признал, что раньше ему было очень сложно мириться с тем, что его воспринимали лишь как сына двукратного чемпиона мира по ралли.

«Сейчас я понимаю, что мне очень повезло, но если бы вы спросили меня об этом в 12-13 лет, я бы ответил совершенно иначе, - сказал Карлос. - У меня не было собственного имени.

Я был лишь "сыном чемпиона", и парни вокруг всегда хотели меня обогнать, чтобы потом хвастаться, что они быстрее сына чемпиона мира.

Я чувствовал, что все настроены против меня, и это сильно раздражало. Но в итоге это сделало меня сильнее».

Также испанец отметил, что в этом году его отношения с отцом немного изменились. Сайнс-старший сейчас очень занят своим проектом Peugeot на "Дакаре", поэтому на гонки Ф1 приезжает на так часто.

«В этом году кое-что изменилось - папа решил сделать один шаг назад, - признал Карлос. - Он посещает далеко не все гонки. У него собственный гоночный проект, и это очень здорово, поскольку он чувствует собственную значимость.

Гонки дают ему мотивацию в жизни, он не замкнут на моей карьере.

Сайнс-старший занят собственной гоночной программой в "Дакаре"
Сайнс-старший занят собственной гоночной программой в "Дакаре"

Внешне все изменилось, но он не стал при этом меньше меня поддерживать. В любой ситуации, когда я не знаю, как поступить, как общаться с командой, как решать какие-то политические вопросы, я советуюсь с ним, и он всегда мне помогает.

В прошлом году я сильно повзрослел, и отец это заметил, так что он стал меньше времени уделять мне, сказав как-то: «Смотри, сейчас целых 450 человек работают на тебя. Их цель - это твой результат. Не думаю, что всем этим людям нужен твой папа.

Они хотят видеть тебя - взрослого и уверенного в себе, а не человека, который стоит рядом со мной и озвучивает мои мысли»

Он сказал мне: «Не беспокойся, я всегда рядом. Когда тебе будет нужно, я всегда помогу, но покажи им всем, из чего ты сделан!»

Конечно, временами у таких отцов не забалуешь, но нельзя недооценивать тот опыт, который Карлос и Йос передали своим сыновьям.

Сейчас пришло время этим молодым парням заявить о себе во весь голос, и мало кто будет отрицать, что они уже великолепно себя проявили. Под присмотром отцов или нет - это неважно!

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle