Куда испарилось преимущество Льюиса?

Бен Андерсон
1 декабря 2015 в 10:04

Пик формы Нико Росберга пришелся в этом году на позднюю осень, когда судьба титула уже была решена. Бен Андерсон анализирует события заключительного этапа чемпионата в Абу-Даби и предостерегает Льюиса Хэмилтона от затяжного межсезонного спада...

Выравнивание шансов на победу в гонке между пилотами Mercedes в этом году все же произошло, но, увы, слишком поздно.

Хэмилтон уж не один месяц как трехкратный чемпион мира, и никто уже не отнимет у него этого звания, а если бы Нико Росберг обрел свою форму чуть пораньше - хотя бы в разгар лета, - то у титулованного британца возникли бы немалые проблемы. И это лишний раз продемонстрировали заключительные гонки сезона.

Хэмилтон на протяжении последних трех Гран При ничего не может противопоставить своему напарнику по команде, а если учитывать проблемы Росберга с педалью газа в Сочи и порыв ветра вкупе с ошибкой на мокром поребрике в Остине, можно сказать, что Льюис не чувствовал вкуса легкой победы уже целых пять гонок.

И это не может быть случайностью - скорее, пора говорить о какой-то закономерности. Ясно одно: баланс сил к концу сезона сместился, и Льюису необходимо попытаться за зиму восстановить утраченные силы, если он хочет в следующем году взять свой третий титул подряд.

Победа Росберга в Абу-Даби была, пожалуй, наиболее уверенной в нынешнем сезоне. Его превосходство над напарником в квалификации было максимальным за весь сезон, а итоговый отрыв на финише гонки в размере более восьми секунд стал повторением австрийского преимущества немца, где он на старте вырвался вперед и не подпустил конкурента близко.

Нико Росберг сразу оторвался от соперников ©XPB
Нико Росберг сразу оторвался от соперниковФото: XPB

К тому же, не стоит забывать, что в последних трех гонках Росберг успешно стартовал с поула, не пускал вперед агрессивного Льюиса и далее наращивал свой отрыв. Чистая победа!

В Абу-Даби Нико выиграл стартовый отрезок дистанции с перевесом в 0,515 секунды с круга на протяжении первых девяти кругов, доведя свое преимущество до колоссальных 4,5 секунд уже к первому пит-стопу.

На следующем отрезке из 19 кругов на составе Soft Льюис вышел вперед по среднему времени прохождения круга на 0,276 секунды, сократив отставание от напарника до полутора секунд к моменту второй остановки Нико в боксах на 31-м круге.

Череда пит-стопов не позволила нам увидеть борьбу между партнерами колесо в колесо, к тому же, остановка Нико вынудила соперника принимать решение - ехать в боксы или…

В предыдущей гонке в Бразилии Хэмилтон жаловался на команду за то, что ему не позволили самому выбрать победную стратегию, и в этот раз руководство Mercedes решило развязать Льюису руки, дав ему своеобразный карт-бланш.

«Мы приняли во внимание критику журналистов относительно вопроса выбора стратегии для гонщиков и дали ему возможность действовать более свободно и самому выбирать комплекты шин, – заявил глава Mercedes F1 Тото Вольф. – Но сегодня ему пришлось сложно, так как Нико был просто быстрее.

Льюис довольно много проигрывал, и в конце гонки это сыграло свою роль. В конце концов, на последнем отрезке он решил использовать более жесткие шины, потому что для отрезка на Supersoft дистанция была чересчур длинной».

Льюис Хэмилтон хотел применить другую стратегию ©XPB
Льюис Хэмилтон хотел применить другую стратегиюФото: XPB

На протяжении следующих девяти кругов Льюис проигрывал Нико в темпе в среднем 1,209 секунды с круга, тогда как немец провел ударный отрезок на свежих шинах Soft со средним временем 1.45,671. Хэмилтон в это время пытался продлить время службы своей резины.

В какой-то момент он поинтересовался у команды, сможет ли он дотянуть до финиша на этом комплекте, на что получил отрицательный ответ.

Немного поспорив, британец свернул в боксы за 15 кругов до финиша.

«Я делал то, что мне говорили, - сказал Хэмилтон после гонки . – Я изо всех сил атаковал на первом отрезке в попытке поддерживать отрыв от Нико и следил за состоянием шин, но очень быстро покрышки износились.

На втором отрезке я ехал быстрее, сокращал отставание, и затем мы решили сделать отрезок длиннее. Но решение о выборе состава шины на финальную часть гонки принимала команда.

Я не был уверен, выдержат ли покрышки до финиша – какая-то часть меня говорила, что стоит попробовать».

На последнем отрезке дистанции Льюис был в среднем быстрее напарника на 0,329 секунды с круга, но этого оказалось недостаточно для того, чтобы наверстать упущенное на втором отрезке гонки.

У кого-то могут возникнуть вопросы относительно того, почему Хэмилтон не поставил на финал дистанции сверхмягкие шины.

Себастьян Феттель избежал столкновений на старте гонки и начал свой прорыв ©LAT
Себастьян Феттель избежал столкновений на старте гонки и начал свой прорывФото: LAT

Пилот Ferrari Себастьян Феттель был ненамного медленнее него на этом комплекте на заключительном отрезке, который длился для него на пару кругов дольше. К тому же, немец вынужден был прорываться сквозь трафик на пути к четвертому месту на финише, да еще и за рулем более медленной машины по сравнению с чемпионским шасси. Но Феттель и обходится с шинами более бережно.

Вольф посчитал, что такой вариант будет слишком рискованным для Хэмилтона, хоть и отметил при этом, что у Льюиса была свобода выбора.

«Мы опасались, что сверхмягкие шины просто не выдержат, - пояснил Тото. - На первом отрезке гонки эта резина продержалась 8 или 10 кругов при полных баках, а в конце нужно было проехать 15 кругов, так что результат мог быть плачевным».

За первые четыре круга заключительного отрезка Хэмилтон смог сократить отставание от лидера с 12,573 до 8,584 секунды, но в дальнейшем Нико прибавил и нормализовал отрыв. За шесть кругов до финиша Льюис отставал на 6,829 секунды, но на большее рассчитывать не мог.

После гонки Льюис также заявил, что ему не разрешили прибавить мощность двигателя, чтобы попытаться опередить Нико. Но в Mercedes очень строго относятся к этому вопросу и сохраняют паритет между гонщиками, особенно после инцидентов, произошедших в первой половине прошлого года.

«Я не знаю, для чего это делалось, потому что ресурса [двигателя] было достаточно, - сказал он. – Я спрошу, когда вернусь в боксы».

Но что бы он ни говорил, всем вокруг было ясно, что в этот день он просто ничего не мог противопоставить своему напарнику.

Изменения шасси не пошли Хэмилтону на пользу ©XPB
Изменения шасси не пошли Хэмилтону на пользуФото: XPB

Напомним, что перед гонкой трехкратный чемпион мира заявил, что изменения, внесенные командой в настройки и конструкцию шасси в Сингапуре негативно сказались на его ощущениях от поведения машины. Некоторые изменения были внесены вследствие проблем команды с обоими типами резины на трассе Марина-Бэй, другие же были сделаны в рамках запланированной программы развития команды.

«Я знал, что мы планируем изменить [перед Сингапуром], но тогда я не мог подумать, какое значение это будет иметь, - пояснил Льюис. – Уже с этапа на Сузуке поведение автомобиля изменилось в худшую сторону.

Я просто продолжал атаковать и надеяться на лучшее, но мы потеряли свое преимущество с Гран При Японии. [Инженеры Mercedes] сказали, что не верят, будто автомобиль стал на порядок медленнее. Но он точно не стал быстрее.

А сам я не могу вернуться к старым настройкам, потому что они этого не хотят».

Вполне вероятно, что определенные настройки действительно помешали Хэмилтону поддерживать былую уверенность в машине, и команде предстоит подумать над тем, чтобы картина не усугубилась в следующем сезоне.

И все же, если что-то и менялось, то это происходило постепенно. Не забывайте о том, что Льюис выиграл в Японии и вполне мог претендовать там на поул до аварии Даниила Квята в заключительном сегменте квалификации.

Если взглянуть на субботние заезды на следующих этапах, можно отметить, что хоть Росберг и взял все поулы, но разрывы были разными.

Если в Америке и Бразилии пилоты были очень близко - в пределах одного процента, то в России, Мексике и Абу-Даби отрыв Росберга составлял уже от двух до четырех процентов.

Квалификация и гонка были под полным контролем Росберга ©XPB
Квалификация и гонка были под полным контролем РосбергаФото: XPB

Кроме того, на Интерлагосе Хэмилтон проиграл напарнику порядка одной десятой секунды, а на Яс-Марине лидировал, пока не потерял время в своей попытке в третьем сегменте.

В целом же было похоже, что Росберг стал быстрее в квалификациях, а Льюис - в гонках. Но ему редко удавалось воплотить свое гоночное преимущество в жизнь, если он не мог опередить напарника уже в первом повороте дистанции, как в Японии и США, или у Нико не возникали проблемы, как в России.

Если не брать во внимание технический аспект, можно отметить, что и психологический настрой у гонщиков Mercedes в концовке сезона был разным.

Постоянно держаться на вершине, несмотря на то, что цель уже достигнута, невероятно трудно, а Росберг - не тот соперник, который упустит свой шанс и не воспользуется малейшей слабостью напарника.

«Сейчас столько разных разговоров о том, что же произошло с Льюисом, - прокомментировал Вольф. - Не думаю, что он делает это сознательно, поскольку он по-прежнему атакует изо всех сил - он все тот же талантливый Льюис с тем же рвением и усердием. Лучше спросить у него самого, но мне кажется, психологический аспект может играть роль.

После Сингапура мы действительно несколько изменили вектор развития шасси. Не знаю, возможно, действительно, Нико к этим изменениям приспособился быстрее и лучше. Не знаю.

Теперь уже Росберг в центре внимания Mercedes ©LAT
Теперь уже Росберг в центре внимания MercedesФото: LAT

Я бы не стал искать одну причину, тут может быть комплексная проблема.

Мы составим список и проанализируем ситуацию в следующие несколько недель. Я думаю, что для Льюиса намного больше значит его титул, чем концовка сезона. Но Нико отлично проявил себя».

Не стоит недооценивать работу, которую в последних гонках проделал Росберг. В первой половине чемпионата он был начисто разбит напарником, а также его преследовали технические проблемы в Японии и Сочи, но он не сдался. Он все это пережил и ринулся в бой с новыми силами.

«Ничего, кроме восторга, я не испытываю, - описал свое состояние немец. - Я контролировал темп на протяжении всей дистанции. Также я берег шины, так как мне предстояло проехать на них дольше, чем Льюису».

Стартуя на лучшей машине с поула, гонщик должен уходить первым и наращивать отрыв от соперников. Во второй половине сезона Росберг много работал над собой, и результаты не заставили себя ждать. Проблема лишь в том, что поезд уже ушел, и ему придется как-то сохранить свою форму до старта следующего чемпионата.

«Лично мне приятно, что я смог прибавить в концовке сезона, - сказал Нико. - Конечно, это слишком поздно для борьбы за титул, но все равно здорово.

К сожалению, следующий сезон начнется нескоро, но я дождусь».

Вполне вероятно, что чемпион мира и правда потерял мотивацию в последних гонках сезона, но зимой он перезарядит свои батарейки и в следующем году, будьте уверены, вступит в бой с новыми силами.

Задача Росберга состоит в том, чтобы научиться сохранять даже минимальное преимущество, если появляется такая возможность.

Итак, магия Льюиса Хэмилтона разрушена. Надолго ли?..

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Гран При Абу-Даби
Гран При Абу-Даби

Комментарии для сайта Cackle