Трюковой мастеркласс от Петтера Сольберга
В минувший уик-энд в Бирмингеме прошла традиционная международная выставка AUTOSPORT International, в рамках которой двукратный чемпион мира по ралли-кроссу Петтер Сольберг устроил настоящее шоу для зрителей. Сегодня он поделится с нами секретами трюкового пилотирования...
Я обожаю Бирмингем и очень рад был снова сюда вернуться. Это лучшее и самое большое в мире автоспортивное шоу!
Несколько лет назад я побывал здесь впервые в качестве зрителя и участника обсуждений на сцене и увидел мельком, что происходило на арене. В тот момент я понял, что хочу кое-что показать зрителям…
Что касается непосредственно трюков, мне порой бывает очень сложно описать словами, что и как я делаю, потому что большая часть делается на инстинктах.
И я могу показывать трюки за рулем абсолютно любой машины с задним или полным приводом и достаточной мощностью.
Мне очень нравится ездить перед полными трибунами, особенно когда зрители так восторженно реагируют на происходящее. Они буквально подталкивают меня к новым подвигам - ощущается какая-то тонкая незримая связь между ними и мной…
Прыжок
В зависимости от высоты и продолжительности прыжка необходимо подобрать определенную спецификацию машины - с гравийными или асфальтовыми настройками.
Если предстоит сделать небольшой прыжок, можно выехать и на довольно низко настроенном автомобиле без большого хода подвески.
При более продолжительном полете нужен приличный ход амортизаторов, к тому же, стоит позаботиться о том, чтобы при приземлении днище машины не повредилось.
Кроме того, в момент касания земли необходимо сразу начинать активно рулить, чтобы не потерять энергию, а повернуть и начать делать следующий трюк.
При подъеме на рампу перед прыжком скорость должна быть выбрана очень точно - к тому же, в момент отрыва нужно стоять на газу, чтобы машина не завалилась. Если не вовремя сойти с педали, можно здорово клюнуть носом.
К тому же, непосредственно в полете, если он достаточно затяжной, я переключаю передачу вниз - это позволяет поддержать инерцию разгона при приземлении, поскольку в воздухе машина изрядно замедляется.
Управляемый занос
Первый трюк, который зрители обычно видят в моем исполнении - это обычный управляемый занос.
Если у машины достаточно мощности, как, например, у нашей, выполнить этот прием обычно довольно просто. Я сказал обычно… Некоторые из вас помнят, что в прошлом году у меня что-то пошло не так, и я задел стену!
В первой попытке все было здорово - я набрал приличную скорость и кидал машину из стороны в сторону в дрифте. При этом я даже слегка задел задней частью машины стену, только чиркнул, это было очень классно!
В следующей своей попытке я разогнался чуть больше и заехал колесами на грязный участок трассы, собрав все эти резиновые ошметки. В результате у меня ничего не вышло, и я въехал прямиком в стену.
Это столкновение стоило мне порядка 30 тысяч евро - я разбил стойки, приводной вал и тормозные механизмы. Но я не жалуюсь, главное - это шоу!
Покрытие
На арене в Бирмингеме покрытие очень скользкое - оно больше похоже на лед. При этом на льду тоже есть определенное сцепление, но это не тот случай…
Многие думают, что на скользком покрытии гораздо проще крутить машину, но я должен заметить, что в таких условиях легко выполнять только стандартные развороты с ручником. В остальном же на скользком покрытии контролировать машину становится куда сложнее.
В подобных условиях приходится держаться на тончайшей грани - буквально на пределе фрикционных дисков. Если даже чуть-чуть пережать, все будет испорчено.
Но с течением шоу сцепление улучшается - в первых попытках ездить совсем скользко, но затем постепенно набирается сцепление, и все становится интереснее.
Пончики
В зависимости от того, сколько есть места, и какая у вас скорость, нужно определиться, использовать ручник или нет. Если я на большой скорости схожу с прямой и резко кидаю машину в занос, дальше я могу контролировать ее одним газом, но для этого нужна очень приличная скорость.
Это как в ралли - если перед вами открытый поворот с уменьшающимся радиусом, достаточно легко контролировать скольжение и держать нос на апексе, даже если задница уходит слишком широко.
Для более узких пончиков на одном месте нужно дернуть ручник, чтобы заблокировать задние колеса, после чего мгновенно добавить газ и активно повернуть руль, а в дальнейшем можно уже не рулить.
Машина замечательно держится в круговом заносе при помощи одного газа. После того, как она завертелась и начала жечь резину, управлять ей становится очень легко.
В машине сидеть скучно!
Вы знаете, что во время шоу я люблю, чтобы всем было весело.
И один из способов привести публику в восторг - во время трюка открыть дверь, высунуться из машины и помахать болельщикам. Я уже давно практикую такие приемы, а в последнее время делаю это все чаще.
Недавно я начал крутить пончики, высунувшись из машины. Это очень прикольно!
Хотя, признаю, сделать это непросто. Начинать вращение следует, находясь в машине. После этого необходимо очень осторожно сместиться на край сидения, а затем и на каркас безопасности.
В это же время открываете дверь левой рукой, тогда как правой рулите. Ставите левую ногу на подставку на двери, а правая контролирует газ. Поверьте, это довольно сложно!
При этом стоит соблюдать осторожность. Многие из вас наверняка помнят автоспортивное шоу, прошедшее в Болонье несколько лет назад, когда все пошло не по плану [на видео].
На тот момент я уже много раз проделывал трюк с залезанием на крышу авто.
В Италии я решил повторить этот прием, но по неосторожности задел коленом переключатель передач при подъеме на крышу и даже не заметил этого. В результате скорость машины увеличилась, а дверь захлопнулась!
Я спрыгнул с крыши, но скорость на тот момент составляла уже порядка 45 км/ч, так что я грохнулся на землю. Я сломал руку и здорово ушиб задницу. Это был очень нелепый прокол, но мне кажется, зрители подумали, что так и было задумано.
Даже со сломанной рукой я продолжил шоу и еще минут десять колесил по арене, хоть было и невероятно больно.
Разворот на 360 градусов
Обычно на арене Бирмингема сделать этот трюк довольно непросто, поскольку он требует достаточно места.
Я люблю исполнять разворот на большой скорости - в этом случае он выглядит куда более впечатляюще.
Так что я сначала прилично разгоняюсь, затем - на скорости порядка 120-130 км/ч - дергаю ручник, что приводит к развороту машины на 180 градусов, и продолжаю движение задом.
После этого я переключаю передачу вниз и бросаю сцепление, чтобы машину вновь вывернуло мордой вперед.
Настройки
Обычно для выступлений в Бирмингеме я настраиваю машину как для асфальта. Там не так много сцепления, но когда сверхмягкие шины все же прогреваются, можно кое-что изобразить…
Что касается шин, если ставить гравийные покрышки, все трюки получаются довольно вялыми, поскольку отклик от гравийных шин не такой быстрый и четкий, а машина больше рыскает. Все движения в итоге получаются гораздо менее точными.
Что касается остальных настроек машины, все остается без изменений. Регулировки дифференциала и двигателя такие же, как в ралли, за исключением небольшой прибавки в мощности.
Во время таких мероприятий необходим быстрый отклик от мотора, так что все системы, снижающие эффект турбоямы, выкручиваются на максимум.
Но это и классно - машина становится более громкой, хрипящей и ворчащей, что очень классно для шоу.
Приветствия, стоя на боку машины
Я лишь раз в жизни исполнял такое с Терри Грантом и готов признаться, что это была дурная затея. Это было действительно невероятно рискованно, если даже я так говорю! Не думаю, что когда-либо я смогу это повторить.
Но вы знаете, Терри отличный гонщик - мы долго работали с ним вместе, и я ему полностью доверяю. Но если бы машина чуть-чуть сместилась, все закончилось бы ужасно.
Задний ход
Это один из самых сложных трюков.
Вы понимаете, что я пристегнут в машине, а с системой HANS нет почти никакой возможности даже голову повернуть. При этом на арене всегда очень темно, так что зеркала заднего вида в помощь не годятся.
После разворота на 180 градусов и езды задним ходом, обычно с крутящимися вперед колесами, я практически ничего не вижу. Нужно стараться заранее запомнить какие-то ориентиры на стадионе, чтобы понимать, когда стоит остановиться…
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько