За кулисами принятия решения по квалификации
Решение, принятое на днях по квалификации Формулы 1, само по себе поразило многих, но еще более удивительным был витиеватый процесс принятия этого решения. Дитер Ренкен заглянул за кулисы руководящего органа Больших Призов...
Последние две недели выдались весьма насыщенными – столько слов возмущения, непонимания и критики в адрес руководящих чинов спорта одновременно редко услышишь…
Началось все с резкого высказывания в прессе коммерческого директора Ф1 Берни Экклстоуна в адрес собственного детища, а закончилось пресс-релизом, выпущенным высшим органом гоночной власти – Всемирным советом FIA по автоспорту, который изобиловал словами "основы" и "должны быть".
Не "будут", нет, а именно "должны быть" – одно из самых неопределенных выражений, которое уж никак не должно появляться в официальных документах уважающих себя организаций.
Вот что они написали: «Всемирный совет FIA по автоспорту одобрил формат квалификации, основы которого были единогласно приняты Комиссией Ф1. Измененный формат должен быть представлен на первом этапе сезона-2016 Формулы 1».
Если понимать это дословно, то становится ясно, что были одобрены лишь основы нового формата квалификации, его принципы. А сама система будет принята на последующем голосовании, которое, скорее всего, пройдет по электронной почте – в прошлые десятилетия мы говорили "по факсу".
И то, что до первого этапа сезона остается лишь две недели (материал был написан за девять дней до начала первой пятничной тренировки в Австралии), судя по всему, никого особенно не волнует. Машины и оборудование уже отправлены на зеленый континент, при этом команды до сих пор не имеют представления о том, что их ждет в предстоящую субботу. Конечно, для кого-то это всего лишь мелочи, но не стоит забывать, что именно в них обычно и кроется дьявол.
Прибегнув к помощи анализа, исследования, закулисных разговоров, слухов, домыслов, гипотез и старомодных допущений, ваш покорный слуга решил приоткрыть завесу тайны последних двух недель, выставивших Формулу 1 на всеобщее посмешище мировой спортивной аудитории.
Но для начала стоит отметить, что даже руководящие лица команд, для которых количество зрителей Ф1 по всему миру косвенно эквивалентно заработанным деньгам, в основном лишь пожимали плечами и делали большие глаза, как будто речь идет о какой-то затянувшейся нелепой шутке.
Показательно и то, что исполнительный директор Mercedes Дитер Цетше (на фото), хоть и раскритиковал высказывания и действия Берни Экклстоуна, но сделал это лишь после прямого вопроса во время одной из выставок. Это навевает мысли о том, что взаимоотношения между командами и руководством Больших Призов в настоящее время построены на страхе – чем еще можно объяснить тот факт, что эти взрослые и вполне успешные люди находят в себе силы оправдывать меры, не имеющие оправданий?
Похоже, ростки нынешнего изменения формата квалификации взошли еще в конце прошлого года, когда на высшем уровне впервые начали обсуждать возможность определения мест на стартовой решетке по итогам субботнего спринта. А на старте этой гонки пилоты выстраивались бы согласно результатам третьей утренней тренировки. Таким образом, по настоящему тренировочными заездами остались бы лишь две первые сессии.
В канун Гонки чемпионов в минувшем ноябре один из руководителей команд признался в беседе со мной, что эти изменения действительно всерьез рассматриваются на самом высшем уровне, но еще требуют кое-какой доработки. Еще один доверенный источник сообщил, что идея проведения гонки, по итогам которой будет определяться стартовая решетка основного заезда уик-энда, обсуждалась и на собраниях Стратегической Группы.
И действительно, по итогам январского заседания один из руководителей команд признался, что команды совместно выработали такой ответ Экклстоуну: «Берни, мы сделаем все, что он нас требуют. Не в нашей компетенции голосовать за формат квалификации, вы должны решить этот вопрос с промоутерами этапов и телевидением».
Похоже, Экклстоун так и сделал, но перед этим дал уже облетевшее весь мир интервью Daily Mail, в котором сказал: «Формула 1 переживает свои худшие времена. Я бы лично не потратил деньги, чтобы сходить с семьей на гонку Ф1. Ни за что». После этого он обвинил Mercedes и Льюиса Хэмилтона в их подавляющем превосходстве в спорте и падении рейтингов.
На это Цетше ответил, что трудно понять, что могло побудить сказать такое человека, являющегося не только исполнительным директором Ф1, но и отчасти ее владельцем.
Но если задуматься, у Берни могли быть причины. И даже не причины, а целый выверенный план действий. Ведь эти слова были сказаны в преддверии февральского собрания Стратегической Группы, на котором вновь обсуждалась возможность проведения спринтерской гонки.
Будучи уверенным в том, что этот вопрос будет вынесен на голосование, Берни, скорее всего, произнес упомянутые выше слова, чтобы впоследствии можно было сказать: «Я же говорил, что Формула 1 переживает свои худшие времена, поэтому мы решили изменить формат уик-энда, сделав его менее предсказуемым».
Помимо этого, в предварительном обсуждении формата мероприятий руководство телевизионных каналов донесло до Берни мысль о том, что самым прибыльным рекламным временем во время трансляции Ф1 являются паузы между сегментами квалификации, и изменения могут порвать эту финансовую жилу. Часовая спринтерская гонка просто не даст спонсорам заявить о себе в полный голос.
Бизнес-модель нового вещателя Ф1 Channel 4, к примеру, базируется на показе большого количества рекламы во время квалификации, чтобы гонку затем можно было показать без рекламных пауз. Могу лишь отметить, что, по словам доверенного источника, один из крупных телеканалов пригрозил разорвать контракт со спортом в случае, если квалификация уступит место спринтерскому заезду.
И хотя промоутеры серий GP2/3 (а в прошлом и A1GP) высказываются за новый формат, другие утверждают, что спринтерская гонка может серьезно повлиять на основной заезд в случае возникновения аварий и повреждений машин.
В результате эта идея была отклонена на заседании Стратегической Группы, а затем и на собрании Комиссии Ф1, где присутствовали представители команд и промоутеров этапов. Это решение буквально загнало Экклстоуна в угол, поскольку сказанные им слова о худшем состоянии Формулы 1 могли так и повиснуть в воздухе.
Так что в срочном порядке было выработано предложение по изменению формата квалификации – добавлен элемент соревнования на выбывание, который прежде уже был отклонен из-за опасности потери нервной концовки заключительного сегмента квалификации. Яичница все же вкуснее, чем просто сырые яйца, так что Стратегическая Группа и Комиссия Ф1 быстренько проголосовала за этот запасной вариант.
После этого пришла очередь выйти на арену гениальным "компьютерщикам" FOM, которые заявили, что для реализации этой идеи им потребуется три месяца, хотя понятно, что любой хакер средней руки справился бы с этим за пару бессонных ночей. Вероятно, придуманная причина была лишь поводом для отсрочки внедрения решения в надежде на то, что болельщики забудут об этом фиаско.
Как бы не так: в среду, на следующий день после заседания СГ и Комиссии Ф1, гоночный директор Ф1 Чарли Уайтинг созвал спортивных глав на совещание. В результате необъяснимым образом на свет появилась гибридная система квалификации на выбывание, в которой заключительный сегмент было предложено проводить по традиционной схеме. Как все интересно разворачивается…
Последовавшие за этим твиты с разных сторон еще больше запутали ситуацию, кроме того, стало понятно, что многие боссы команд, и даже официальные лица FIA, были просто не в курсе этих изменений. В результате было предписано отказаться от гибрида, что ознаменовало третью смену решения по этому вопросу всего за одну неделю. В Барселоне Себастьян Феттель назвал ситуацию вокруг новой квалификации хаотичной и беспорядочной, да и Фернандо Алонсо выразил недоумение по этому поводу.
Тем временем президент Ferrari Серджио Маркионе, представляющий интересы команд во Всемирном совете FIA по автоспорту, выступил против любых изменений формата квалификации, попутно поддев и Экклстоуна.
«Изменение формата квалификации требует более серьезного подхода, – сказал он во время Женевского автосалона. – Нужно действовать аккуратно и не навредить спорту. Не уверен, что Ferrari поддержит идеи Берни».
Еще один делегат Стратегической Группы и Комиссии Ф1 от итальянской команды Маурицио Арривабене, судя по всему, является сторонником оригинальной концепции на выбывание, тогда как Маркионе понимает, что результаты голосования не могут быть изменены задним числом. В любом случае, гибридная система не получила должной поддержки и не могла быть принята без дополнительного голосования.
Заседание Всемирного совета FIA по автоспорту было запланировано на 4 марта, при этом осведомленный источник сообщил, что на повестке дня не будет ни одного вопроса, касающегося Ф1. И это при том, что конец февраля был крайним сроком для принятия решений на следующий сезон, а также с учетом того, что измененный аэродинамический и шинный регламенты должны были быть (опять это выражение) ратифицированы советом на последнем собрании.
Однако, отправляясь на заседание СГ и Комиссии Ф1, на котором были приняты поправки по аэродинамике и резине, один из боссов команд предположил, что для принятия окончательного решения по регламенту будет запрошена и, скорее всего, предоставлена двухмесячная отсрочка.
Это лишний раз демонстрирует несовершенство системы принятия решений: сначала было сказано, что все будет утверждено в декабре, затем вдруг появились сомнения в долговечности шин Pirelli… Удивительно, что в самом быстром в мире спорте, где счет идет на миллисекунды, постоянно требуется так много времени на регламентные вещи.
Возвращаясь к Всемирному совету, надо отметить, что во время заседания произошла утечка информации, согласно которой был принят изначальный формат квалификации на выбывание. Формула 1 просто промотала впустую эти две недели, особенно с учетом того, что финальный пресс-релиз пестрил всеми этими неуверенными словами.
Ирония же состоит в том, что с квалификацией все было в порядке. Руководство Channel 4, к примеру, отмечало, что именно этот субботний час давал максимальный коммерческий эффект и привлекал немало болельщиков.
Так в чем же были проблемы? Очевидно, в самой системе, ответственной за принятие решений…
Как работает система принятия решений в Формуле 1
Нынешняя схема была впервые представлена в 2013 году и будет действовать до 2020-го. Взятая на вооружение FOM во времена, когда контролирующий коммерческие права на Ф1 инвестиционный фонд CVC Capital Partners планировал (и провалил) выход на Сингапурскую фондовую биржу, система уже не раз оборачивалась против спорта.
В тот же период действовавший с 1982 по 2012 год Договор Согласия, регулирующий взаимоотношения сторон, был упразднен, а ему на смену пришли двусторонние соглашения с командами, четыре из которых в лучших традициях Джорджа Оруэлла пользуются большей благосклонностью – как говорится, все равны, но они равнее.
Управляющим органом спорта FIA, в свою очередь, подписано соглашение с FOM, однако юрисдикция этого договора распространяется лишь при наличии Договора Согласия, который в настоящее время утратил свою силу, несмотря на указание со стороны Еврокомиссии от 2000 года о том, что отношения внутри спорта должны быть регламентированы этим документом.
В составе Стратегической Группы представлен квартет привилегированных команд: Ferrari, McLaren, Red Bull Racing и Mercedes, а также Williams благодаря своему спортивному наследию и Force India – за достижения в предыдущий год. В распоряжении каждой команды есть по одному голосу, и еще по шесть у FIA и FOM. Орган создан для принятия стратегических решений по чемпионату путем простого большинства.
Таким образом, большая часть независимых команд не имеет никаких рычагов воздействия, что значительно снижает вероятность того, что их мнение будет учтено при внесении предложений. Мы все это видели на примере постоянных перетасовок в вопросе сокращения бюджетов. Между тем за последние три года трудно вспомнить хотя бы одно решение, которое было бы принято по инициативе СГ.
Как бы то ни было, предложения, выработанные на заседаниях Группы передаются в Комиссию Ф1 – орган, представленный 26-ю членами, в числе которых, помимо FIA и FOM, представлены делегаты от всех команд, отдельные промоутеры этапов, шинники, мотористы, а также некоторые технические и коммерческие партнеры. Президентом этой организации номинально является Берни Экклстоун, а голосования проводятся по принципу 70-процентного большинства. При этом Комиссия не имеет права корректировать предложения, а может лишь принимать или отклонять их.
Следующим в иерархии является Всемирный совет FIA по автоспорту, состоящий из 27 членов, полный список которых представлен на сайте FIA. Совет также имеет право только принимать или отклонять предложения, а не изменять их, при этом у команды Ferrari есть право вето, которым они могут воспользоваться в любой момент.
Таким образом понятно, что процесс принятия решений в Формуле 1 очень неоднозначен и усеян множеством нюансов – начиная от исключения независимых команд из цепочки и заканчивая несправедливым во всех отношениях правом вето для Ferrari.
Пока что-то не изменится в этой области, Формула 1 продолжит хромать на обе ноги в плане составления регламента. Не должна бы хромать, а будет!