Один раз поспешишь – семь раз людей насмешишь!
Устав от излишне поспешных решений руководства Больших Призов, не приводящих ни к чему хорошему, Эд Стро предложил власть имущим семь раз отмерять, прежде чем резать… по живому.
Вероятно, самым странным и даже пугающим во всей этой истории со сменой формата квалификации было то, что многие не были против опробования таких изменений на практике, чтобы затем посмотреть, что из этого получится.
Если так и дальше будут приниматься решения в Формуле 1, можно дойти до крайности и на каждом этапе испытывать новый формат. Мне нормальный процесс принятия решений видится несколько иначе, чем банальный метод проб и ошибок.
В математике есть понятие априорной вероятности. Если говорить простым языком, это способ определения вероятности того или иного события еще до эксперимента, занимающий ключевое место в научном методе.
Применительно к последним событиям в Формуле 1 можно с уверенностью сказать, что априорная вероятность того, что после внедрения новой системы квалификации субботние заезды превратятся в фарс, была крайне высока.
Вот лишь несколько вещей, которые были понятны еще до начала сессии.
Во-первых, любому было ясно, что новые шинные правила никак не соотносятся с измененным форматом квалификации. Это было настолько очевидно, что нужно быть идиотом, чтобы этого не понять.
Во-вторых, было понятно, что все самые значимые события в сессии произойдут задолго до ее окончания – и это касается каждого сегмента.
Что в итоге? Единственным положительным моментом нового формата стало то, что в начале первого сегмента буквально все пилоты высыпали на трассу.
В этой связи можно дословно употребить поговорку "Начали за здравие, закончили за упокой". Это и стало следствием поспешных решений.
Если руководство Ф1 хотело оживить начало квалификационной сессии за счет полного отсутствия борьбы за поул в конце, тогда, конечно, им это удалось!
В результате первый день по-настоящему боевых заездов в сезоне оказался испорчен в попытке починить то, что и без того не было сломано.
Сегодня процесс принятия решений в Больших Призах можно описать следующей последовательностью команд: «Оружие на изготовку! Целься себе в ногу! Пли!»
В этой ситуации предположение о том, что никогда не узнаешь, будет ли тебе больно, пока не нажмешь на курок, выглядит абсурдным.
И мы с подобными недостатками системы принятия решений в Ф1 сталкиваемся постоянно. Конечно, внесение изменений в регламент – дело непростое, но для успешного финала необходимо хотя бы четко видеть цель.
Берни Экклстоун сказал, что основной целью изменения формата субботней сессии было перемешивание пилотов на стартовой решетке. Если именно это и было главным намерением, сейчас мы не говорим о его целесообразности, то зачем было это делать так неуверенно?
Если хотите переставить быстрые машины назад, берите и переставляйте. Отмените квалификацию и ставьте лидеров назад, как в гонках на коротких овалах. А субботу в этом случае можно занять спринтерской гонкой или чем-то еще.
Но не нужно применять половинчатое решение и менять квалификацию так, чтобы время от времени те или иные пилоты, если повезет, оказывались выше или ниже своих номинальных позиций.
К примеру, если вы захотите сбить кого-то с ног на улице, вы же не будете вечно стоять с поднятой ногой и ждать, когда он на нее наткнется. Вы рассчитаете заранее время и место, когда его можно подкараулить.
Сегодня в спорте стало принято принимать решения спонтанно. Нет ничего дурного в попытке улучшить квалификационный формат или изменить регламент, если вы считаете, что это сработает. Но несложно ведь просчитать все возможные последствия.
В некоторых областях, надо признаться, автоспорт просто блестяще справляется с непредвиденными обстоятельствами. В первую очередь это касается вопросов безопасности.
Помните, когда-то в качестве отбойников на трассах использовались тюки сена. Неплохая идея, но довольно огнеопасная. Таким образом, раньше решали одну проблему, одновременно создавая другую – потенциально более опасную.
То же самое было и с сеточными заграждениями, которые в одно время стали нормой для трасс. Все было нормально, пока в зрителей не полетели столбы, крепящие сетку.
Целью изменения квалификации было и то, чтобы на трассе увеличилось количество машин на протяжении всей сессии. В результате же мы получили 90-секундные отсечки, за которые практически никто не боролся, и невероятно спокойный и предсказуемый третий сегмент.
Конечно, руководство Ф1 не стремилось к этому, когда задумывало перемены, но все это легко прогнозировалось.
Если хотите, можете обвинять во всем шины Pirelli, но не забывайте, что шинный регламент был принят первым. У итальянских шинников была определенная цель при изготовлении этой резины, и они отнюдь не стремились сделать резину, которая могла бы вечно кататься по трассе, не изнашиваясь. В противном случае на времена на круге по-прежнему влияла бы топливная загрузка.
Вероятно, поэтому решено было отказаться от идеи нахождения на трассе всех машин в квалификации без пит-стопов и смены резины, так как пилоты просто выезжали бы, показывали время и заезжали обратно – стало бы еще хуже.
Чтобы этого не происходило, было решено разрешить командам менять шины, но это, в свою очередь, привело к тому, что у пилотов стало резко сокращаться количество доступных комплектов резины для решающих попыток в третьем сегменте.
Это также стало следствием несогласованного процесса принятия решений. Если вам так хочется внедрить систему квалификации на выбывание, можно потратить какое-то время и тщательно все обдумать.
И это относится не только к последней идее о формате квалификации. Взять, к примеру, регламент 2017 года в области аэродинамики, который до сих пор не опубликован. Всем изначально обещали более быстрые машины и более интересные гонки (сейчас мы не обсуждаем связь между этими двумя факторами), но если вновь будет принято половинчатое решение, цель достигнута не будет.
Да даже если все первоначальные инициативы будут внедрены, гонки вряд ли станут лучше.
Все это звенья одной цепи – рассогласованного процесса принятия решений, когда конкретные люди не берут на себя ответственность за те или иные решения, а прячутся за общей серой массой голосующих. Можно обвинять членов Стратегической Группы, многие из которых и сами не согласны с тем, какие решения в итоге принимаются. Эта система неполноценна изначально.
Так что же делать? Все просто. В данный момент Формуле 1 нужны не быстрые ответы и непродуманные решения, а изменение менталитета.
Четко понять цели и задачи, проанализировать собранные данные, провести необходимые симуляции. Примените тот же подход, что был успешно реализован в области безопасности. Понятно, что первостепенным приоритетом в Формуле 1 является здоровье пилотов, но и о здоровье Гран При забывать не стоит.
Недопустимо принимать решения, которые полностью убивают интригу в самой первой боевой сессии гоночного уик-энда, в которой мы впервые видим истинную скорость машин.
В результате хотели как лучше, а получилось как всегда. Снова. И это расстраивает, поскольку, несмотря на всю критику, современная Формула 1 временами по-прежнему радует глаз – и это доказала прошедшая гонка в Австралии.
Владелец коммерческих прав, команды, промоутеры, гонщики и спонсоры – все будут обвинять друг друга в том, что произошло. И квалификационные правила, конечно же, вновь изменятся.
Но это не тот результат, которого мы все ждали. Важно, чтобы ответственные за принятие решений люди поняли, что от добра добра не ищут.
Хватит перетасовывать колоду и принимать решения методом проб и ошибок – без необходимого анализа и понимания вектора развития спорта.
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько