Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Равенство и паритет – путь спасения Формулы 1

Дитер Ренкен
1 июня 2016 в 9:44
Фото: LAT Photographic

В канун бесконечных смен квалификационных форматов и обсуждений размеров выплат FOM командам Дитер Ренкен высказал предположение, что именно паритет в отношении призовых вознаграждений может решить большинство проблем Формулы 1 на трассе. Кажется, что эти вещи никак не связаны, но журналист провел между ними четкую параллель...

Еще совсем недавно с первых страниц спортивных изданий не сходили новости о смене квалификационного формата в Формуле 1 и обсуждение публикации AUTOSPORT по поводу текущих призовых выплат командам, которые держатель коммерческих прав осуществит девятью траншами по ходу 2016 года, а финальный платеж пройдет в феврале 2017-го.

Деление выплат на десять стадий – это ключевой момент взаимодействия между сторонами, поскольку объясняет разницу между запланированными, реальными и объявленными платежами по ходу текущего финансового года. Ведь суммы платежей могут в значительной степени меняться из-за просроченных задолженностей, непредвиденных доходов (к примеру, если в Корее или Индии вдруг решат погасить свои обязательства перед FOM за прошлые годы) и/или других обстоятельств.

Иначе говоря, выплаты должны быть произведены в последний банковский день марта, апреля, мая, июня, июля, августа, сентября, октября и ноября текущего финансового года, а балансовый платеж, включающий в себя разницу между запланированной и фактически выплаченной суммой, пройдет 28 февраля следующего за отчетным годом.

Сложная схема, согласен, но сумма этого балансового платежа может в действительности колебаться от нуля до 30 миллионов долларов из года в год.

Суммарные выплаты командам, оценивающиеся в миллиард долларов, складываются из платы за право проведения Гран При, телевизионных (и иных медиа) выплат, а также представительских, рекламных и лицензионных доходов.

Порядка 60 процентов от общей суммы денег, предназначенных гоночным коллективам, распределяются согласно принципу их участия и достижений, а оставшаяся доля причитается лишь части из них в соответствии с эфемерным историческим наследием – эта схема разработана с целью выделить из общего списка команд одних и принизить вклад других.

Казалось бы, разговоры о формате квалификации и системе выплат командам никак не связаны. Но это лишь на первый взгляд. На самом же деле эти аспекты тесно переплетены, и общим здесь является не только свидетельство полной недееспособности действующего руководства спорта, которое утверждало все эти схемы лишь с одной лишь целью – повысить курсовую стоимость акций при возможном выходе на Сингапурскую фондовую биржу.

Таким образом, FOM, в основном контролируемая венчурным фондом CVC Capital Partners, предложила командам Ferrari, Red Bull Racing, McLaren, а позже и Mercedes бонусные выплаты в обмен на подписи под долгосрочными контрактами на участие, а коллектив Williams получил "подачку" в виде 10 миллионов долларов за историческое наследие, хотя выиграл больше титулов, чем Red Bull и Mercedes (в любых инкарнациях), пусть и довольно давно.

Почему же для бонусных выплат был выбран формат ежегодных премиальных, а не более традиционных авансовых платежей? Ответ кроется в хитром маневре со стороны фонда CVC. Дело в том, что авансовые платежи берутся из итогового инвестиционного фонда, тогда как ежегодные выплаты идут в счет будущих доходов, таким образом, все вычеты производятся еще до распределения дивидендов.

Но выход на фондовую биржу, как мы знаем, не состоялся, и причиной тому было множество факторов, включая вовлечение Берни Экклстоуна в коррупционный скандал со взяткой в размере 40 миллионов долларов. В общем, сопроводительная брошюра из 498 страниц не впечатлила потенциальных инвесторов.

В результате в основе структуры управления Ф1 оказались не исключительно спортивные интересы, а методы повышения коммерческой привлекательности продукта, нацеленные главным образом на крупные инвестиционные организации, работающие в рамках семилетнего инвестиционного цикла.

Неужели кого-то в этих условиях может удивлять нынешнее затруднительное положение Формулы 1 с невозможностью выхода из кризиса до 2020 года? Если, конечно, она вообще доживет…

Картина становится абсолютно ясной и понятной, если внимательно всмотреться в структуру выплат командам с явным перекосом в сторону коллективов, и без того имеющих лучшую инфраструктуру и возможности для прогресса, тогда как интересы независимых команд игнорируются как с коммерческой, так и с политической точек зрения. И ситуация не изменится как минимум до окончания действия существующих двусторонних соглашений.

В качестве подтверждения взгляните на расстановку сил в квалификациях. Чаще всего мы видим вместо стартовой решетки какой-то Ноев ковчег, где все команды располагаются парами. Как результат, часто предсказуемые гонки по воскресеньям, особенно во главе пелотона. Неудивительно, что главные события в современной Формуле 1 происходят именно в середине таблицы, где борются команды с сопоставимыми размерами выплат от FOM.

Ирония состоит в том, что вместо того, чтобы сосредоточить свое внимание на системе призовых выплат, руководство спорта решило подойти к корове совершенно не с той стороны, предлагая какие-то искусственные меры вроде перемешивания стартовой решетки, временных или весовых балластов или спринтерских гонок – всего того, что еще больше отдалит Формулу 1 от истинно спортивных принципов.

Не так трудно понять, что суть равного соревнования состоит в равных для участников возможностях. А в Больших Призах, где финансовый потенциал конкурентов напрямую связан с их успехами в спорте (здесь и более мощные двигатели, и возможность нанять опытных инженеров, и содержание подобающей инфраструктуры, и способность дорабатывать машину по ходу сезона), паритет играет решающую роль.

Вспомните, как в McLaren постоянно гордились тем, как им удавалось наращивать свой потенциал в процессе чемпионата, несмотря на откровенную слабость шасси в начале сезона. Или как команда Sauber неизменно опускалась в зачете по ходу сезона из-за невозможности поддерживать необходимый темп разработки. Оба эти примера демонстрируют неразрывную связь между бюджетом гоночного коллектива и его способностью прогрессировать от этапа к этапу. Бюджет в Формуле 1 синонимичен результату на трассе.

В наше время регламентом Формулы 1 предписывается численность гоночного персонала команд, следование комендантскому часу, ограничения по шинам, по терафлопсам производительности систем вычислительной гидродинамики, по часам, проведенным в аэродинамической трубе. Кроме того, у всех команд есть равные льготы на тоннаж перевозимых грузов на выездные этапы. Таким образом, даже в плане расходов на поездки в той или иной степени соблюдается паритет.

Добавьте сюда строгое регламентирование передаточных чисел шестерен в коробке передач, углов развала и центра тяжести двигателя, систему жетонов, ограничивающую доработку силовой установки по ходу сезона, и строго оговоренное количество моторов в расчете на одного пилота на сезон. Так что и в этом отношении есть стремление более или менее уравновесить возможности команд.

Руководители двух команд с разных полюсов пелотона, не сговариваясь, назвали примерно одну и ту же сумму, требуемую для участия коллектива в гонках – она составляет порядка 100 миллионов долларов на сезон в расчете на две машины.

При этом разница в бюджетах между ведущими командами и середняками достигает 400 процентов – и то же самое касается численности персонала: лидеров всем необходимым обеспечивает порядка тысячи сотрудников, тогда как на независимые коллективы трудятся сотни три. Эти различия способствуют более прогрессивному движению вперед больших команд – за сезон они способны нарастить скорость своих машин в пределах 2,5 секунд с круга.

В результате каждая (невидимая) секунда на круге обходится команде в лишние 100 миллионов долларов. В этой связи просто дико выглядит тот факт, что порядка 40% прибавки в скорости шасси Ferrari на протяжении нынешнего сезона финансируются за счет бонусов той же FOM, которая делает (якобы) все, чтобы сделать гонки менее предсказуемыми!

Конечно, большие команды склонны оправдывать свои высокие бюджеты огромными тратами на маркетинг и представительскими расходами, но в Ferrari и Mercedes вполне могли бы обойтись и без огромного количества приглашенных на этапы людей, одетых в одинаковую униформу.

Давайте попробуем пересчитать систему распределения доходов в спорте, исходя из двух главных составляющих – участия в чемпионате и достижений. Все остальные аспекты больше относятся к шоу, а не непосредственно к соревнованию.

Сначала рассмотрим нынешнюю систему запланированных выплат, включая все бонусы за историческое наследие, с описанием каждой колонки:

Запланированные выплаты командам в 2016 годуКлик на изображении для увеличения

Первая колонка (плата за участие) в равной степени относится ко всем командам, занявшим места с первого по десятое по крайней мере дважды за последние три года, и составляет половину от суммарных выплат в размере 670 миллионов долларов (без учета бонусов).

Таким образом, каждая из перечисленных команд в нынешнем сезоне получит по $33,5 миллиона за предыдущий год.

Вторая колонка (плата за достижения) основана на таблице, впервые представленной в рамках Договора Согласия в 2010-2012 годах, а позже перекочевавшей в двусторонние соглашения.

В этой колонке каждой команде воздается по ее достижениям в минувшем сезоне – и в сумме итоговое вознаграждение составляет те же $335 миллионов.

Для большей наглядности включим еще одну колонку, в которой отразим процент выплаты в расчете на каждую позицию в чемпионате. Получим следующую таблицу без учета бонусов:

Суммы выплат до начисления бонусовКлик на изображении для увеличения

Теперь же, чтобы проиллюстрировать влияние на общую картину бонусных выплат, давайте представим, что общая сумма призовых ($965 миллионов – по $482,5 за участие и достижения) выплачивается по указанной выше схеме – без эфемерной и по большей части несправедливой составляющей. Таблица будет выглядеть так:

Если бы призовые выплаты основывались исключительно на достиженияхКлик на изображении для увеличения

А теперь сравним итоговые результаты с первоначальными, отметив разницу в выплатах как в абсолютном, так и в относительном выражении:

Сравнение двух систем начисленийКлик на изображении для увеличения

Представьте, насколько более плотной могла бы быть стартовая решетка, если бы в Ferrari получили от FOM на $66 миллионов меньше, и как сократилось бы отставание соперников от Mercedes, если бы от их времени поул-позиции отрезать $31 миллион долларов.

Подумайте, чего могла бы добиться команда Williams с прибавкой в виде $24,5 миллионов, и как могла бы приблизиться к лидерам Force India с дополнительной "тридцаткой". Если же говорить о более практичных вещах, с ежемесячной прибавкой в виде двух миллионов коллективу Sauber не пришлось бы с таким трудом сводить концы с концами, да и Manor вполне могла бы подтянуться.

Очевидно, что секрет непредсказуемых гонок кроется отнюдь не в тасовании квалификационных форматов и поиске серебряной пули, а в элементарном уравнивании финансовых возможностей команд-участниц чемпионата.

Опубликованный отрывок из жалобы команд Force India и Sauber в Еврокомиссию на дискриминацию со стороны руководства Ф1 включал в себя такие слова: «Эти несправедливые бонусные выплаты ставят независимые команды в невыгодное положение как в экономическом, так и в спортивном отношении, и в конечном счете вредят спорту».

Не думаю, что еврокомиссару в области конкуренции Маргрет Вестагер и ее подчиненным будет сложно разобраться в истинных причинах сложившейся в спорте ситуации...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle