Кошмар Mercedes, обернувшийся сказкой для Red Bull
Удивительная победа Макса Ферстаппена в первой же гонке за топ-команду и столкновение двух напарников по команде Mercedes – всё это мы увидели на прошедшем Гран При Испании. Бен Андерсон разложил события минувшего уик-энда по полочкам...
Чем дольше наблюдаешь за поступью Макса Ферстаппена в Больших Призах, тем отчетливее понимаешь, что это абсолютно новый феномен в спорте.
Если он продолжит двигаться теми же темпами, то совсем скоро займет в Формуле 1 столь же доминирующее положение, как Новак Джокович в теннисе, Стефен Карри в баскетболе или Лионель Месси в футболе.
Свою дебютную победу в гонках Гран При 18-летний голландец одержал уже в своей 24-й гонке в высшем классе и 72-й – в формульных гонках. Это абсолютное достижение, которое вряд ли кому-то удастся превзойти.
Кроме того, эта победа окончательно поставила крест на всех выступлениях критиков о том, что Максу слишком рано было дебютировать в Ф1, когда его подписали в команду Toro Rosso непосредственно из Формулы 3 в 2015-м. Да и решение прямо по ходу сезона заменить в главной команде концерна Даниила Квята на Ферстаппена заиграло новыми красками.
Накануне уик-энда в Барселоне Макс скромно говорил о том, что ему предстоит привыкать к новой машине и знакомиться с новым коллективом, а в воскресенье взял и выиграл гонку.
Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер назвал произошедшее настоящей сказкой.
Но эта сказка стала возможна лишь благодаря кошмару записных лидеров чемпионата – команды Mercedes. У Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга были все шансы взять дубль в Испании, но вместо этого они завершили заезд уже после трех поворотов дистанции, не принеся коллективу ни единого очка.
Действующий чемпион мира, получивший в столице Каталонии новый мотор-генератор тепловой энергии и турбину, был полон решимости оставить неудачи Гран При России, Китая и Бахрейна позади и выиграть гонку с поула – третьего в сезоне.
Днем ранее британец выглядел просто великолепно, да и в гонке стартовал неплохо. Однако путь до первого поворота в Барселоне очень длинный, и Льюис понимал, что его напарник Нико Росберг, стартовавший с грязной части трассы, попытается воспользоваться слипстримом, чтобы обогнать его.
На подходе к первому виражу Хэмилтон закрыл внутреннюю траекторию, но это несколько снизило его скорость прохождения поворота, тогда как Нико взял шире и объехал Льюиса по внешней.
По ходу прохождения затяжного третьего виража Росберг понял, что у него не все в порядке с мотором.
«Я был очень рад, что мне удалось опередить его в первом повороте, я даже подумал о том, что у меня есть все шансы победить в гонке, – вспоминает Нико. – На выходе из третьего виража я понял, что что-то не в порядке с мощностью двигателя – оказалось, что я выбрал неправильный режим его работы».
Хэмилтон тоже понял, что у Нико возникли проблемы – разом мотор немца потерял порядка 180 л.с., чем он попытался воспользоваться.
«Я увидел, что мелькнули огни [свидетельствующие о понижении мощности мотора], но затем они погасли, так что я не знал, как это интерпретировать, – заметил Хэмилтон. – Но я понял, что могу атаковать – Нико потерял мощность.
Он тут же сменил настройки, но они не вступают в силу немедленно, так что у меня было гораздо больше скорости».
В итоге Хэмилтон решил воспользоваться моментом и нырнуть внутрь на выходе из третьего поворота.
«В тот момент справа от него было место для целой машины, – продолжил британец. – Мне необходимо было решать – нырять влево, где было меньше места, или вправо.
Любой гонщик выбрал бы внутреннюю траекторию, к тому же, там было свободно, так что я пошел в атаку».
В этот момент Росберг сместился вправо, чтобы не дать напарнику воспользоваться минутной слабостью его мотора, и Льюису ничего не оставалось, кроме как дать еще правее и выехать на траву, где он потерял контроль над машиной. В результате заднюю часть его шасси снесло, и он ударил машину Нико на торможении к четвертому повороту. В итоге оба пилота оказались в гравии – гонка для них была закончена.
«Я видел, что Льюис приближается, и решил закрыть калитку, – отметил Росберг, одновременно нажавший обгонную кнопку, чтобы как-то компенсировать потерю мощности мотора. – Я перекрыл внутреннюю траекторию и надеялся, что он поймет, что места там нет.
Я был очень удивлен тем, что он все равно туда сместился – в результате мы оба оказались в песке».
Неисполнительный директор команды Ники Лауда сразу после эпизода назвал маневр Хэмилтона неосмотрительным и чересчур агрессивным, и трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт с ним согласился, предположив, что британец хотел выиграть гонку уже на первом круге.
После разговора с гонщиками босс коллектива Тото Вольф предположил, что эпизод не был таким уж однозначным. Судьи этапа согласились с ним, объявив произошедшее гоночным инцидентом.
«У нас в команде есть люди с опытом гонок, и непосредственно после случившегося наши мнения разошлись, – сказал австриец. – Но главное, что избежать столкновения могли оба пилота. Итог вышел плачевным, но Льюис должен был атаковать в той ситуации, да и Нико нельзя винить за то, что он защищался.
В этом моменте очень трудно распределить вину в процентном отношении. Основной причиной аварии была огромная разница в скорости».
И в этом есть доля истины. На месте Хэмилтона вы бы не были довольны тем, что Росберг закрыл калитку, когда вы уже почти поравнялись. А на месте Росберга посчитали бы, что имеете полное право занять внутреннюю траекторию, поскольку находитесь впереди.
И все же временная потеря мощности мотором Нико несколько усложняет эпизод. Должен ли он был быть более осмотрительным с учетом того, что его машина резко замедлилась? И должен ли был Хэмилтон понять, что Росберг все равно закроет калитку с учетом положения его машины на выходе из третьего виража?
Разница в скорости между ними была очень большой, что значительно затрудняет рассуждения – ясно одно, что эта катастрофа для Mercedes обернулась новыми возможностями для Red Bull и Ferrari.
После схода обоих лидеров пелотон возглавили два пилота Red Bull, тогда как шедшим четвертым и пятым гонщикам Скудерии пришлось потратить несколько кругов, чтобы обойти вклинившегося на третью строчку Карлоса Сайнса.
И только когда Себастьян Феттель и Кими Райкконен вырвались на оперативный простор, началась настоящая гонка. После неудачного выступления в квалификации немец и финн сделали все, чтобы в гонке использовать весь потенциал своей машины, превосходящей по чистой скорости RB12.
Гонщикам RBR необходимо было по максимуму использовать лидирующие позиции и характеристики автодрома в Барселоне, где традиционно очень сложно обгонять.
Во время первой череды остановок в боксах все четыре пилота перешли на состав Medium и сохранили свои позиции: Даниэль Риккардо, Макс Ферстаппен, Себастьян Феттель и Кими Райкконен.
Ключевым моментом гонки стал второй раунд пит-стопов, когда в Red Bull решили разделить стратегии, предчувствуя неминуемые атаки со стороны Ferrari.
В результате австралийца перевели на тактику трех остановок и поставили ему Soft на 28-м из 66 кругов. В Скудерии повторили их маневр кругом позже с Феттелем.
Именно в этот момент Риккардо потерял все шансы на победу. Себастьян набрал неплохой темп на мягких шинах и перед заключительным пит-стопом на 37-м круге смог сократить отставание от бывшего напарника до 1,2 секунды.
В боксах на его машину поставили шины Medium, а Даниэль оставался на трассе еще шесть кругов, прежде чем заехать на пит-лейн. Этих дополнительных кругов на свежей резине Феттелю хватило, чтобы опередить Риккардо во время его остановки на 43-м круге дистанции.
В итоге австралиец покинул боксы шестым следом за Ферстаппеном, Райкконеном и Феттелем, но на менее изношенных шинах, чем собирался воспользоваться на последних кругах гонки.
Похоже, в Red Bull просчитались с этим ходом, поскольку Риккардо вчистую проиграл позицию немцу. Даниэль после гонки также поставил под сомнение командный маневр.
«В этом не было никакого смысла, – начал он. – В тот момент я думал, что они применили такую тактику, потому что остальные так сделали, но это было не так.
Обычно лидирующий гонщик получает приоритетную стратегию, но сегодня это не сработало.
Очень жаль, что так вышло, ведь мы просто отдали победу».
Отдали сами себе, надо сказать.
На составе Medium Ферстаппен изначально выглядел более уверенно, чем напарник – на первых 14 кругах он в среднем опережал его на 0,117 секунды с круга, к тому же, голландец проехал на этой резине на шесть кругов больше и только на 34-м круге нырнул в боксы для замены шин.
В Red Bull решили сохранить Medium на машине Ферстаппена. В Ferrari повторили их маневр с Райкконеном кругом позже.
«Нам было очень непросто удержать их позади, – сказал босс команды RBR Кристиан Хорнер. – Мы понимали, что по чистой скорости у Феттеля в тот момент была быстрейшая машина на трассе, так что мы задумались над тем, как можно его побить.
Очевидным способом опередить нас была тактика трех пит-стопов. Так что разделение стратегий было своеобразной контрмерой против их намерений.
Это не было таким уж очевидным шагом. Мы понимали, что переход на тактику двух остановок сулит гонщику тяжелый заключительный отрезок гонки в плане деградации резины».
В тот момент показалось, что Ферстаппен и Райкконен будут бороться в лучшем случае за третью позицию – не верилось, что они смогут продержаться на этих шинах 32 круга.
Но они смогли.
При этом Макс продемонстрировал потрясающее умение беречь резину под давлением со стороны соперника, что впечатлило команду Red Bull еще на самой заре его карьеры.
Через десять кругов Кими подобрался к молодому голландцу на дистанцию атаки, так что следующие 22 круга Максу пришлось ехать в условиях постоянного прессинга со стороны гораздо более опытного экс-чемпиона мира, ровно вдвое старше его самого.
«Когда меня позвали в боксы, я понял, что на этой резине мне придется ехать до самого финиша, так что на первых кругах я решил особенно не атаковать, – сказал Ферстаппен, признавший, что на последнем круге гонки даже испытывал судороги от мысли о том, что победа близка. – Я понимал, что Ferrari быстрее нас, так что мне нужно было следить за интервалом.
Это работало вплоть до того момента, когда до окончания гонки осталось восемь кругов и я попал в трафик – машина начала скользить, как на льду.
Моей главной задачей было быстро проезжать заключительный сектор и хорошо выходить из последнего поворота. Именно так обычно и выигрываются гонки в Барселоне».
Кими Райкконен пережил очень непростые времена с момента возвращения в Ferrari в 2014-м, но в его таланте и умении беречь резину никто не сомневается. Так что для юного Макса побить столь опытного соперника практически на его территории было невероятно важно и почетно.
«Я приблизился к нему вплотную, но мне никак не удавалось обойти его – я недостаточно хорошо выходил из последнего виража, – признался финн. – Моим шинам пришлось несладко после столь долгого преследования Макса.
Проигрыш всегда расстраивает, а в особенности тогда, когда победа была так близко.
В целом же уик-энд для нас сложился довольно сложно. Если бы после квалификации нам предложили второе и третье места, мы бы с радостью согласились».
У Феттеля и Риккардо были все шансы присоединиться к борьбе за победу на заключительных кругах, но вместо этого они устроили захватывающее сражение за последнюю ступеньку подиума. В какой-то момент они даже дважды поменялись местами на трассе, а дело едва не дошло до контакта.
И все же Себастьяну удалось сохранить за собой третью позицию, тогда как шины австралийца не выдержали напряжения, и на предпоследнем круге у него возник прокол, вынудивший его ехать в боксы.
Удивительно, что при этом он умудрился не потерять ни одной позиции, поскольку на тот момент комфортно опережал шедшего пятым Валттери Боттаса.
В результате лишь четвертое место в гонке, которую он вполне мог выиграть, добавив еще один трофей к списку имеющихся трех.
Но это был день Макса Ферстаппена. Он стал лучшим в Испании, и вполне заслуженно. Вероятно, этот успех станет предвестником чего-то большего...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько