Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Ле-Ман и Баку в один день? Зачем FIA допускает пересечения в календаре?

Дитер Ренкен
16 июня 2016 в 9:24
Фото: LAT Photographic

От пересечения этапов в календаре гоночных серий не выигрывает никто, но при этом заинтересованные лица не спешат что-то делать в этом отношении. Дитер Ренкен полагает, что пришло время FIA вмешаться в ситуацию на благо автоспорта...

С точки зрения математики никаких проблем быть не должно. В году 52 недели, тогда как суммарное количество этапов чемпионатов, проходящих под эгидой FIA, составляет 56: 21 этап Гран При, 9 – WEC, 14 – WRC и 12 – WTCC. Таким образом, в идеальном мире автоспорта должно быть всего четыре пересечения в календаре.

Хочу сразу отметить, что пятый чемпионат мира – по ралли-кроссу – я не включил в этот список намеренно. Несмотря на то, что это действительно интересное соревнование, набирающее обороты, пока оно все же довольно молодо и не привлекает большого количества болельщиков.

Можно также возразить по поводу Рождественской и Новогодней недели. Но если продолжать в этом духе, то можно с легкостью исключить из календаря и все остальные праздники различных народов и религий.

Не стоит забывать, что в Пасхальную неделю традиционно проводятся гоночные соревнования (преимущественно в исламских государствах), тогда как Гран При Южной Африки часто выпадал на канун Нового Года. Да и марафон "Дакар" обычно стартует сразу после смены лет.

Действительно, в 2000 году в качестве "наказания" Сильверстоуну за то, что руководство автодрома не провело необходимую модернизацию трассы, Гран При Формулы 1 был проведен там во время Пасхальной недели – и так совпало, что тот уик-энд стал самым дождливым в году, и это в Англии, где дождь вообще никогда не прекращается. Так что в отношении гоночного календаря не должно быть понятия священных или неприкасаемых дат.

Дайте нам насладиться гонками на протяжении 50 недель с шестью пересечениями. Но не тут-то было – проанализировав существующий календарь, несложно заметить, что в нем есть целых 17 пересечений этапов, и в трех из них гонки важнейших чемпионатов мира следуют буквально одна за другой.

Были предприняты некоторые попытки минимизировать потери от этих пересечений за счет выноса гонок разных первенств на субботу и воскресенье, а иногда и пятницу. Но факт остается фактом – порядка трети всех уик-эндов в году отмечены коллизиями интереснейших соревнований, тогда как в 14-недельный период с конца ноября по конец марта (первый Гран При Ф1) пройдут всего три гонки FIA, и все раллийные. Вероятно, в этот интервал можно было вставить также и этапы чемпионата мира по гонкам на выносливость и Ф1…

Разумеется, я не предлагаю ездить по ледяным склонам Айфеля на Нюрбургринге в феврале. Также было бы сумасшествием проводить гонку в техасском Остине в июле, когда столбик термометра не опускается ниже 40-градусной отметки.

Приезжать в июле в Монако тоже, конечно, не следует, хотя однажды Ралли Сан-Ремо прошло там в эту пору, замаскировавшись под "Летний Монте". Но нет никаких особых причин и для того, чтобы проводить Гран При Германии в июле-августе, а в Малайзию приезжать в октябре. Если уж на то пошло, то красочную ночную гонку в Сингапуре лучше уж проводить в канун Нового Года.

Что касается финала сезона, то было бы, конечно, ужасно с точки зрения маркетинга и зрительского интереса проводить заключительный этап Ф1 в том же Мельбурне – для европейского часового пояса это очень неудобное время просмотра, что в прошлые десятилетия доказали финальные гонки в Японии и Китае.

Ну а как насчет гонки в Австралии в январе? Почему нет? Если лето в южном полушарии подходило для пилотов Ф1 в 60-х, когда они регулярно посещали Тасманию, почему оно не подойдет нынешним звездам?

Да, в Больших Призах есть определенные ограничения в регламенте на минимальное количество недель, которое должно пройти с момента окончания предыдущего сезона и до старта следующего, и минимальное число этапов, проводящихся в Европе. Есть также и исторические гонки, обладающие исключительным статусом, это Великобритания, Италия, Монако, Франция и Бельгия – этапы в этих странах должны быть включены в календарь, если промоутеры сами не откажутся от их проведения.

К тому же, прослеживаются весьма странные тенденции в составлении календаря. К примеру, этап WTCC в Катаре поставили в один уик-энд с соседним Гран При Абу-Даби, хоть и разнесли по дням, тогда как немецкий этап WEC пересекается с венгерской гонкой Ф1 и запланирован на следующую неделю после Гран При Германии. То же самое и в Японии – уик-энды WEC и Ф1 пройдут с разницей в неделю.

Я понимаю, что промоутеры чемпионатов FIA – довольно богатые люди, но им не стоит забывать, что рядовые поклонники гонок не так хорошо обеспечены, чтобы посетить два или три этапа подряд в ближайших окрестностях. К тому же, у многих есть семьи и дети, свои заботы. Один выходной в месяц приемлемо выделить для посещения гонки, но два или три…

Для того, чтобы быть включенными в календарь Больших Призов, автодромы должны удовлетворять двум основным требованиям: иметь на руках подписанный контракт на проведение гонки с FOM и обладать лицензией FIA класса А, которая дается после проведения тщательной инспекции во главе с гоночным директором FIA Чарли Уайтингом.

Однако в прошлом году Формула 1 сама поставила себя в нелепое положение, когда за год на заседаниях Всемирного совета FIA по автоспорту были последовательно утверждены сразу четыре календаря – по одному на квартал. Это не только внесло неразбериху в планы команд, но также поставило в тупик болельщиков, уже купивших билеты на самолет. Вероятно, у Всемирного совета и создателей оксфордского словаря разные понятия о слове "утвержденный".

Ваш покорный слуга также попался на эту удочку – мне пришлось целых 12 раз отменять брони в гостиницах, так часто менялся календарь. Представьте, какое влияние все эти пертурбации оказали на болельщиков – и это в то время, как Формула 1 не может похвастаться их избытком на трибунах.

Часто можно услышать аргумент, что якобы болельщики различных категорий, таких как Ф1, WRC, WEC или WTCC, редко пересекаются, так что совпадения этапов особенно не влияют на их посещаемость.

Но позвольте, я знаю очень многих поклонников автоспорта с бензином в крови, которые с удовольствием посещают все гоночные мероприятия, если они доступны по цене и проходят не слишком далеко. Лишним доказательством тому может служить тот факт, что на минувший этап WEC в Спа пришло огромное количество болельщиков с символикой и атрибутикой из Формулы 1.

К тому же, это событие посетили более 40 тысяч болельщиков, купивших билеты по 25 фунтов – и вновь мы вспоминаем о том, что на этой неделе возникнет накладка между суточным марафоном в Ле-Мане и Гран При в Баку…

Два года назад руководство спорта приняло решение, что этап на кольце Сартэ будет проводиться в гордом одиночестве в середине июня. Однако после того, как действующий пилот Ф1 Нико Хюлькенберг выиграл эту гонку, вдруг выяснилось, что защитить свой титул никто ему возможности не даст, поскольку в момент проведения следующего ежегодного заезда он должен будет находиться в Азербайджане.

Более того, старт Гран При совпадет по времени с окончанием гонки во Франции, хотя изначально в FIA обещали, что этого не будет.

За последние 20 лет лишь четыре раза марафон в Ле-Мане не совпадал по срокам с Гран При Ф1. Согласитесь, это больше похоже на спланированную акцию, нежели на трагическое совпадение, особенно с учетом того, что FOM приобрела коммерческие права на Формулу 1 как раз 20 лет назад.

Во время этапа WEC в Спа доверенные источники сообщили, что FOM делала все, чтобы в этом году Гран При Ф1 в Великобритании совпал с британским же этапом Формулы Е. А когда Фестиваль в Гудвуде расцвел пышными красками, тут же возникли и его пересечения с Гран При Великобритании.

Гонка Формулы Е в Москве в этом году была отменена из-за отсутствия договоренности городских властей, несмотря на успешное проведение мероприятия годом ранее. Является ли совпадением то, что этапу был дан красный свет после того, как Берни Экклстоун провел переговоры в Сочи с Владимиром Путиным вскоре после успешного проведения гонки ФЕ в центре Парижа?

Вспомните последние перипетии между Первой и электрической формулами. Как только руководство ФЕ утвердило свои планы по проведению этапа в следующем году в Лондоне, Экклстоун сразу же заявил о намерении привезти Формулу 1 на улицы столицы Англии. Опять совпадение?

Как бы то ни было, именно такие разногласия между чемпионатами обычно и приводят к пересечениям в календаре, поскольку руководство каждой серии хочет доказать всем вокруг, что именно их детище самое популярное и важное.

Стоит понять, что главными соперниками Формулы 1 являются отнюдь не чемпионаты мира по ралли или гонкам на выносливость, а другие спортивные дисциплины. Или даже другие каналы в телевизионном ящике, но точно не гонки.

Мне кажется, что все чемпионаты, проводящиеся под эгидой FIA, должны работать сообща, а не перетягивать одеяло на себя, стремясь доказать всем, что они самые лучшие. Для сравнения представьте, что различные бренды, входящие в концерн Volkswagen Group, включая VW, Audi, SEAT и Skoda, будут в основном соперничать на рынке за покупателей друг с другом, а не с Toyota, GM или Ford.

Но этого не происходит – все указанные марки разделяют общую технологическую концепцию и стараются занять свою нишу на рынке. К примеру, в одной семье могут запросто предпочесть Audi для главы семейства, Skoda Estate для мамы, SEAT для сына и VW – для дочери. А если семья побогаче, то у отца может быть Porsche или Bentley для воскресных выездов. Именно такой подход вывел VW Group на лидирующие позиции, которым не угрожают никакие скандалы.

А теперь представьте, насколько более сильными стали бы гоночные первенства FIA, да и весь автоспортивный мир, если бы они делились друг с другом своими наработками. На ум приходит привлечение смежных спонсоров и заключение технических и операционных партнерских договоров, а также принятие совместных решений по календарю и увеличению популярности гонок в мире.

Конечно, полностью пересечений избежать не удастся – В VW тоже некоторые рекламные кампании больше рассчитаны на Skoda или SEAT, но при этом концерн остается единой семьей и не отправляет своих покупателей к конкурентам. Промоутерам этапов должно хватить здравого смысла, чтобы не допустить возникновения проблем. И здесь главную роль должна взять на себя федерация, как и в VW, где все важные решения принимает совет директоров.

Вспомните, как VW Group организовал презентацию своей революционной технологии MQB (модульной платформы с поперечным расположением двигателя) для своих переднеприводных седанов. Мешали ли при этом друг другу дочерние бренды? Нет. Вместо этого был выработан единый план выпуска продукции на протяжении года. Сначала на рынок был выпущен VW Tiguan, обладающий новой технологией, затем Audi Q3, а следом были анонсированы SEAT Ateca и Skoda Kodiaq.

Что было бы, если бы все это многообразие было вылито на голову потенциальных покупателей единовременно? К тому же, и рекламные кампании было бы никак не синхронизировать, они мешали бы друг другу.

Организаторы автогоночных соревнований могли бы вырвать листик из ежедневника руководства VW с пометкой "распределение пространства для деятельности". Если проводить три этапа чемпионатов мира одновременно, они неизбежно будут мешать друг другу и так или иначе воровать потенциальные доходы промоутеров и организаторов.

Да и поклонникам гонок от этого сплошные минусы. В одни выходные нет ни одной гонки по телевизору, в следующие сразу Ф1/WEC/WRC/WTCC/ФЕ… Неудивительно, что телевизионные рейтинги и спонсорская поддержка падают. Не забывайте, что популярность Ф1 у зрителей снизилась примерно на 30% за последние пять лет, несмотря на расширение календаря за то же время на 15%, что делает реальный спад популярности еще более значимым.

С 21 по 23 июня в Турине пройдет ежегодная спортивная конференция, организованная FIA. Лучшей возможности для выработки единого сквозного гоночного календаря без такого огромного количества пересечений чемпионатов и придумать нельзя.

Позвольте гоночным сериям работать сообща и вести спорт вперед, а не выхватывать друг у друга изо рта крохи, которых с каждым годом становится все меньше...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle