Чемпион эпохи: 20 лет первой победе Шумахера с Ferrari
Ровно 20 лет назад на дождевом Гран При Испании Михаэль Шумахер одержал свою первую победу в составе Ferrari. Тот успех положил начало ряду других, сделавших «Красного барона» самым титулованным гонщиком Формулы 1, а Ferrari — примером для подражания. AUTOSPORT.com.ru вспоминает, как Шуми снова сделал Скудерию великой, и рассуждает о том, что нужно нынешнему Маранелло, чтобы вернуть себе Кубок конструкторов...
«Он практически спас Ferrari. В Маранелло до сих пор ему благодарны за это. Он по-прежнему много значит для них — не только из-за побед, но и потому, каким человеком он был, — рассказал Себастьян Феттель в интервью Bild Am Sonntag. — Людям тяжело, когда произносят его имя: у тех, кто с ним работал, выступают слезы. У итальянцев и „феррариста“ были настоящие отношения с Михаэлем...»
Когда Шумахер пришел в Ferrari, команда уже 13 лет не выигрывала Кубок конструкторов, а ее последним чемпионом мира оставался Джоди Шектер, завоевавший титул 17 годами ранее. Шумахер прекрасно знал, что в тот момент Скудерия была неконкурентоспособна, и что команду придется отстраивать заново.
Именно этим и занимался Жан Тодт. Француз перебрался в Маранелло за три года до Шумахера. После грандиозных успехов в ралли Тодт очутился в разочаровавшемся в себе коллективе, раздираемом внутренними страстями и противоречиями.
«Не лучшая была ситуация, — скажет Тодт позже. — Только разобрав до винтика и собрав механизм заново, можно заставить его снова работать».
Тодт стремился окружить себя людьми, которым мог доверять, но со стороны итальянских сотрудников его решения порой находили отторжение. Именно Тодт привел из Peugeot моториста Жиля Симона, которому поручили разработку нового двигателя V10.
Переход на новый регламент в сезоне 1996 года был хорошей возможностью начать все с чистого листа, и именно этим шансом Тодт заманил к себе Шумахера. Михаэль два года подряд становился чемпионом мира с Benetton и был признан лучшим гонщиком своего поколения. Ему был необходим новый вызов, и у Тодта было что ему предложить.
Фактор Шумахера
Прежде любимым гонщиком Ferrari был Жан Алези. Разговорчивый и пассионарный француз был по духу близок итальянской публике. За четыре года в Скудерии он выиграл только одну гонку, но живая манера общения располагала к себе и болельщиков, и сотрудников команды.
Шумахер же порой напоминал робота. Он говорил только о машинах, и за пределами гаража жизни у него, казалось, не было. Немец часами наматывал тестовые километры, а затем еще столько же сидел с механиками и обсуждал поведение машины. Он поименно знал каждого сотрудника команды, имена и года рождения их детей и супругов.
Когда на автодроме приходилось задерживаться дольше, Михаэль садился на мопед и ехал за пиццей на всех. И в конце концов такой подход растопил лед, а одержимость Шумахера гонками стала свежей мотивацией для всего алого коллектива.
К старту сезона 1996 года Ferrari подошла полной решимости дать бой грандам — Williams и Benetton, однако первые же гонки показали, что новая F310, мягко говоря, не способна бороться с лидерами.
«Ужасная машина. Почти неуправляемый кусок ***», — описывал её Эдди Ирвайн.
И все же F310 была не так плоха и время от времени на равных сражалась с Benetton, хотя и прилично уступала Williams. В пяти первых гонках Шумахер с Ирвайном завоевали четыре подиума, а Ferrari поднялась на второе место Кубка конструкторов. А уже в начале июня в дождливой Барселоне Шумахер совершил настоящее чудо и выиграл Гран При Испании.
Автодром был залит водой, пилоты один за другим ошибались и вылетали с трассы, а Михаэль, словно не замечая этого, уверенно отрывался от пелотона. Позже Шумахер выиграл в Бельгии, на своем любимом автодроме, а в начале сентября победил на Гран При Италии. Так немецкий пилот стал живым идолом Италии в целом и Маранелло в частности.
Однако F310 стала последней Ferrari, построенной Джоном Барнардом. На его место в конце года Тодт пригласил Рори Бёрна и Росса Брауна — бывших коллег Шумахера по Benetton. Первому предоставили полную свободу творчества в работе над шасси, а второй должен был возглавить гоночную бригаду и принимать ключевые решения во время Гран При.
Команда мечты в сборе
Уже на следующий год Ferrari боролась за чемпионский титул. Бёрн доработал F310, довел до ума концепцию вздернутого «носа», придал обтекателю и кожуху двигателя более острые формы, переработал всю механику машины. Бёрн и Шумахер отлично знали друг друга и понимали с полуслова.
В тоже время Росс Браун, прекрасно знающий возможности своего гонщика и координировавший действия всех инженеров, знал, как извлечь из имеющейся команды максимум. Жан Тодт отвел для себя роль стороннего наблюдателя и прикрывал команду перед акционерами из FIAT.
В 1997-м Шумахер выиграл Гран При Монако, затем первенствовал в Канаде и Франции и в середине сезона лидировал в чемпионате. Но борьба с Жаком Вильневом шла до самого последнего этапа, и в печально известном Гран При Европы рука Шуми дрогнула, а титул уплыл к гонщику Williams.
Затем на вершину «Больших призов» выбралась команда McLaren, второе дыхание которой придал Эдриан Ньюи. Новое творение британского инженера снова оказалось лучше шасси Ferrari, и в 1998-м чемпионом стал Мика Хаккинен. Следующий сезон был испорчен аварией Шумахера на Сильверстоуне.
Немец сломал обе ноги и на несколько месяцев выбыл из строя, но вернулся Шумахер еще более одержимым победой, чем раньше. В 2000 году блестящей победой на Гран При Японии Михаэль за одну гонку до конца сезона обеспечил себе первый титул в составе Ferrari.
В 2001-м Хаккинен был уже не в лучшей своей форме, и чемпионом снова стал Шумахер. Годом позже Ferrari построила абсолютное лучшее в пелотоне шасси, и Михаэля было уже не остановить. Скудерия штамповала победы одну за другой, и что бы ни происходило на трассе, побеждал неизменно Шумахер.
Вместе с Ferrari Михаэль выиграл 72 гонки и установил все свои рекорды. После того, как он спас команду, Маранелло сполна отблагодарила своего пилота, ведь легенда о непобедимом немецком гонщике обрела форму именно в Италии.
Ремейк-2016
В настоящее время Ferrari находится в схожем положении с тем, что было в середине 90-х. Восемь лет команда не может выиграть Кубок конструкторов, а чемпионом последний раз становился Кими Райкконен. При Луке ди Монтедземоло и Стефано Доменикали команда вновь погрязла во внутренних склоках и пересудах, а на политику уходило больше сил, чем на спорт. Да и Фернандо Алонсо не смог стать настоящим стержнем команды.
Но в 2014-м Ferrari получила нового руководителя — Маурицио Арривабене. Как и Тодт, он обладает обширным резюме в области автоспорта, но пришел из совершенно иной среды. Пэта Фрая на посту технического директора сменил Джеймс Эллисон. Он, как и Росс Браун в свое время, машины не проектирует, но координирует работу всех инженеров и принимает ключевые решения. Эллисон, к слову, продолжил дело реструктуризации Маранелло, объединив департаменты разработки шасси и мотора.
Ну а новым лидером команды стал Себастьян Феттель — еще один многократный чемпион мира из Германии. После ярких побед в прошлом году Себ стал своим в Маранелло, хотя в Монце в красном комбинезоне он ещё не побеждал.
Тодту с Шумахером понадобилось пять лет, чтобы взять чемпионский титул. Арривабене, Эллисон и Феттель работают лишь второй сезон. Ferrari пока отстает от Mercedes, а извечные проблемы с прогревом шин в квалификации становятся симптомом неприятной болезни, но грядущая в 2017 году смена регламента — это та самая возможность, которая в свое время привлекла в Маранелло Михаэля. Команде лишь не хватает отточенной игры в пас, которую Шумахер с Брауном нарабатывали еще в Benetton.
Детским кумиром Феттеля, как известно, был именно Шумахер. 20 лет назад, когда Шуми победил в Барселоне, Феттелю было восемь лет. Тогда он делал свои первые шаги в картинге и мечтал оказаться за рулем красного болида. Сможет ли Феттель повторить успехи кумира или даже превзойти их? Михаэль этого хотел бы.
«Я всегда считал, что рекорды существуют для того, чтобы их побивали», — сказал он однажды.
Автор статьи: Дмитрий Захарченко