Табачные фирмы покинули Формулу 1. Кто следующий?
Прошло десять лет с того момента, когда табачные спонсоры покинули Большие Призы, а их место заняли другие. Но и они в Формуле 1 не задержатся надолго, что, по мнению Дитера Ренкена, может негативно сказаться на будущем автоспорта...
Нравится это кому-то или нет, но табачные представители сыграли в истории Формулы 1 очень важную роль – вспомнить хотя бы доминирующие годы союза McLaren-Honda конца 80-х.
Деньги с запахом табака позволили стать звездами первой величины таким пилотам, как Айртон Сенна, Ален Прост, Михаэль Шумахер и Фернандо Алонсо. Кроме того, и многие Гран При обязаны своим появлением и сохранением места в Больших Призах именно инвестициям со стороны "курящих" компаний.
Смогла бы выжить Lotus без Gold Leaf – вопреки общему мнению, этот табачный бренд не был первым в Формуле 1 – и JPS? Где была бы сейчас команда Williams, если бы не миллионы долларов от Camel в победную эпоху Найджела Мэнселла? И что было бы с Ferrari без Marlboro?
Но судьба табачных компаний в спорте была решена, и это неудивительно, поскольку курение действительно негативно сказывается на здоровье людей, а молодые поклонники Формулы 1 наиболее восприимчивы к рекламе на любимых машинах – так что после долгих и упорных попыток запрет на табак в спорте все же был введен.
При этом торговать табачной продукцией по-прежнему было разрешено, но от любой явной рекламы этим компаниям пришлось отказаться.
Однако в любом законе есть свои исключения, и в этом случае исключением стала команда Ferrari, продолжившая в неявном виде продвигать красные цвета табачного бренда Marlboro, отдавая дань его материнской компании Philip Morris. Ожидается, что этот союз может прекратить свое существование в конце 2018 года. Что касается неприкрытой рекламы, то красно-белые треугольники Marlboro покинули облицовку шасси, а их место заняли логотипы отелей и ресторанов.
Продлится ли их контракт, будет зависеть от намерений обеих сторон, но "красный табак" уже давно прочно вошел в философию Скудерии – напомним, что нынешний руководитель Ferrari F1 Маурицио Арривабене пришел в команду из Marlboro, а пригласил его в коллектив президент Ferrari Серджио Маркионе, одновременно являющийся членом совета директоров Altria – холдинговой компании Philip Morris.
Таким образом, можно сказать, что из 20 табачных брендов, присутствовавших в Ф1 на протяжении четырех десятков лет, остался лишь один, да и он с течением лет становится все менее заметным. Но всем известно, что свято место пусто не бывает, и на место "табачников" непременно должны были прийти другие…
Во второй половине 2005 года появились предположения, что следом за табачными компаниями в Формулу 1 придут алкогольные бренды, которые в "группе риска" Всемирной организации здравоохранения стоят на следующем месте:
«Есть уверенность, что правительственные запреты в спорте не остановятся на табаке. В 1997 году Всемирная организация здравоохранения опубликовала свой "хит-парад" категорий продукции, на которые они обратят особое внимание. Первыми в списке были заменители грудного молока, которые были быстро запрещены, но этот запрет прошел незаметно – в спорте эта продукция, по сути, и не рекламировалась.
Далее следовала табачная продукция, с которой постепенно тоже расправились. Следующими в списке идут алкогольные компании (McLaren как раз променяла West на Johnnie Walker), затем фаст-фуд, а дальше сладости и кондитерские изделия».
Понятно было, что алкогольные бренды ухватятся за возможность занять свою нишу в Формуле 1, тем более что в то время эта рекламная площадка действительно была крайне привлекательной. Я говорю именно про то время, так как после перехода Больших Призов преимущественно на платные каналы аудитория сократилась примерно на 30% – до 400 миллионов, хотя и сейчас коммерческая привлекательность Ф1 достаточно высока.
Изначально приток алкогольных компаний в Большие Призы пошел довольно медленно, поскольку крупные автопроизводители с опаской относились к рекламе столь сомнительной продукции. Однако за последние пять лет темп "алкогольного вливания" в Ф1 заметно вырос – до недавнего времени в спорте было представлено семь брендов, а с приходом Heineken их стало восемь.
Как и с табачными компаниями, некоторые алкогольные марки задержались в Ф1 совсем ненадолго – среди них пивные компании Warsteiner, Veltins, Bitburger и Pilsener Urquell, а также многочисленные мексиканские логотипы с текилой и винные лейблы.
Продолжая проводить параллели, можно отметить, что на машинах Ф1 начали появляться логотипы своеобразных аналогов никотиновых пластырей – слабо- или безалкогольной продукции – Estella "0.0%" у Toro Rosso и Bitburger Drive 0%.
И так же, как когда-то эмблемы Marlboro и других табачных компаний украшали шасси Ф1, сегодня по машинам вышагивает Johnnie Walker, а на днях к спорту присоединился и зеленый Heineken.
Помимо Heineken в настоящий момент в Больших Призах присутствуют следующие алкогольные компании:
Singa – тайская пивная компания спонсирует команду Ferrari, тогда как в прошлом году она инвестировала средства в Red Bull Racing, что выглядело более логичным с учетом распространения в Таиланде энергетических напитков австрийской компании. В прошлом Скудерия также частично взаимодействовала с Martini.
Martini – присутствует в автоспорте с незапамятных времен, а именно с 1968 года (как можно забыть великолепную Porsche 917 или пламенную машину-вентилятор Brabham BT46 Берни Экклстоуна?) В настоящее время производитель вермута является титульным спонсором команды Williams. При этом компания не просто продвигает свою продукцию в паддоке Ф1, но и традиционно устраивает шикарные вечеринки Terrazzas в местах проведения Гран При.
Johnnie Walker – спонсор команды McLaren с 2005 года, также является партнером FOM. Лейблы компании-производителя Diageo являются официальными напитками Формулы 1, как бы намекая, что в спорте не прочь употребить это зло. Кстати, это объяснило бы постоянные шатания Ф1 от кризиса к кризису…
Chandon – новинка в McLaren, производитель игристых вин, заменивший в команде из Уокинга часовую компанию TAG Heuer после заключения сделки с брендом LMVH, специализирующимся на производстве предметов роскоши и владеющим обеими марками.
Moet Chandon – еще один бренд из семейства LMVH. Шампанское, с этого года заменившее Mumm в качестве подиумного напитка, тогда как последние переключились на Формулу Е.
Smirnoff – давний партнер команды Force India, логотип которого нетрудно заметить на серебристо-черных шасси коллектива. Сделка состоялась при непосредственном участии владельца команды Виджея Мальи.
Kingfisher – пивная компания, принадлежащая Малье и входящая в группу пивоварен United Breweries, большая часть которых недавно была передана Heineken Group, что объясняет тот факт, что на прошлогоднем Гран При Мексики индийский ликёрный барон организовывал встречу для руководящего состава Heineken.
Daffys – производитель шотландского очищенного джина, сотрудничающий с командой Manor.
Европейский альянс алкогольной политики, более известный как Eurocare, в последнее время активизировался, заметив, что телезрители во время трансляций Формулы 1 видят на своих экранах логитипы алкогольных компаний 12 раз в минуту или более тысячи раз за полуторачасовую трансляцию. Добавьте сюда тренировки и квалификацию, и получится полторы тысячи показов за уик-энд.
Некоторые страны, такие как Южная Африка, уже запретили телевизионную рекламу алкогольных брендов, тогда как в Великобритании действуют временные ограничения. В скандинавских странах запрещена реклама алкоголя на плакатах и постерах, при этом удивительно, что этот запрет не распространяется на спортивные мероприятия. Как и в случае с табачными компаниями, лобби алкогольной промышленности настаивает на том, что реклама их продукции не увеличивает потребление алкоголя, а лишь помогает людям сделать выбор в пользу той или иной марки.
При этом стоит заметить, что реклама табачной продукции во время гонки вряд ли может побудить человека больше курить у экрана телевизора, тогда как красочные пивные бренды жарким воскресным днем вполне могут заставить пару-тройку раз открыть холодильник и воспользоваться открывалкой.
Как бы то ни было, в ближайшие пять лет ожидается неминуемое увеличение количества алкогольных марок в Формуле 1, что, в свою очередь, поднимет дилемму для FIA – руководящего органа спорта – в отношении явного подтекста, связывающего вождение машины и употребление алкоголя.
Статистика на этот счет расходится, но по данным американской организации, специализирующейся на безопасности движения, примерно треть всех смертей на дорогах, а их число насчитывает порядка 35 тысяч в год, так или иначе связаны с употреблением алкоголя, тогда как в Великобритании этот показатель равен 15%.
В любом случае, трудно представить себе человека, который закурил за рулем и тут же попал в фатальную автокатастрофу, унесшую жизни, тогда как связь между алкоголем и смертностью на дорогах прослеживается гораздо более явно, даже если речь касается выпивших пешеходов.
Конечно, сама FIA не заключает никаких коммерческих сделок с алкогольными брендами, поскольку спортивная и коммерческая ветви власти в спорте функционируют отдельно друг от друга. Но факт остается фактом – во время гонки логотипы FIA появляются на экране телевизора попеременно с рекламой алкогольной продукции – тем же Johnnie Walker.
Можно возразить, что компания Johnnie Walker традиционно проводит массовые акции под вывеской "Управляй автомобилем ответственно", и послом этой инициативы является сам Мика Хаккинен, а австралийская пивная компания Fosters продвигает простой слоган "Не пей за рулем", но при этом нельзя отрицать, что алкоголь остается одной из главных причин смертности на дорогах.
К тому же, никто не знает, насколько подобные акции и программы эффективны – быть может, пользы от них не больше, чем от стикера "Минздрав предупреждает" на пачке сигарет…
«Реклама алкоголя никак не связана непосредственно с FIA, – поспешил откреститься от неудобной темы президент федерации Жан Тодт, также являющийся послом международной организации за безопасность дорожного движения. – Это касается каждой отдельной страны. Я категорически против употребления спиртных напитков за рулем, но в каждом государстве должны сделать свой выбор в этом отношении.
Нельзя полностью запретить алкоголь – это невозможно, но можно убедить людей не пить за рулем. Мы очень плотно работаем над этой программой и понимаем, насколько она важна».
Конечно, FIA представляется легкой мишенью для различных лобби и постоянно испытывает давление и прессинг, но как бы активисты ни закидывали Тодта и компанию тухлыми яйцами, они не могут выдвинуть им прямые обвинения в потворстве рекламной деятельности алкогольных брендов, как это было в случае с его предшественником Максом Мосли в отношении табачных компаний.
Так что если на кого и стоит оказывать давление, то это на FOM и команды, а не на федерацию. Кроме того, если употребление и реклама продукции разрешена в конкретной стране, Eurocare и другим подобным организациям необходимо решать вопросы с правительствами государств, а не с Формулой 1. К примеру, в исламских государствах запрещен алкоголь и его реклама, так что там гонщикам остается поливать друг друга на подиуме безалкогольной шипучкой, а не привычным шампанским.
Нравится это кому-то или нет, но представительство алкогольных брендов в Формуле 1 сохранится до тех пор, пока страны сами не введут соответствующие запреты, подобные "закону Эвина" во Франции в 1991-м. Нашумевший законопроект был выдвинут бывшим в то время министром здравоохранения Франции Клодом Эвином, именем которого он и был назван впоследствии.
Несмотря на серьезную оппозицию и обвинения в дискриминации и нарушении сразу нескольких европейских норм, закон был принят, в результате чего была запрещена любая открытая реклама алкоголя (и табака), а также на 12 лет был введен запрет на энергетические напитки.
Формуле 1 вряд ли удастся избежать бдительного взора со стороны ВОЗ после введения запрета на рекламу алкоголя во всех вовлеченных в спорт странах, ну а следующим на очереди, как мы уже упомянули ранее, является фаст-фуд – Burger King, McDonalds и Subway, активно представленные в заокеанских гоночных соревнованиях.
После этого законодатели здравоохранения сфокусируют внимание на сладостях, кондитерских изделиях и газированных напитках, так что поклонники Ф1 уже могут готовиться к появлению на боковых понтонах шасси логотипов M&M's, Smarties и Coca Cola.
Ни один из этих запретов не окажет на Формулу 1 серьезного воздействия, однако если присмотреться к "хит-параду" ВОЗ внимательнее, можно заметить в нем последний пункт: "реклама мощности (или скорости)" – иными словами, имеется в виду гламуризация опасности, связанной со скоростью.
По мнению чиновников, глупо ограждать людей от использования заменителей грудного молока, от курения, алкоголя, бургеров с картошкой и шипучих напитков, если они могут свернуть за угол и сесть за руль машины или байка, способного за две секунды разогнаться до сотни. Таким образом, конечной целью ВОЗ является запрет всего, что так или иначе может побудить людей развивать высокую скорость.
И это может быть для Формулы 1 опаснее любых запретов на рекламу алкоголя и табака...