Льюиса Хэмилтона уже не остановить...
Нико Росберг покинул британский Сильверстоун с единственным очком преимущества над напарником по команде в личном зачете чемпионата мира. Однако больше всего его должен волновать не полученный после гонки штраф, а то, в насколько доминирующей манере Льюис Хэмилтон провел этот уик-энд. Рассуждает Бен Андерсон...
Британский Гран При сложился для Льюиса Хэмилтона как нельзя лучше. После многочисленных неудач начала сезона, включая неоднократные технические проблемы и неприятные разговоры с командой из-за повторяющихся столкновений на трассе с напарником, победный ветер, наконец, подул в паруса действующего чемпиона мира.
В этот уик-энд Льюису не было равных в Сильверстоуне – он возглавил все без исключения сессии этапа и в доминирующем стиле выиграл домашнюю гонку в четвертый раз в своей карьере, сравнявшись по этому показателю с Найджелом Мэнселлом – больше побед на Туманном Альбионе было только у Джима Кларка и Алена Проста.
Также эта победа позволила Льюису сократить отставание от Нико Росберга в личном зачете чемпионата до одного балла – в этом ему немного помогли стюарды, прибавившие к результату немца 10 секунд и лишив его второго места.
Еще совсем недавно было ощущение, что в этом году титул уж точно не ускользнет из рук Нико, а сейчас его руки словно намазали маслом…
Для Хэмилтона прошедший уик-энд прошел просто великолепно – о большем гонщик и мечтать не может. Британец установил планку, которую поддерживать по силам было ему одному – на соперников оглядываться ему не приходилось.
«Всё, что было до этого уик-энда, уже забыто – все эти споры и пересуды в команде, – сказал после гонки Льюис. – Ощущать в себе силы и реализовать их на трассе – это самое главное!
В начале сезона у меня часто возникали проблемы с надежностью техники, но я через это прошел – это было необходимо для того, чтобы отправиться за очередным трофеем. А я очень хочу вновь стать чемпионом мира.
Я чувствую, что после событий в Барселоне стал сильнее психологически, теперь у меня нет никаких проблем в этом отношении».
Помимо психологии, нельзя было не заметить, насколько Хэмилтон на этот раз был быстрее в скоростных виражах Сильверстоуна по сравнению с напарником.
В субботней квалификации британец не оставил камня на камне от Нико, опередив его более чем на три десятых секунды – при этом львиная доля его преимущества пришлась именно на второй сектор трассы, изобилующий быстрыми поворотами.
Copse, Maggotts, Becketts, Chapel… Именно в этих виражах Льюис наносил свой сокрушительный удар по напарнику.
«Это лучший сектор среди всех трасс в чемпионате, – заметил Хэмилтон после гонки, пошутив про то, что его соперникам просто не хватает храбрости для прохождения этих виражей на пределе. – Это просто феноменальная связка поворотов, особенно после Copse. Когда машина в порядке, ты получаешь фантастическое удовольствие от прохождения этого сектора.
Это очень здорово. К тому же, я мог атаковать в этой связке на протяжении всей гонки – буквально на каждом круге».
Что же помогло Льюису столь уверенно проходить эти сложнейшие виражи? Неужели он настолько сильнее Нико?
«На этой трассе главное – уверенность в себе и машине, – отметил технический директор Mercedes Пэдди Лоу. – Если гонщик уверен в машине, он будет постоянно улучшать время круга.
В поворотах вроде Copse и Stowe чем быстрее ты едешь, тем больше у тебя прижимной силы, а значит, и выше скорость.
Мы не ожидали, что в квалификации легко будет показать 1.29, а Льюис дважды едва не вышел из этих секунд.
Он просто превосходно чувствует эту трассу. Но надо отдать должное Нико – ему хватило мужества признать, что напарник был просто быстрее».
Уверенность Льюиса в машине была видна с самого старта воскресной гонки. Вернее, с ее шестого круга, поскольку дирекция гонки решила провести целых пять кругов дистанции за машиной безопасности.
За первый круг гонки после ухода с трассы сейфти-кара Хэмилтон оторвался от Нико на четыре секунды, чему поспособствовало то, что он собрал пелотон на прямой Hangar, а перед рестартом в поворотах Stowe, Vale и Club начал наращивать скорость.
После того, как оба пилота Mercedes заехали в боксы за промежуточными шинами на седьмом круге (что лишний раз доказывает, что машина безопасности оставалась на трассе слишком долго), Нико закрепился в пяти секундах от лидера.
Росберга много критиковали в Монако, где он не очень уверенно смотрелся на сырой трассе, и в команде даже попросили его пропустить вперед напарника.
Здесь же немец смотрелся не так слабо в отношении Льюиса, и несколько кругов он проехал даже быстрее партнера по команде.
Тогда как действующий чемпион мира продолжил отрываться, Нико вступил в нелегкую схватку с молодым Максом Ферстаппеном, делавшим все, чтобы выйти на второе место в гонке. И ему это удалось. Сначала голландец показался в зеркалах Нико внутри поворота Woodcote, а довершил дело по внешней траектории в финальной части виража Becketts, вынудив соперника ошибиться под давлением и заехать двумя колесами на мокрую сторону трассы.
«На промежуточной резине у нас был весьма неплохой темп, – сказал после гонки Ферстаппен. – Но в начале гонки ехать было очень трудно, потому что буквально ничего не было видно.
Когда воды стало чуть меньше, я смог начать атаковать. В итоге я прошел Нико по внешней – сцепления мне хватало, машина отработала великолепно».
На 17-м из 52 кругов оба пилота Mercedes заехали на пит-лейн для установки сликов, тогда как Макс посетил боксы в конце следующего круга. После этой череды пит-стопов преимущество Льюиса над голландцем составляло семь секунд, а тот, в свою очередь, опережал Росберга еще на четыре секунды.
За следующие круги Ферстаппен смог сократить отставание от лидера до пяти с лишним секунд, но вскоре вылетел широко в повороте Abbey, задев колесами лужу.
Похожую ошибку в этом вираже в воскресенье совершали многие, включая самого Хэмилтона, тогда как постепенно трасса стала подсыхать, и у Росберга появились шансы вернуть себе вторую позицию.
«У меня была пара неприятных моментов, – вспоминает Макс. – Очень непросто было ехать, поскольку вода от колес машин смещалась левее и попадала на гоночную траекторию.
Мы продолжали ехать так же, но иногда задевали воду, и тогда машина становилась неконтролируемой».
К концу 30-го круга Нико подобрался к Максу на дистанцию открытия крыла – после того, как голландец едва не потерял машину, обгоняя на круг Эстебана Гутьерреса в связке Club.
«Синие флаги здесь показывают очень странно!» – прокричал Макс по радио в тот самый момент, когда Росберг, воспользовавшись большей мощностью двигателя Mercedes, начал свои атаки в повороте Stowe.
Ферстаппен несколько раз продемонстрировал отличное умение защищаться – в повороте Luffield он смещался на альтернативную траекторию, чтобы чище выйти на бывшую стартовую прямую, кроме того, он старался использовать всю накопленную ERS энергию на прямой Hangar, чтобы не подпустить Нико с открытым крылом на подходе к скоростному виражу Stowe.
«Он здорово ехал, – признал после гонки руководитель команды Mercedes Тото Вольф. – То, как он располагал машину на трассе, показало, что за рулем хорошего шасси он делает все правильно».
После нескольких безуспешных попыток Росберг все же прошел Макса по внешней в повороте Stowe на 38-м круге дистанции.
«Было очень приятно с ним бороться, – сказал Нико впоследствии. – Я старался использовать ERS по максимуму и делал все, чтобы у него раньше закончилась накопленная энергия.
Но она заканчивалась у нас одновременно, так что это не сработало. Я несколько раз успел подумать: «А я вообще смогу его обогнать?» Он ехал на пределе, и это было здорово. В конце концов всё получилось».
Надо отметить, что Макс Ферстаппен блистал на протяжении всего уик-энда, впервые опередив Даниэля Риккардо в квалификации и оказав серьезное сопротивление пилотам Mercedes за рулем машины, которая была конкурентоспособной, по сути, только на влажной трассе.
«В таких условиях на первый план выходит шасси, – подтвердил босс команды Red Bull Кристиан Хорнер. – Прямые становятся короче, а повороты – длиннее.
Мы много раз видели, что когда становится влажно, машиной управлять сложно. Но мы очень хотели, чтобы пошел дождь».
После потери второго места Максом некоторые подумали, что в Red Bull могут рискнуть и поставить ему свежие шины, чтобы переиграть Mercedes стратегически.
В Pirelli обращали внимание на то, что шины Medium не должны использоваться больше 28 кругов, так что как раз подходило время для очередного пит-стопа.
Фелипе Масса, Фернандо Алонсо и Кевин Магнуссен решились на этот шаг, и тогда как Риккардо был далеко на четвертом месте, команде Red Bull ничего не оставалось, кроме как разделить стратегии пилотов. В то же время в Mercedes были уверены в своем темпе и не опасались за возможные случайности.
Освободившись от преследования со стороны Ферстаппена, Росберг начал сокращать отставание от лидера – к окончанию 44-го круга от 8,786 секунд преимущества Льюиса осталось 6,105 секунд. Попутно немец установил быстрый круг гонки.
Британец ответил своим лучшим кругом, как бы предупредив Росберга от мыслей от посягательств на первое место.
Но вскоре в дело вмешалась техника – за семь кругов до окончания дистанции на машине Нико возникли проблемы с коробкой передач.
По радио Нико сказали, чтобы он переключился в режим по умолчанию (что было воспринято как помощь пилоту по радио) и избегал включения седьмой передачи.
Росберг переспросил у механиков, нужно ли ему просто прощелкивать эту передачу, на что получил подтверждение.
После пары медленных кругов немец приспособился к возникшим проблемам и смог довести дело до финиша на втором месте.
После гонки судьи решили, что в команде Mercedes использовали запрещенные сигналы и инструкции в радиообмене со своим пилотом, за что к результату Нико были добавлены 10 секунд, и немец пропустил вперед в итоговой классификации Макса.
В команде мгновенно отреагировали на это намерением подать апелляцию – по их утверждению, без этого сообщения возникла бы критическая поломка на машине.
«Это была действительно критическая проблема, – сказал сам Росберг после гонки. – Коробка застряла на седьмой передаче, так что они посоветовали мне переключиться в режим по умолчанию и попробовать исправить проблему».
В принципе, от возможного решения подать апелляцию со стороны команды будет зависеть не так много – три очка в раскладе это несущественно.
Более важно то, что Хэмилтон одержал победу в четырех из пяти прошедших гонок.
«В последних двух гонках я чувствовал, что мчу вперед на всех парах, – сказал Льюис, которого Вольф назвал непобедимым в Сильверстоуне. – Я очень уверенно лидировал и контролировал темп парней позади.
К тому же, я делал все возможное, чтобы сохранить двигатель. Я понимал, что преимущество у меня весомое, так что не сильно напрягал мотор.
Машина в этот уик-энд была просто великолепна в отношении настроек и баланса – пилотировать ее было сплошным удовольствием.
Мои инженеры справились с работой на отлично. Я все держал под контролем. Не было никаких проблем. О большем и мечтать не приходилось».
И местной публике также не приходилось мечтать о большем – третья подряд победа их любимца на британской земле, после которой триумфатор, нарушив все запреты, выбежал на газон и лично поблагодарил собравшихся болельщиков.
Это празднование стало финальным элементом воскресной мозаики, подтвердившей полное доминирование Льюиса в этот уик-энд.
В футболе зрителей часто называют 12-м игроком. И в этот раз многочисленные болельщики на трибунах были вторым пилотом за рулем W07 британца.
Они каждый год ждут и надеются, и Льюис не обманывает их ожиданий...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько