Когда первая победа оказывается последней
Забудьте о бесконечном списке рекордов Шумахера и Феттеля – в Ф1 есть множество пилотов, которым всего раз довелось погреться в лучах славы. В первой истории нового цикла Кевин Тёрнер вспоминает гонщиков, сумевших победить всего лишь в одной гонке за всю карьеру
ЖАН АЛЕЗИ
Гран При Канады-1995 Ferrari 412T2
Он ворвался в паддок Больших Призов в комбинезоне команды Tyrrell летом 1989-го и запомнился схваткой за лидерство с Айртоном Сенной на улицах Финикса годом позже. Жан Алези, казалось, сможет одержать множество побед, но переход в Ferrari и неблагосклонность Фортуны никак не позволяли французу покорить вершину подиума.
Так продолжалось до Гран При Канады 1995 года. В день гонки Алези отмечал свой 31-й день рождения. Он стартовал пятым, сразу же обошел напарника по Ferrari Герхарда Бергера, после чего прямо перед ними закрутило Williams Дэвида Култарда.
Михаэль Шумахер на Benetton стремительно уходил в отрыв, а пилоты Скудерии наседали на Дэймона Хилла, явно испытывавшего проблемы в кокпите Williams. Алези удалось выйти вперед в «шпильке» на 17-м круге, но после пит-стопов он уступал Шумахеру уже добрых полминуты.
Но за 11 кругов до финиша немца замедлили неполадки с коробкой передач. Жан вышел в лидеры и довел гонку до победы. Выиграть ему удалось только в 91-м Гран При.
«Это было невероятное ощущение, ведь я финишировал вторым уже 16 раз, – много позже рассказал Алези в интервью AUTOSPORT. – И главное ощущение, которое доставила победа – это облегчение. Уик-энд складывался непросто, мне пришлось много обгонять, чтобы выйти на второе место. А когда машина Михаэля остановилась, я подумал: «Ну наконец-то!».
Но мне приходилось беспокоиться об уровне топлива в баке. До этого Герхард вынужден был сойти, так как бензина не хватило, чтобы доехать до пит-стопа. А моя машина замерла на трассе во время круга почета!»
Жан еще несколько раз был близок к победе и 16 раз поднимался на пьедестал, но удача никогда более не была к нему столь благосклонна, как тогда, в Монреале.
ЖАН-ПЬЕР БЕЛЬТУАЗ
Гран При Монако-1972 BRM P160B
Его успех в Монако стал не просто одной из лучших побед в этом списке – это выступление можно включить с число самых сильных за всю историю Формулы 1. Жан-Пьер Бельтуаз пришел в гонки Гран При в 1967-м, годом позже стал чемпионом Формулы 2, на его счету к моменту этапа в Монако было уже шесть подиумов в составе команды Matra и тяжелая травма кисти.
За рулем BRM француз стартовал четвертым – в воскресенье лил настолько сильный дождь, что устроители этапа даже провели дополнительную тренировку, чтобы гонщики могли освоиться в столь сложных условиях.
Бельтуаз сразу же, еще на подъеме к казино, обогнал стартовавших с первого ряда Эмерсона Фиттипальди (Lotus) и Жаки Икса (Ferrari). После трех кругов он уже опережал ближайшего преследователя, Клея Регаццони из Скудерии, на пять секунд. Отрыв стал еще больше, когда швейцарец поскользнулся и невольно задержал мчащегося следом Фиттипальди.
Рассказывая о той гонке на страницах AUTOSPORT, Патрик МакНэлли писал: «Бельтуаз пилотировал уверенно и вдохновлено. Любые мысли о том, что он быстр, так как всем остальным мешают поднятые машинами брызги, мгновенно были отринуты, когда лидер стал обгонять круговых. Справа, слева, посередине – он опережал соперников в самых разных местах, не боясь заезжать даже на мощеные плиткой участки, если это было необходимо».
Жаки Икс, признанный мастер дождевого пилотажа, одержавший первую в карьере победу на мокром асфальте Гран При Франции 1968 года с почти двухминутным преимуществом, пытался нагнать Жана-Пьера, но был не в силах что-то сделать. Бельтуаз показал лучшее время круга, выиграв у всех полсекунды. В итоге он выиграл с преимуществом практически в 40 секунд. Фиттипальди, занявший третье место, отстал на целый круг.
В том сезоне Бельтуаз не заработал более ни одного очка, да и вообще лишь раз в дальнейшем побывал на подиуме. Но под дождем в Монако он опередил лучших гонщиков той эпохи.
АЛЕССАНДРО НАННИНИ
Гран При Японии-1989 Benetton B189
Гран При Японии 1989 года в первую очередь памятен столкновением Айртона Сенны с Аленом Простом. После этого бразилец вернулся на трассу, выиграл, но был исключен из итоговых протоколов. Но также этап на Сузуке ознаменовался победой Алессандро Наннини, который уже следующей осенью попал в серьезную аварию во время прогулки на вертолете.
Пилот Benetton показал в квалификации шестую скорость, а на первых метрах пробился на четвертое место – впереди были лишь Сенна с Простом да пилот Ferrari Герхард Бергер. Вскоре после середины дистанции австриец сошел с отказавшей коробкой передач, а спустя еще десять кругов выбил из борьбы и его напарник Найджел Мэнселл, до того преследовавший Сандро.
Два McLaren впереди были уже очень далеко, потому итальянец решил немного сбросить скорость. «Это был разумный шаг, – писал в рассказе о том Гран При Найджел Робак. – Однако в дальнейшем все, включая и самого Наннини, пожалели, что он не сохранил прежний темп. Это позволило бы избежать противоречивой концовки».
В итоге, после аварии двух пилотов McLaren, Сенна вынужден был отправиться в боксы за новым носовым обтекателем, и Наннини вышел в лидеры. Однако Сенну он опережал не столь существенно, как мог бы. Айртон быстро догнал Алессандро, а за два круга до финиша опередил его.
Однако именно Наннини в итоге поднялся на вершину подиума Сузуки, поскольку Сенну дисквалифицировали: после столкновения с Простом он вернулся в гонку, срезав часть трассы. Таким образом, команда Benetton была официально объявлена победителем – всего во второй раз в своей истории.
ИННЕС АЙРЛЕНД
Гран При США-1961 Lotus 21
Первую победу марко Lotus в чемпионате Ф1 принёс Стирлинг Мосс – однако выступал он за частную команду Роба Уокера. А вот непосредственно коллективу Колина Чепмена удалось впервые выиграть благодаря Иннесу Айрленду.
Сезон 1961 года складывался для британца не лучшим образом, да и на трассе Уоткинс-Глен он стартовал лишь восьмым – и это при том, что в Штаты не приехали пилоты на быстрых Ferrari. Вдобавок, в тренировке у Иннеса отказало рулевое управление, и на скорости около 160 км/ч он улетел в придорожные деревья…
После старта борьбу за лидерство вели Джек Брэбэм на Cooper и Стирлинг Мосс на Lotus. Они все дальше отрывались от группы из четырех машин, где пилоты соперничали за третье место. В итоге, одолев Брюса МакЛарена (Cooper), Грэма Хилла (BRM) и Дэна Герни (Porsche), вперед здесь вырвался именно Айрленд.
Ему даже удалось немного оторваться, а потом третье место неожиданно стало первым, когда у Брэбэма и Мосса возникли проблемы. Как писал AUTOSPORT, поединок Айрленда и Хилла «получился ничуть не менее зрелищным, чем у Брэбэма с Моссом». Однако в итоге соперник Иннеса вынужден был свернуть в боксы с отказавшим магнето.
В итоге Айрленд победил, всего на четыре секунды опередив Дэна Герни. Это выступление оказалось для пилота последним в составе Lotus. Перед началом следующего чемпионата Колин Чепмен отблагодарил его за победу, указав на дверь.
РИЧИ ГИНТЕР
Гран При Мексики-1965 Honda RA272
Американец был уже весьма опытным пилотом, когда присоединился к молодому проекту Honda. Он имел в послужном списке подиумы, завоеванные за рулем Ferrari и BRM, а также звание вице-чемпиона мира 1963 года. Однако выигрывать Ричи еще не удавалось.
Сезон-1965 складывался для Гинтера весьма неплохо, в квалификации он уже дважды показывал третий результат, и на финальном Гран При Мексики смог сделать это еще раз.
Honda проводила тесты на этой трассе незадолго до начала уик-энда, потому Гинтер за рулем RA272 сразу же поехал быстро. В субботу он уступил лишь Джиму Кларку (Lotus) и Дэну Герни (Brabham).
И хотя стартовал Ричи не лучшим образом, именно он возглавил пелотон по итогам первого круга, когда у Кларка закапризничал мотор. Шотландец в итоге сошел, а Герни на какое-то время застрял за его напарником Майком Спенсом. Когда обгон все же состоялся, лидирующий Ричи Гинтер оторвался уже на семь секунд.
«В «эсках» Honda позволяла более точно прописывать траекторию, и хотя Герни явно поймал кураж, не было ощущения, что ему удастся переломить ход гонки», - писал на страницах AUTOSPORT Билл Гэвин.
Так в итоге и вышло. Пилот Brabham даже перекрыл собственное квалификационное время круга, однако Гинтер пересек финишную черту на 2,89 секунды раньше, став последним победителем в истории полуторалитровой Формулы 1.
ТРОЕ ИЗ 1975-ГО
Карлос Паче (Brabham BT44B), Гран При Бразилии Йохен Масс (McLaren M23), Гран При Испании Витторио Брамбилла (March 751), Гран При Австрии
В 70-е годы самое широкое распространение получили двигатели Cosworth DFV, что позволило целому ряду команд иметь в своем распоряжении весьма конкурентную технику. В 1975-м сразу три пилота смогли одержать по ходу сезона свою первую и единственную победу.
Шасси Brabham BT44B было одним из лучших на старте чемпионата, что дало восходящей бразильской звезде Карлосу Паче возможность блеснуть во всей красе. На открывающем сезон этапе в Аргентине он стартовал вторым, а южноафриканский этап принес гонщику первый и единственный поул в Ф1 (причем своего напарника и тёзку Карлоса Рейтемана бразилец опередил на 0,07 секунды). Между двумя этими гонками в календаре значился Гран При Бразилии, и на домашнем Интерлагосе Паче одержал победу.
Когда на Shadow Жана-Пьера Жарье, который лидировал с преимуществом в добрых полминуты, заело топливный насос, Карлос вышел в лидеры. Эмерсон Фиттипальди пробовал наседать на земляка, но Паче не пропустил McLaren и выиграл – на радость болельщикам – с преимуществом в шесть секунд.
Успех Йохена Масса в Испании не был встречен с таким же энтузиазмом, но сам пилот McLaren в этом не виноват. Гонка на городской трасе в Монтжуик-парке получилась противоречивой, так как еще до начала тренировок звучали голоса о недостаточном уровне безопасности.
Фиттипальди, напарник Масса, даже отказался выходить на старт, а по ходу дистанции произошло множество аварий. В итоге на машине Hill Рольфа Штоммелена развалилось крепление заднего антикрыла. Автомобиль врезался в барьер, за которым располагался судейский пост, что привело к гибели четырёх человек.
Гонку не сразу остановили клетчатым флагом, потому будущая звезда соревнований спорткаров и триумфатор «24 часов Ле-Мана» оказался не самым счастливым победителем хаотичной гонки, за которую, вдобавок, были начислены половинные очки.
А вот победа Витторио Брамбиллы в Австрии, где борьбу также остановили досрочно, получилась скорее комичной, нежели трагичной. Пилот March стартовал восьмым и на первом же круге дождевой гонки поднялся до шестой позиции.
Затем он «быстро обогнал еще пятерых участников и уже к 19-му кругу вышел в лидеры, – как сообщал читателям AUTOSPORT Пит Лайонс. – Витторио просто уехал от всех остальных и опережал преследователей уже на 24 секунды», когда погодные условия ухудшились, и гонку решено было остановить.
Но самое удивительное – Брамбилла не ждал досрочного финиша, потому после клетчатого флага резко снял ногу с педали акселератора. Машину занесло, закрутило – и бросило в отбойник. Славный способ отпраздновать свою первую и единственную победу.
РАЗДЕЛИВШИЕ РАДОСТЬ
Луиджи Фаджиоли (Alfa Romeo 159), Гран При Франции-1951 Луиджи Муссо (Lancia-Ferrari D50), Гран При Аргентины-1956
Еще два гонщика смогли пополнить этот список благодаря широко распространенной в 50-е годы практике обмена машинами между напарниками.
Итальянец Луиджи Фаджиоли был одним из лидеров довоенных гонок Гран При, однако ему было уже непросто тягаться с молодыми соперниками на заре Формулы 1. В 1951 году ветеран выступал нерегулярно, в Реймсе он стартовал за рулем Alfa Romeo 159 с седьмой позиции.
Пока другой пилот команды, Хуан-Мануэль Фанхио, боролся за лидерство с Альберто Аскари из Ferrari, Фаджиоли, заметно отставая, держался в первой шестёрке. Но когда на машине аргентинца начались перебои с зажиганием, они с Луиджи поменялись местами во время пит-стопа. Фаджиоли передал машину напарнику, и тот помчался вперед, сохранив четвертое место, а сам итальянец подождал, пока «сто пятьдесят девятую» Фанхио отремонтируют – и тоже вернулся на трассу.
В итоге он финишировал только 11-м, однако все равно стал победителем Гран При. Дело в том, что Фанхио оказался третьим, когда у еще одного пилота Alfa Romeo Нино Фарины возникли проблемы с резиной, а затем опередил на трассе пару Ferrari и уехал от них почти на минуту. Благодаря этому в возрасте 53 лет Луижди Фаджиоли стал самым возрастным пилотом, выигравшим Гран При чемпионата мира. И это достижение едва ли будет когда-нибудь перекрыто.
Похожим образом Фанхио сыграл ключевую роль и в успехе Луиджи Муссо в аргентинской гонке 1956-го. Итальянец тогда был восходящей звездой Ф1, на его счету уже была победа во внезачетном (не входящем в календарь чемпионата мира и не приносящем очков) Гран При Пескары-1954. В Буэнос-Айресе Муссо стартовал с первого ряда и поначалу захватил лидерство, но потом пропустил Maserati местного пилота Хосе-Фройлана Гонсалеса.
Постепенно Луиджи и вовсе оттеснили на пятое место, однако Фанхио, у которого с самого старта барахлила машина, был еще дальше от лидеров.
В тот момент, когда молодой пилот получил команду заехать в боксы для обмена машинами, он был четвёртым. Фанхио смог пробиться на вторую позицию, после чего в моторе Maserati лидировавшего Стирлинга Мосса осталось только пять рабочих цилиндров из шести. Хуану-Мануэлю оставалось лишь одержать очередную победу к радости своих болельщиков.
Муссо еще несколько лет входил в число лидеров Ф1, однако так и не смог добиться новых успехов, разбившись в аварии на Гран При Франции 1958-го.
ПОСЛЕДУЕТ ЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ?
Роберт Кубица (BMW Sauber F1.08), Гран При Канады-2008 Хейкки Ковалайнен (McLaren MP4-23), Гран При Венгрии-2008 Нико Росберг (Mercedes F1 W03), Гран При Китая-2012 Пастор Мальдонадо (Williams FW34), Гран При Испании-2012
Четверо гонщиков, замыкающих в настоящий момент список тех, у кого в активе ровно одна победа, еще не завершили свою карьеру и имеют шанс выиграть вновь.
Роберт Кубица наверняка смог бы добиться успеха вновь и стать сильнейшим не только в отдельном Гран При, но и во всем чемпионате – если бы не раллийная авария в феврале 2011-го. И хотя многие надеются, что поляк еще вернется, похоже, что полученные травмы все же не позволят Роберту вновь полноценно выступать в формульных сериях.
Потеря места в Caterham еще более понизила шансы Хейкки Ковалайнена пополнить список побед, в котором пока значится лишь венгерский Гран При 2008-го, а вот Нико Росберг с Пастором Мальдонадо вполне могут преуспеть вновь, если им помогут в этом команды – Mercedes и Williams соответственно.
ПОЛНЫЙ СПИСОК
За исключением участников 500-мильных состязаний в Индианаполисе, которые с 1950-го по 1960-й входили в календарь Формулы 1, всего одна победа в настоящий момент значится в послужном списке у 24 гонщиков…
Луиджи Фаджиоли, Alfa Romeo 159, Гран При Франции-1951 (Реймс)
Ветеран стал самым возрастным победителем этапа Ф1, после того, как передал свою машину напарнику, Хуану-Мануэлю Фанхио, и тот финишировал первым.
Пьеро Таруффи, Ferrari 500, Гран При Швейцарии-1952 (Бремгартен)
В том сезоне он стал единственным, кто смог отобрать победу в Гран При у Альберто Аскари. Впрочем, слово "отобрал" не вполне верное, ибо в тот день Аскари просто не вышел в Швейцарии на старт – он выступал в Индианаполисе.
Луиджи Муссо, Lancia-Ferrari D50, Гран При Аргентины-1956 (Буэнос-Айрес)
Помог Фанхио сделать первый шаг к четвертой чемпионской короне, передав аргентинцу свою машину в первой гонке сезона-1956.
Йоаким Бонье, BRM P25, Гран При Голландии-1959 (Зандворт)
Смог принести BRM долгожданную первую победу в чемпионате Ф1, стартовав с поула и уверенно проведя гонку за рулем модели P25.
Джанкарло Багетти, Ferrari 156, Гран При Франции-1961 (Реймс)
Известен тем, что выиграл три первые гонки Ф1, в которых участвовал: сначала внезачетные соревнований в Сиракузах и Неаполе, а затем, одолев-таки на самой финишной черте Дэна Герни из Porsche, и Гран При Франции.
Иннес Айрленд, Lotus 21, Гран При США-1961 (Уоткинс-Глен)
Вышел в лидеры после сходов Мосса и Брэбэма, после чего принес команде Lotus самую первую победу в чемпионате мира.
Лоренцо Бандини, Ferrari 156, Гран При Австрии-1964 (Цельтвег)
Восходящей итальянской звезде удалось в первый и единственный раз побывать на вершине подиуима после того, как кочковатый асфальт бывшего военного аэродрома привел к многочисленным поломкам.
Ричи Гинтер, Honda RA272, Гран При Мексики-1965 (Мехико)
Принес компаниям Honda и Goodyear первые победы в Формуле 1, лидируя в гонке от старта и до финиша.
Лудовико Скарфиотти, Ferrari 312, Гран При Италии-1966 (Монца)
В классической для Монцы тех лет гонке с многочисленными обгонами за счет слип-стрима, Скарфиотти принес Ferrari крайне важную для борьбы в Кубке конструкторов победу, когда сошел лидировавший Джек Брэбэм.
Питер Гетин, BRM P160, Гран При Италии-1971 (Монца)
Та гонка вошла в историю благодаря невероятной средней скорости и удивительно плотному финишу. По обоим показателям она оставалась рекордной на протяжении нескольких десятилетий. Первая пятерка уместилась в 0,61 секунды!
Франсуа Север, Tyrrell 002, Гран При США-1971 (Уоткинс-Глен)
Некоторые называли француза будущим чемпионом мира, но он разбился на американском этапе в 1973-м, успев одержать до этого всего одну победу – на той же трассе в Уоткинс-Глене двумя годами раньше.
Жан-Пьер Бельтуаз, BRM P160B, Гран При Монако-1972 (Монте-Карло)
Уверенная победа под дождем, одержанная за рулем не самой лучшей машины того сезона, вписана в историю еще и благодаря едва ли не самой низкой средней скорости за всю послевоенную историю гонок Гран При (всего 102 км/ч).
Карлос Паче, Brabham BT44B, Гран При Бразилии-1975 (Интерлагос)
Быстрый пилот Brabham смог выиграть домашнюю гонку после поломки Shadow уверенно лидировавшего Жана-Пьера Жарье.
Йохен Масс, McLaren M23, Гран При Испании-1975 (Монтжуик-парк)
Стал сильнейшим в укороченной испанской гонке после аварии Рольфа Штоммелена со смертельным исходом.
Витторио Брамбилла, March 751, Гран При Австрии-1975 (Остеррайхринг)
Еще один случай, когда пилот смог блеснуть на мокрой трассе - а после досрочной остановки гонки вошел в историю, разбив машину.
Гуннар Нильссон, Lotus 78, Гран При Бельгии-1977 (Зольдер)
Победа в бельгийском Гран При стала высшей точкой в короткой карьере быстрого шведа. Уже в следующем 1978 году он умер от рака.
Алессандро Наннини, Benetton B189, Гран При Японии-1989 (Сузука)
Многообещающий итальянец поднялся на вершину после столкновения Сенны с Простом, последующей дисквалификации Айртона и поломок обеих Ferrari.
Жан Алези, Ferrari 412T2, Гран При Канады-1995 (Монреаль)
В кои-то веки у одного из самых невезучих пилотов в новейшей истории Формулы 1 все сложилось успешно, а на Benetton Михаэля Шумахера возникли технические проблемы.
Оливье Панис, Ligier JS43, Гран При Монако-1996 (Монте-Карло)
Вдохновленно прорвался с 14-го места к победе в гонке, где разбил машину Михаэль Шумахер, отказал мотор на Williams Дэймона Хилла и сошел из-за поломки пилот Benetton Жан Алези.
Ярно Трулли, Renault R24, Гран При Монако-2004 (Монте-Карло)
Уверенно выиграл, стартовав с поула и отразив натиск Дженсона Баттона. Также тот день запомнился нелепым столкновением Михаэля Шумахера и Хуана-Пабло Монтои в туннеле, когда оба ехали за автомобилем безопасности.
Роберт Кубица, BMW Sauber F1.08, Гран При Канады-2008 (Монреаль)
Поляк наилучшим образом распорядился скоростью своей машины и неудачами в стане Ferrari и McLaren. Вместе с Ником Хайдфельдом Кубица принес BMW Sauber победный дубль.
Хейкки Ковалайнен, McLaren MP4-23, Гран При Венгрии-2008 (Хунгароринг)
Выступления за McLaren сложились для финна далеко не лучшим образом, но когда на последний кругах гонки в Будапеште отказал мотор на Ferrari Фелипе Массы, Ковалайнен смог первым пересечь линию финиша.
Нико Росберг, Mercedes F1 W03, Гран При Китая-2012 (Шанхай)
Наилучшим образом распорядился уверенно выигранным поулом и принес Mercedes первую победу за без малого шесть десятилетий победу.
Пастор Мальдонадо, Williams FW34, Гран При Испании-2012 (Барселона)
Пилот из далекой Венесуэлы провел сильную гонку, переиграв Фернандо Алонсо. Для его команды Williams этот успех стал первым с 2004 года.