Как Даниэль Риккардо освежил Гран При Сингапура
Этап Больших Призов в Сингапуре стал одним из самых насыщенных и интересных в нынешнем сезоне, как это и ожидалось. И главной интригой гонки стали тактические игры команд-лидеров. Об этом и многом другом в традиционном обзоре уик-энда от Бена Андерсона...
Наконец-то в Формуле 1 прошел тот Гран При Сингапура, которого все ждали – тот самый, в котором не было однозначного и полного превосходства Mercedes над всеми своими соперниками.
В конечном итоге Нико Росберг все-таки выиграл заезд с преимуществом над Даниэлем Риккардо меньше чем в полсекунды, но погоня пилота Red Bull Racing за новым лидером чемпионата на последних кругах гонки была невероятно захватывающей – пожалуй, именно такую борьбу хотели увидеть новые владельцы Ф1, приехав в далекий Сингапур.
После квалификации казалось, что соперники не смогут навязать лидерам плотную борьбу, несмотря на их собственные опасения перед этапом. В этом году Mercedes приехала на автодром Марина-Бэй гораздо лучше подготовленной, но при этом представители команды постоянно вспоминали о том крахе, который испытала чемпионская дружина здесь год назад, когда их машина была третьей по скорости после Ferrari и Red Bull.
Тогда трасса в Сингапуре была территорией Red Bull, но Скудерия смогла навязать соперникам борьбу и вырвать победу, тогда как лидеры сезона не сумели совладать с шинами Pirelli, а Нико Росберг финишировал лишь четвертым.
На этот раз пятничные свободные заезды прошли довольно плотно, но все говорило о том, что Mercedes действительно удалось решить свои прошлогодние проблемы, и после завоевания поула Росбергом мало кто предполагал, что у конкурентов будут серьезные шансы навязать немцу борьбу.
Да, Риккардо стартовал со второй позиции на решетке, но по большому счету благодаря проблемам у Льюиса Хэмилтона при подготовке к квалификационной сессии. Пилотам Ferrari в свою очередь не хватало сцепления, а у Себастьяна Феттеля и вовсе возникли проблемы с задней подвеской, из-за чего он откатился на старте далеко назад. Его напарник по команде Кими Райкконен квалифицировался пятым.
С самого старта стало ясно, что Mercedes своего преимущества не упустит – к тому же, после первого поворота расстановка сил в первой тройке не изменилась.
Макс Ферстаппен не смог уверенно стартовать из-за проблем со сцеплением, что повлекло за собой ряд столкновений в середине пелотона с участием Карлоса Сайнса и Нико Хюлькенберга, а немец даже вынужден был завершить заезд досрочно.
Одновременно на трассе появилась машина безопасности, подтвердив и продолжив тем самым 100-процентную статистику выезда в Сингапуре начиная с самой первой гонки здесь в 2008 году.
Однако на этот раз ее появление произошло слишком рано для того, чтобы внести какие-то перестановки в тактику лидеров, так что Росберг мог не волноваться.
На рестарте немец легко сохранил лидерство, а когда отрыв от Риккардо достиг двух секунд, на его машине возникли проблемы с перегревом тормозов.
«Всё было очень близко с самого начала, – сказал руководитель команды Mercedes Тото Вольф. – Но это очень типично для Сингапура – вы пытаетесь оптимизировать все узлы, и многие здесь жалуются на тормоза.
У обоих наших пилотов возникли проблемы с перегревом с самого старта. Но Нико ехал впереди по чистому воздуху, так что ему было чуть легче остужать тормозные механизмы».
Росберг против Риккардо на первом отрезке
К концу первого отрезка температура тормозов на машине Росберга более или менее пришла в норму, и он смог снова начать отрываться от преследователей.
В команде Red Bull зазвали Даниэля на первый пит-стоп в конце 15-го круга и сменили шины на его машине на такой же состав Supersoft.
На следующем круге в боксы поехал уже Росберг, при этом ему поставили более жесткие покрышки Soft.
В результате австралиец смог воспользоваться более мягким компаундом резины и начал нагонять лидера, за десять кругов – с 17-го по 27-й – сократив отставание с более чем семи секунд до трех с лишним.
Росберг против Риккардо на втором отрезке
Росбергу по-прежнему приходилось внимательно следить за температурным режимом тормозов, что позволяло Риккардо держаться неподалеку без явных признаков реальной атаки.
Как только разрыв между лидерами сократился до трех секунд, Росберг немного прибавил и вновь довел гандикап до 4,659 секунд к экватору гонки.
В команде из Милтон-Кинса позвали Даниэля в боксы для установки шин Soft. В Mercedes вновь ответили встречным пит-стопом с установкой такого же состава резины.
Когда пилоты вновь оказались на трассе, разрыв между ними составлял 4,932 секунды. Казалось, что гонка уже завершена. Оба лидера были на одинаковых шинах практически идентичной свежести. И если у Росберга не возникло бы новых проблем с тормозами, все должно было спокойно завершиться через пару десятков кругов.
Что касается перегрева тормозных механизмов, то больше от этого страдал даже не Нико, а его напарник по команде.
В первой половине гонки Хэмилтон испытывал немалые трудности с тормозами, которые усугублялись тем, что ему приходилось преследовать Риккардо, отнимавшего львиную долю набегающего потока воздуха.
«У меня были серьезные проблемы, тормоза очень сильно перегревались, – посетовал после гонки Льюис. – Так что мне приходилось сбрасывать скорость и смотреть на то, как лидеры уезжают все дальше. Я делал все, чтобы вернуть себе контроль над ситуацией...»
Хэмилтон против Райкконена на втором отрезке
На втором отрезке Льюису не хватало скорости на составе Soft, и в результате он пропустил вперед Кими Райкконена, обутого в Supersoft, перетормозив в девятом повороте на 33-м круге.
Сразу после этого финн нырнул в боксы для второй остановки, тогда как британец последовал его примеру кругом позже. К окончанию 35-го круга Хэмилтон отставал от Райкконена уже на шесть секунд.
Как и в борьбе лидеров, здесь в этот момент гонки также ситуация стабилизировалась – почти полгонки до конца, одинаковые шины и минимальные шансы на контратаку.
Пытаясь переломить ситуацию, в Mercedes решили перейти на План Б, включавший в себя перевод двигателя в более мощный режим, использование всего ресурса резины для атаки противника и третью остановку в боксах.
«В какой-то момент мои тормоза начали работать нормально, – вспоминает Хэмилтон. – Частично это было обусловлено более свежей резиной, но в основном тем, что машина становилась все легче, так что тормозить приходилось не столь эффективно.
И когда лампочка о перегреве тормозов погасла, я смог взвинтить темп. Ближе к концу дистанции предупреждение снова появилось, но я уже не обращал на него внимания и просто надеялся на лучшее».
Хэмилтон против Райкконена на третьем отрезке
Гонка ожила после решения Mercedes перевести Хэмилтона на агрессивную тактику трех пит-стопов в попытке завоевать подиум.
Этот ход повлек за собой цепную реакцию на пит-лейне – сначала в боксы поехали Ferrari, что стоило им борьбы за пьедестал, а затем и Red Bull.
Великолепные круги заезда и выезда из боксов позволили Льюису появиться на трассе впереди Кими, кроме того, остановка соперников позволила Риккардо "бесплатно" заехать в боксы, чтобы на заключительной стадии гонки оказать давление на Росберга.
По иронии судьбы, именно дополнительный пит-стоп Льюиса позволил австралийцу заехать в боксы и в конце гонки навязать ожесточенную борьбу напарнику британца за победу.
Сократив отставание от Нико до трех секунд, Риккардо в третий раз нырнул в боксы на 47-м круге, и механики поставили на его машину свежий комплект шин Supersoft.
В Mercedes собирались также зазвать Росберга в боксы кругом позже, чтобы ответить на ход соперников и закольцевать цепочку пит-стопов. Но Нико потерял некоторое время, проходя кругового Фелипе Насра из Sauber, в результате чего в команде решили оставить его на трассе, чтобы не пропустить вперед пилота Red Bull.
«Пытаясь переиграть Кими в боксах, мы, по сути, сами позволили Риккардо поехать на пит-стоп, – признал позже Вольф. – Мы не могли позвать на пит-лейн Росберга – Даниэль выиграл бы гонку в случае, если бы мы поехали в боксы первыми. Это была очень непростая ситуация».
Тото также похвалил австралийца за блестящий круг выезда из боксов после заключительного пит-стопа.
С этого момента интрига в гонке вновь возродилась. К концу 48-го круга Риккардо отставал от лидера на 25,449 секунд, так что за оставшиеся 13 кругов ему необходимо было в среднем отыгрывать у Нико по две секунды с круга, чтобы в итоге побороться за победу.
И старт этого отрезка выдался у Даниэля блестящим. На 49-м круге гонки он установил быстрейшее время заезда 1.47,187 и за первые восемь кругов погони отыгрывал у Нико в среднем по 2,520 секунды с круга.
Однако на 57-м круге Риккардо потерял какое-то время при прохождении круговых – Фелипе Массы и Эстебана Гутьерреса.
«По крайней мере, Гутьеррес ведет себя одинаково со всеми, – сказал позже Вольф, посчитавший, что его гонщик также потерял время при прохождении мексиканца. – Он никого не пропускает.
Идет борьба за победу между двумя гонщиками, сражающимися за каждую десятую долю секунды, и тут появляется этот парень и вмешивается в расклад гонки – и так со всеми.
В тот момент мы пожаловались Чарли [Уайтингу, гоночному директору FIA]. Фелипе быстро отъехал в сторону, а Эстебан – очень милый парень, кстати, – продолжал ехать как раньше и наслаждался тем, что таким образом смог увеличить отрыв от Массы».
Справедливости ради стоит отметить, что, по мнению босса Red Bull Кристиана Хорнера, используя DRS, Риккардо компенсировал все, что потерял в попытках обогнать Гутьерреса. Как бы то ни было, за четыре круга до окончания гонки отрыв между лидерами составлял 5,3 секунды.
Риккардо не сбавлял обороты, и на старт заключительного круга гонщики ушли с интервалом в 2,1 секунды, сократив это отставание вчетверо к финишной линии. В итоге Росбергу удалось сохранить лидерство, несмотря на критическое состояние шин и тормозов.
Росберг против Риккардо на заключительном отрезке
«Нам было важно понять, когда Росбергу нужно будет взвинтить темп, – продолжил Вольф. – Мы решили, что ключевыми будут последние 3-4 круга дистанции в борьбе с Риккардо.
В итоге мы попросили Нико подготовить силовую установку к финишному спурту, чтобы не растратить раньше времени весь заряд батарей в самой важной фазе гонки».
Риккардо великолепно пилотировал на протяжении всего уик-энда на трассе, где всегда блистал. Однако вот уже второй год кряду он вынужден довольствоваться вторым местом. Как говорится, вечная подружка невесты…
«Я понимаю, что сделал все, что мог, это была отличная гонка, – сказал позже австралиец. – Если что-то и можно было улучшить, то это старт, но Нико отлично среагировал на огни, так что и в этом аспекте нам трудно было бы с ними соперничать.
В дальнейшем я делал все, чтобы его догнать. Было здорово атаковать на пределе на протяжении всей дистанции, и я знал, что могу его настигнуть.
Несмотря на то, что на этой трассе очень непросто обгонять, было приятно выжать из машины всё на последнем круге, поддавить Нико и оставить зрителям надежду на борьбу».
При этом и Росберг провел великолепный Гран При – возможно, лучший в этом сезоне наравне с Баку, еще одной городской трассой, где у Хэмилтона возникли проблемы в квалификации, а Нико был непобедим.
«Я знаю Нико с 2013 года, и сегодня это лучший Нико из всех, кого я видел, – сказал Тото. – Сейчас принято говорить, что Льюис обладает феноменальной скоростью, но в этот уик-энд это можно было сказать о Росберге – он был просто умопомрачительно быстр.
Льюис, наоборот, провел не лучший свой уик-энд – ему не хватило кругов, чтобы до конца настроить машину, так что постепенно по ходу этапа от откатывался назад».
То же самое можно сказать и про положение в личном зачете чемпионата. Хэмилтон проделал огромную работу, чтобы нивелировать отставание от Нико в 43 очка и выйти вперед на целых 19 баллов к летнему перерыву.
Однако затем британец проиграл напарнику 27 очков за три гонки, тогда как немец начал победную серию, подобную той, что была на старте сезона.
Впереди еще шесть гонок, и у Льюиса есть все шансы отыграть 8-очковый дефицит, но история Формулы 1 говорит за Росберга. Никогда еще гонщик не проигрывал борьбу за титул после восьми побед в сезоне...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько