Что ждёт WRC после ухода Лёба?

Дэвид Эванс
9 марта 2013 в 0:12

Мировой чемпионат по ралли уже в эти выходные станет совсем другим – на старт Ралли Мексика не выйдет Себастьен Лёб. Несомненно, это повлияет на расклад сил в WRC. Дэвид Эванс размышляет о том, как сложится борьба за победу в отсутствие девятикратного чемпиона

Кто будет сидеть на капоте машины с фирменным стаканчиком Red Bull в руке и в модных очках Oakleys, брендированных его именем? Кто на большинство вопросов, улыбаясь и пожимая плечами, будет отвечать “Почему нет”? Кто выпьет всё это эспрессо? И, самое главное, кто в воскресенье днём попробует себя в роли Себастьена Лёба?

После 166 стартов и 77 побед, вы могли бы подумать, что устали от Лёба. Что ж, я имел счастье писать о большинстве этих стартов и побед и, определённо, буду скучать по нему. Без “номера один” чемпионат уже не будет прежним.

Конечно, Лёб немного постарел. Но по-прежнему, добавь ему полдюжины сантиметров роста, и каждый мечтал бы оказаться на месте этого парня, своего рода агента 007 в раллийной машине. Он беззаботен, расчетлив, скромен, весел, дружелюбен и очень, очень быстр.

Но на этой неделе его не будет в Мексике. Он остался дома.

В прошлый раз Лёба не было там, где ему следовало бы быть, в 2006 году после перелома руки в результате падения с мотоцикла. Тогда он выступал за Kronos Racing. Помните? Он как раз поменял красный цвет на синий и, если мне не изменяет память, управлял Citroen Xsara WRC частной – как нас убеждали – команды.

За рулем 'частного' Citroen в 2006-м Лёб был столь быстр, что взял титул, даже пропустив часть гонок © LAT
За рулем 'частного' Citroen в 2006-м Лёб был столь быстр, что взял титул, даже пропустив часть гонокФото: LAT

Это был особенный сезон для Лёба. Он выиграл восемь из 12 ралли, в которых участвовал, а в остальных четырёх финишировал вторым. За четыре этапа до окончания сезона он уже обеспечил себе титул чемпиона мира, имея в активе 112 очков, на 34 больше, чем к тому моменту набрал его ближайший соперник – Маркус Гронхольм.

Последний раз суперзвезда команды Citroen пропускал этап чемпионата мира по ралли в 2002 году, в новозеландском Окленде. Кажется, что это было в другой эпохе, другом поколении. На тот момент уроженец французского Эльзаса имел в активе только одну победу – и в его отсутствие Гронхольм играючи одержал победу в Ралли Новая Зеландия с 4-минутным отрывом. Этого хватило, чтобы финн стал обладателем второго титула чемпиона WRC за три года.

Отсутствия Лёба на Северном Острове [по территории которого пролегает дистанция новозеландского этапа] – Citroen сажал француза за руль только на отдельных этапах чемпионата мира перед его первым полноценным сезоном в 2003 – практически никто не заметил.

Но не в этот раз.

Лёб доминировал в Мексике на протяжении последних шести лет и, если он внезапно не передумает, его победная серия прервётся в это воскресенье. Учитывая, что кроме самого девятикратного чемпиона, гравийные дороги вокруг города Гуанахуато покорялись только ныне не выступающим Маркко Мяртину и Петтеру Сольбергу, Ралли Мексика получит нового победителя. Кто-то другой будет примерять традиционную пару ковбойских сапог на подиуме в обувной столице Мексики.

Лёб демонстрирует приз за победу в Мексике © LAT
Лёб демонстрирует приз за победу в МексикеФото: LAT

Вопрос лишь в том, кто это будет?

Судя по форме, продемонстрированной на первых этапах сезона, наилучшие шансы у Себастьена Ожье. Трудно игнорировать те великолепные результаты, которые пилот Volkswagen показал на двух первых этапах сезона. Но условия в Мексике – полная противоположность переменчивой погоде французских Альп и потрясающе гладкому снежному покрову Швеции.

Ралли Мексика – сложная гонка, проходящая в условиях жары и среднегорья.

Если у Polo R WRC и случится осечка где-то по ходу сезона – то, вероятно, это произойдет именно на этой неделе. И многие обитатели сервисного парка надеются – разумеется, из лучших побуждений, – что удивившие всех немецкие машины окажутся на вторых ролях.

Если этого не произойдёт, если VW по ходу дистанции будет доминировать так, как это было в Швеции, то людям из Версаля, Кокермута и, теперь еще, Намьянга и Альценау стоит начать беспокоиться. Представителям базирующихся там Citroen, M-Sport и Hyundai придётся сильно поломать голову, чтобы придумать, чем ответить на такую скорость.

Руководитель команды Volkswagen Йост Капито лишь смеётся, вспоминая любимые фразы, которыми охарактеризовали его команду и лично Себастьена Ожье. Он говорит, что его парням нечего доказывать. И действительно, Polo – уже машина-победитель. И, самое главное, Ожье смог выиграть еще во время выступлений Лёба.

А теперь всему миру пришло время увидеть, кто сможет занять место девятикратного чемпиона.

И зависит все только от самих гонщиков. Даже если на время забыть о Volkswagen – есть ещё целая куча пилотов, готовых сражаться за победы. И многие из них – финны.

Микко Хирвонен уже показал, насколько быстрым он может быть под крышей – свыше 150 километров в час на багги (когда он устанавливал новый мировой рекорд скорости в закрытых помещениях). Теперь пришло время выйти на улицу и показать свою скорость на гоночной трассе.

Откровенно говоря, начало года сложилось для пилота Citroen – потенциального претендента на очки – не лучшим образом. Но Хирвонен понимает это лучше других.

В отсутствие Лёба Хирвонена считали ставленником Citroen в споре за титул, но финн скверно начал сезон © LAT
В отсутствие Лёба Хирвонена считали ставленником Citroen в споре за титул, но финн скверно начал сезонФото: LAT

На неубедительный темп финна в Монте-Карло можно не обращать особого внимания – такой уж это этап, что пилоты его или любят, или ненавидят. Провальное выступление в Швеции тоже можно объяснить: Микко атаковал на пределе, пытаясь реабилитироваться за неудачу на первом этапе. Но если в эти выходные Хирвоннен не сможет бороться в первых рядах, оправданий уже не будет.

А что же Яри-Матти Латвала? Не слишком ли сильное давление он испытывает? Судя по словам его босса – Йоста Капито – всё в порядке. Конечно, у него не было достаточного времени, чтобы в полной мере привыкнуть к новой машине. Но, в случае с Мексикой, он обладает достаточным опытом пилотажа на таких дорогах и в таких условиях после тестов в составе VW в Леоне в ноябре прошлого года.

На самом деле, Латвале не так уж и важно показывать скорость на этой неделе. Его место в составе команды в безопасности. Однако хороший результат очень важен, чтобы заставить его поверить в себя (что является большой проблемой для финна). Он может доказать всему миру, что в гоночном коллективе из Ганновера есть не только один пилот.

Уж если кто и испытывает сейчас огромный прессинг, так это Дани Сордо. В отличие от него, Хирвонен и Латвала не находятся в столь затяжной полосе неудач [90 гонок в WRC без единой победы]. Испанец же уже давно в кризисе. И это сводит его с ума. Ему нужно выиграть – и как можно быстрее.

По правде говоря, наименьшему давлению сейчас подвергается команда Qatar M-Sport. Малкольм Уилсон сделал ставку на трёх молодых пилотов и это означает, что коллектив из Камберленда находится в заведомо выигрышном положении.

Если Мадс Остберг, Евгений Новиков или Тьерри Нёвиль попадают в аварию, то это можно списать на их молодость и неопытность. Если они набирают очки и, возможно, попадают на подиум – это хороший результат. А победа и вовсе произведёт фурор. К слову, Остбергу и Новикову она вполне по силам, если их соперники столкнуться с проблемами.

А после ухода Лёба произойти может что угодно.

Как ни странно, наибольшее давление сейчас должен испытывать Крис Аткинсон. Действующий чемпион Азиатско-тихоокеанского раллийного первенства находится на грани вылета из высшей категории автоспорта и ему во чтобы то ни стало нужно использовать свой шанс за рулём Citroen в Мексике. Прежде он был здесь достаточно хорош для второго места – и это на хлипкой Subaru.

Аткинсон – хороший пилот, и если бы он продолжил выступать на том же уровне, что в 2008-м, то вполне мог бы стать чемпионом мира. Но кто знает, что будет теперь?

Конечно, нелегко выступать за рулём практически незнакомой машины (лишь в прошлом году в Финляндии он уже стартовал на DS3) без достаточного количества тестов (хотя он участвовал в Ралли Мексика 2012 года на Fiesta), но он должен приложить все усилия и сделать это. DS3 не так уж и плоха, когда вы правильно подстегиваете её.

И если он будет атаковать сильнее и активнее остальных, то, вполне возможно, в воскресенье сможет примерить новую пару ковбойских сапог.

Ралли Мексика
Ралли Мексика

  • Поделиться: