Не судите новобранцев слишком строго
Через несколько дней в Мельбурне сразу пятерых пилотов ждет дебют в гонках Формулы 1. Эд Стро объясняет, почему будет несправедливо судить о потенциале Боттаса, Бьянки, Чилтона и компании до их второго сезона в Больших Призах
В первой половине сезона 2010 года Нико Хюлькенберг вскользь сделал одно замечание, которое запало мне в душу. Ничего особенного он не сказал, просто коротко поблагодарил за то, что я нашел время пообщаться с ним и спросить, как идут дела.
В тот момент его нечасто баловали вниманием. Возможно, хуже того, многие и вовсе списали немца со счетов.
Старт его карьеры в Формуле 1 получился очень сложным. А ведь до этого не было числа победам и титулам во всех сколько-нибудь значимых молодёжных чемпионатах.
Очень скоро стало понятно, как тяжело управлять машиной Williams, выжимая из нее максимум возможного. В сравнении с товарищем по команде Рубенсом Баррикелло, имевшим репутацию пилота, способного вытянуть невероятный квалификационный круг из очень непокладистой машины, немец в первой половине сезона выглядел бледно, даже несмотря на удивительное пятое место на стартовой решетке Гран При Малайзии.
Но не о Хюлькенберге речь в этой статье. Нико – лишь классический пример того, как часто новичков излишне поспешно признают профнепригодными.
Конечно, легко сказать, что, мол, действительно великие пилоты сразу же проявляют себя. Но на самом деле это банальная чушь. Говорить так – значит, недооценивать сложность управления гоночным автомобилем в 21 веке.
Были времена, когда перейти, скажем, из Формулы 3 в Формулу 1 – означало лишь пересесть за руль более крупной и быстрой гоночной машины. Сейчас же переход в Большие Призы из других серий сопоставим с попаданием в другую реальность.
Базовые навыки те же, но чтобы овладеть тонкостями пилотажа необходимо время, особенно в том, что касается применения систем вроде KERS. Ведь адаптация к ней требует от пилота гораздо больших навыков, чем просто умения иногда нажимать на кнопку.
Так что не забывайте об этом, когда будете судить о новичках во время их дебюта на Гран При Австралии в ближайшие выходные.
Но, скажете вы, что ж тогда Льюис Хэмилтон смог сразу включиться в борьбу в 2007 году? Британца всегда приводят в пример, он поставил для себя высокую планку и показал впечатляющий результат. Но вот времена тогда были другими – Хэмилтон провел весьма интенсивную программу подготовки перед своим дебютом. Сейчас у новичков нет такой возможности.
Есть пилоты, которых бросали в бой без подготовки – и они выступали лучше всяких ожиданий. К примеру, вспомните Камуи Кобаяши в его первых гонках за Toyota в 2009 году. Но таких примеров мало.
Вот Хайме Альгесуари вовсе не участвовал ни в каких тестах до своего дебюта, и даже проведя в Формуле 1 два с половиной сезона и стартовав в 46 гонках, он мог похвастаться только 16 тестовыми днями, за которые проехал чуть более 6000 км.
На всю предсезонную подготовку каждой команде выделено лишь 12 дней на трассе до начала чемпионата – и еще три дня по ходу сезона для работы с молодыми пилотами (при этом задействовать можно лишь одну машину). Новичкам не достается даже десятой части того, что могли себе позволить гонщики, начинавшие карьеру до введения столь строгих ограничений на тесты.
По сравнению с сегодняшним днем, Нико Хюлькенбергу еще повезло. У него было 27 дней тестовых испытаний до дебютного Гран При. На тот момент, когда погаснут стартовые огни на трассе в Мельбурне, у новичков этого сезона будет всего лишь вот такой «накат»:
Валттери Боттас 5140 км (плюс 15 пятничных тренировок в прошлом сезоне) Жюль Бьянки 6300 км (плюс девять тренировок) Гидо ван дер Гарде 5549 км (плюс шесть тренировок) Эстебан Гутьеррес 5485 км (плюс одна тренировка) Макс Чилтон 3780 км (плюс одна тренировка)
Сейчас считается, что достаточно накрутить порядка 6000 км, чтобы дебютировать в чемпионате. Но этого явно мало, чтобы сразу же выступать на должном уровне. Неизбежны типичные для новичков ошибки.
В прошлом году Алан Пермейн, отвечавший в Lotus за работу на трассе по ходу гоночного уик-энда, рассказывал в интервью AUTOSPORT: «Я помню, как много лет назад Михаэль Шумахер начинал в нашей команде. Нам приходилось каждый раз по ходу уик-энда менять один-два носовых обтекателя, потому что он постоянно сталкивался с кем-то на трассе или попадал в аварии!»
Из пяти нынешних дебютантов особо стоит выделить Боттаса и Бьянки. Первый, по идее должен бы провести отличный сезон. Благодаря темпераменту ему по силам свести ошибки к минимуму. Но, как показала тренировочная сессия в Хоккенхайме в прошлом году, и у него порой случаются серьезные промахи.
Бьянки – это немного другой случай. Он удивительно быстр, у него огромный потенциал, но временами в условиях прессинга француз начинает чудить. Будет интересно посмотреть, продолжит ли он совершать невынужденные ошибки и в Формуле 1.
И все же, в первом сезон для дебютантов стоит применять некий понижающий коэффициент. Это хорошо понимают в Lotus – поэтому и дали второй шанс безусловно очень быстрому Ромену Грожану. Прошлый сезон для него можно считать по-настоящему дебютным, но за свои ошибки француз получал от критиков по полной программе.
Некоторые болельщики были сильно удивлены, что его оставили в команде, несмотря на все «подвиги». Но нужно посмотреть, что принесет второй сезон. В идеале ошибок должно стать меньше, а еще лучше, если бы их не станет вовсе. Но если Ромен продолжит совершать их, как и раньше – вот тогда уже всерьез нужно будет задуматься, не стоит ли команде отказаться от его услуг.
Тем, кто сейчас выступает против Грожана, стоит вспомнить Жиля Вильнева. По их логике Ferrari тоже надо было бы избавиться от канадца после первых неудач на заре его карьеры...
Что касается дебютантов этого сезона, то будем судить о них по тому, как часто они смогут набирать очки – и в каком количестве.
Если у гонщика нет за спиной достаточного объема тестов, практически невозможно говорить о некой стабильности в первом сезоне. Это не значит, что у новичков есть карт-бланш, и они могут вести себя на трасе, как ненормальные. Но важно помнить все вышесказанное, рассуждая об их потенциале.
В первый год пилоту нужно показать, что в будущем он способен добиться серьезных результатов.
А вот во второй год приходит время показывать эти результаты.