Льюису Хэмилтону стоит пересмотреть свою тактику на гонку
Изначальные намерения Льюиса Хэмилтона никоим образом не ставить свою гонку в зависимость от напарника и главного соперника в борьбе за титул Нико Росберга заслуживают всяческих похвал, но с учетом анализа пятничных данных вряд ли принесут британцу четвертый в карьере чемпионский титул. Слово Бену Андерсону...
Воскресная гонка в Абу-Даби, по сути, должна стать дуэлью между двумя партнерами по Mercedes за право обладания чемпионским званием, и это будет основным вопросом нынешнего уик-энда.
Судьба титула, безусловно, в руках Нико Росберга. Его преимущество над напарником в личном зачете чемпионата составляет внушительные 12 очков, а это означает, что для достижения заветной цели немцу при условии победы Льюиса достаточно будет финишировать третьим.
Что касается Хэмилтона, то ему понадобится помощь со стороны. Ему необходимо во что бы то ни стало выигрывать гонку и надеяться на то, что еще как минимум два гонщика смогут опередить на трассе его напарника. Либо, что более вероятно, у немецкого гонщика должны возникнуть проблемы, будь то технические неполадки или авария.
В этом случае британцу достаточно будет набрать ровно столько очков, чтобы перекрыть нынешний дефицит – то есть при сходе Росберга ему для защиты чемпионского звания хватит и третьего места.
Вероятно, досрочный сход Нико является главной надеждой Льюиса на предстоящее воскресенье, поскольку в обычных условиях немец вряд ли пропустит вперед сразу двоих соперников с учетом невероятной скорости шасси Mercedes.
У Росберга пока не возникало проблем с силовой установкой по ходу этого сезона, что уже само по себе невероятно, при этом накануне пятничных заездов руководитель команды Red Bull Racing Кристиан Хорнер заметил: «Ничто нельзя воспринимать как данность. К концу сезона все силовые агрегаты и коробки передач работают на пределе. Никто не застрахован от технических неполадок».
Однако в этом году техника чемпионской команды подводит не так часто, и Льюису вряд ли стоит полагаться на то, что сбой произойдет у напарника именно в финале сезона, несмотря на то, что как раз в Абу-Даби ровно два года назад у немца возникли неполадки.
Хорнер также отметил, что Льюису стоит задуматься о том, чтобы поступить в гонке умно и постараться оттеснить Росберга на соперников позади, поскольку, по мнению британца, это единственный шанс его соотечественника в этот уик-энд.
Во время пресс-конференции накануне Гран При действующий чемпион не стал придавать подобным комментариям особого значения, отметив, что предложенный способ не будет иметь практического смысла.
«Если мне удастся вырваться вперед, то я постараюсь уйти от соперников как можно дальше, – сказал Льюис. – Для меня лично это будет большим достижением, нежели оттеснение напарника на соперников.
На первом секторе трассы Яс-Марина, по сути, есть только одна гоночная траектория – преследовать соперника здесь очень сложно. Фактически вы должны опережать его на 1,1 секунды, чтобы иметь возможность атаковать – это довольно много по сравнению с другими автодромами.
Реализовать предложенный план будет непросто, так что я постараюсь провести уик-энд максимально продуктивно.
В последние два года Нико стартовал здесь с поула. Он очень и очень быстр. Мне эта трасса тоже отлично подходит, но в последние годы у меня здесь как-то не складывалось, так что я собираюсь изменить эту традицию».
Похоже, Хэмилтон говорил это искренне. Действующий чемпион опередил напарника в пятницу утром почти на четыре десятых секунды, но днем его преимущество значительно сократилось.
От изначального гандикапа осталось всего 0,079 секунды в условиях, более приближенных к боевым, при этом Хэмилтон был быстрее напарника на первом и третьем секторах, но проиграл несколько тысячных на двух задних прямых, соединенных шиканой восьмого и девятого поворотов.
Вряд ли для кого-то станет сюрпризом, если в воскресной гонке первый ряд стартового поля займут два пилота "Серебряных стрел".
Вечерние более прохладные условия помогли Ferrari одержать победу в сражении с Red Bull Racing за звание второй по скорости машины. Но вся эта "возня" вряд ли заинтересует пилотов Mercedes, инженеры которых к тому же традиционно выведут режим работы силовых установок на максимум перед квалификацией.
Сравнение команд по чистой скорости (Шины Ultrasoft)
- Mercedes (Хэмилтон) 1.40,861
- Ferrari (Феттель) 1.41,130
- Red Bull (Ферстаппен) 1.41,389
- Williams (Боттас) 1.41,959
- Force India (Перес) 1.42,041
- McLaren (Алонсо) 1.42,366
- Haas (Гутьеррес) 1.43,012
- Renault (Палмер) 1.43,272
- Manor (Окон) 1.43,600
- Sauber (Наср) 1.43,903
- Toro Rosso (Сайнс) 1.44,478 (Soft)*
*Ни один из пилотов Toro Rosso не проехал отрезок на Ultrasoft
Расклад сил в Абу-Даби выглядит примерно таким же, как двумя неделями ранее в Бразилии. У Mercedes явное и безоговорочное преимущество над соперниками, тогда как позади в дневной сессии развернулось отчаянное сражение между пилотами Red Bull и Ferrari, и это неудивительно, поскольку более низкие температуры поспособствовали поддержанию оптимального теплового режима покрышек на шасси SF16-H.
Команды Williams и Force India снова идут примерно в одном темпе, и чуть отстает от них McLaren усилиями Фернандо Алонсо. Коллектив Haas традиционно вяло входит в гоночные уик-энды из-за недостатка опыта, но им все же удалось опередить Renault.
Кроме того, мы, по сути, не знаем истинной скорости Toro Rosso, поскольку оба пилота команды вынуждены были досрочно завершить работу в пятницу по соображениям безопасности из-за двух проколов на машине Даниила Квята.
Как мы видели в недавних гонках, пилотам Red Bull время от времени удается держаться примерно в одном темпе с Mercedes в отношении скорости на длинных отрезках. Более того, иногда они были даже быстрее, и подобная тенденция сохранилась на Яс-Марине.
Проехав шесть кругов подряд на Ultrasoft – предпочтительном составе для старта воскресного заезда для первой десятки пилотов – Даниэль Риккардо оказался в среднем на 0,2 секунды быстрее Росберга.
Что касается компаунда Soft, который, по заверениям Pirelli, гораздо меньше подвержен деградации в Абу-Даби, то здесь Red Bull проиграла Mercedes, но при этом сохранила серьезное преимущество над Ferrari, пилоты которой продемонстрировали примерно одинаковое время за восемь кругов на составах Soft (Себастьян Феттель) и Supersoft (Кими Райкконен).
К тому же длинный отрезок финна на ультрамягких шинах оказался очень плохим, так что Скудерии еще предстоит решить эту проблему, а также заменить вышедшую из строя коробку передач на машине Феттеля.
Сравнение команд на длинных отрезках (Шины Ultrasoft)
- Red Bull (Риккардо) 1.46,249 (6 кругов)
- Mercedes (Росберг) 1.46,475 (6 кругов)
- Williams (Масса) 1.47,056 (6 кругов)
- McLaren (Алонсо) 1.47,823 (6 кругов)*
- Force India (Перес) 1.47,879 (6 кругов)*
- Renault (Палмер) 1.48,240 (6 кругов)
- Ferrari (Райкконен) 1.48,420 (5 кругов)
- Haas (Гутьеррес) 1.48,765 (6 кругов)
- Manor (Окон) 1.49,016 (6 кругов)
- Sauber (Наср) 1.49,703 (6 кругов)*
*Баттон, Хюлькенберг и Эрикссон показывали времена и быстрее, но на более коротких отрезках.
Сравнение команд на длинных отрезках (Шины Soft)
- Mercedes (Хэмилтон) 1.45,628 (8 кругов)
- Red Bull (Риккардо) 1.46,007 (8 кругов)*
- Ferrari (Феттель) 1.46,754 (8 кругов)
- Force India (Перес) 1.46,992 (8 кругов)
- Williams (Масса) 1.47,511 (8 кругов)
- McLaren (Алонсо) 1.47,599 (5 кругов)*
- Sauber (Эрикссон) 1.48,529 (8 кругов)
- Manor (Окон) 1.48,607 (7 кругов)
*Ферстаппен и Баттон были быстрее на более коротких отрезках. Пилоты Haas и Renault не использовали состав Soft на длинных отрезках.
Сравнение команд на длинных отрезках (Шины Supersoft)
- Ferrari (Райкконен) 1.46,777 (8 кругов)
- Williams (Боттас) 1.47,866 (8 кругов)
- Renault (Палмер) 1.48,269 (5 кругов)
- Sauber (Наср) 1.48,722 (7 кругов)
- Haas (Гутьеррес) 1.49,221 (5 кругов)
Другие команды не проезжали длинные отрезки на шинах Supersoft.
Мы видим, что команда Mercedes на этой трассе абсолютно вне конкуренции, и вряд ли она подпустит к себе близко соперников. Росберг в данный момент комфортно занимает второе место, которое его как раз устроит в гонке для завоевания своего первого титула в карьере.
Перед Нико стоит невероятно трудная задача – попытаться выиграть чемпионскую дуэль в подобных обстоятельствах с позиции силы. Сделать это будет сложно, в том числе и психологически. Немцу есть что терять, и его напарник сделает все возможное, чтобы этим воспользоваться.
При этом самому действующему чемпиону стоит пересмотреть заявленный подход к предстоящей гонке, а именно борьбу на победу без оглядки на соперников.
Совет Хорнера не лишен смысла – стартовать с поула и удерживать напарника позади, постепенно оттесняя его на преследователей. Темп пилотов Red Bull на длинных отрезках на данный момент говорит о том, что они вполне могут вмешаться в борьбу, если им чуть помочь в этом.
«В настоящий момент я сосредоточен только на квалификации, – сказал Льюис в пятницу вечером. – Мне нужна поул-позиция, а что будет дальше, я не знаю.
После этого можно будет подумать о том, что делать в гонке. Сейчас же я ни секунды не думаю о воскресном заезде.
Все, что мне нужно сделать, – это продемонстрировать свой потенциал непосредственно на трассе. Я знаю, что способен на это, и Росберг знает это, так что в мои планы входит выложиться по максимуму. Я не хочу играть в психологические игры.
Лучшая игра – это гонка на трассе. Я неплохо начал уик-энд, и мне нужно продолжать в том же духе».
Очень благородно. Но эти слова не будут стоить ровным счетом ничего, если Нико спокойно приедет в гонке вторым и возьмет титул с разницей в пять очков. Хэмилтону необходимо больше, чем просто выиграть. Даже старт со второй позиции и преследование Росберга в гонке может при определенных раскладах дать Льюису больше выгоды, поскольку в этом случае он сможет оказывать непосредственное давление на Нико и заставить его в конечном счете допустить ошибку или стратегический промах с пит-стопами, коих, по мнению Pirelli, в гонке должно быть два.
Хэмилтону просто необходимо играть с Росбергом в кошки-мышки. Не стоит забывать, что немец уже несколько раз допускал серьезные промахи в условиях прессинга. В Канаде он смог финишировать только пятым после столкновения колесами с напарником и выезда за пределы трассы в первом повороте. В Германии Нико удалось подняться лишь до четвертого места после ошибки при старте с поула.
История Формулы 1 полна случаев, когда в решающих гонках всё складывалось отнюдь не в пользу фаворита. Хорнер вспомнил сезон-2010, когда Феттель буквально украл титул у Алонсо, в то время как в Ferrari были слишком заняты стратегической борьбой против напарника немца Марка Уэббера.
Хэмилтон и сам едва не упустил свой титул в 2008-м, когда в McLaren выбрали излишне консервативную тактику на гонку, а годом ранее не смог выиграть чемпионат в свой дебютный сезон, выехав за пределы трассы на первом круге, а в дальнейшем столкнувшись с неполадками в коробке передач.
Кристиан предполагает, что предстоящая гонка может стать самой важной в карьере Росберга, а прессинг может творить настоящие чудеса с людьми, когда мечта оказывается в двух шагах.
Льюис знает, что Нико очень быстр на Яс-Марине – и мизерная разница между ними во второй тренировке лишний раз это подтверждает, – так что британцу недостаточно будет просто честно выиграть у напарника, ему нужно кое-что еще.
В то же время положение Росберга сейчас достаточно комфортное – его позициям ничто не угрожает. Хэмилтону же придется отойти от заранее намеченной стратегии и попытаться расставить шахматные фигуры на доске так, чтобы позиция оказалась для Нико максимально незнакомой и неудобной.
В конце концов Росбергу есть что терять, и этим его положение отличается от Хэмилтона...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько