Williams нужно было набраться смелости и отпустить Фелипе Массу
Столкнувшись с перспективой расставания с Валттери Боттасом, который вчера, наконец, подписал контракт с Mercedes, Williams поспешила вызвать обратно ушедшего было на пенсию Фелипе Массу. Однако, как показывает история, такая рокировка вряд ли способна себя оправдать. Слово Бену Андерсону...
Казалось, карьера Фелипе Массы уже подошла к своему логическому завершению. В минувшем ноябре бразилец со слезами на глазах и флагом родной страны на шее распрощался с паддоком Больших Призов… лишь для того, чтобы спустя пару месяцев вернуться вновь.
Фелипе Масса официально подписал однолетний контракт с Williams
Хронология развития событий прекрасно вам известна. Новоиспеченный чемпион мира Нико Росберг огорошил мир Формулы 1 неожиданным решением завершить свой путь в профессиональных гонках, в Mercedes поспешили призвать в напарники Льюису Хэмилтону Валттери Боттаса из Williams, после этого в Гроуве заявили, что смогут пойти на этот шаг лишь при условии достойной замены финну, и финальным штрихом стало известие о том, что Фелипе, оказывается, и не думал завершать карьеру…
Успешные камбэки в спорте случаются довольно редко, а в Формуле 1 их можно пересчитать по пальцам одной руки. И самым, пожалуй, ярким возвращением в Большие Призы был пример ныне неисполнительного директора Mercedes Ники Лауды, когда он сначала смог вступить в борьбу за титул с Джеймсом Хантом в 1976-м, после ужасной аварии на Нюрбургринге, а затем, пропустив два сезона после пары неудачных лет в Brabham, триумфально вернулся с McLaren, вновь подняв над головой трофей в 1984-м.
Но также на ум приходит история с двумя выходами на пенсию Найджела Мэнселла. Первый случай можно, пожалуй, даже не упоминать, ведь тогда британец оставался без работы лишь пару месяцев, после чего Фрэнк Уильямс позвал его в свою команду, где он мог бы забыть о сезоне-1990, проведенном в качестве второго номера Ferrari рядом со звездным Аленом Простом. В 1991-м Найджел боролся с Айртоном Сенной за чемпионский титул, а годом позже в доминирующем стиле одержал триумф.
О втором своем возвращении в спорт, пожалуй, не прочь будет забыть даже сам Мэнселл.
Будучи действующим чемпионом американской серии Indycar, Найджел был призван в Williams после гибели Сенны. На финальном этапе сезона он взял поул в Аделаиде и выиграл гонку после столкновения между Михаэлем Шумахером и Деймоном Хиллом.
К полноценной гоночной программе Мэнселл вернулся в 1995-м с McLaren после того, как в Williams решили взять в пару к Хиллу молодого шотландца Дэвида Култхарда.
Оригинальный кокпит шасси MP4/10 не подошел британцу, и в первых гонках его заменял Марк Бланделл, тогда как Найджел вернулся в строй к третьей гонке сезона в Имоле, где команда представила обновленный автомобиль.
Но чуда не произошло – в результате после двух безуспешных гонок Мэнселл окончательно завершил карьеру в Больших Призах.
Можно также вспомнить вынужденный пропуск сезона-1992 Аленом Простом после потери места в Ferrari в конце 1991 года. Годом позже француз вернулся в спорт в составе Williams, завоевал свой четвертый титул чемпиона и спокойно ушел на покой.
Кими Райкконен выиграл две гонки в составе Lotus, что послужило поводом для его возвращения в команду Ferrari в 2014-м, где он четырьмя годами ранее потерял место, уступив его Фернандо Алонсо. Надо сказать, что после возвращения финн так и не смог подняться на свой прежний уровень, но при этом его результатов было достаточно, чтобы из года в год продлевать контракт со Скудерией.
Своей успешной карьерой в Формуле 1 Фелипе Масса в большей степени обязан первому уходу из спорта Михаэля Шумахера в 2006-м. Этот шаг немца позволил бразильцу продлить соглашение с Ferrari, и в следующие два года он выиграл девять гонок и едва не стал чемпионом мира в 2008-м.
Шумахер оставался не у дел на протяжении трех лет, после чего решил вернуться в Ф1 с командой Mercedes в 2010-м. Результаты поздней части карьеры великого чемпиона плохими не назовешь, особенно с учетом подиума в 2012-м, но все же надо признать, что Михаэль проиграл очную дуэль более молодому Нико Росбергу, после чего решил окончательно уйти из спорта, уступив место в Mercedes Льюису Хэмилтону. Если принимать во внимание блестящую карьеру немца в Ф1, последние его годы в Больших Призах успешными назвать вряд ли можно.
Ключевым фактором, пожалуй, является время и природа возвращения гонщика в спорт после объявления о завершении карьеры. Лауда в свое время принял решение уйти из-за неконкурентоспособности Brabham, а не потому что посчитал, что уже слишком стар и не способен демонстрировать свой уровень.
Что касается Мэнселла, то, по крайней мере, первый свой псевдоуход из Ф1 он совершил на пике формы, тогда как его камбэк в 1995-м вряд ли можно назвать продуманным, особенно с учетом того, что он пропустил практически два полных сезона и целый ряд изменений в правилах.
Райкконен не хотел уходить, но был вынужден это сделать. Шумахер приостановил карьеру, когда еще был полон сил, но, пожалуй, слишком долго после этого оставался вне игры. На старте сезона-2010 ему был уже 41 год, и он был уже не тем легендарным чемпионом, доминировавшим в Ф1 на протяжении долгих лет.
Массе, по крайней мере, не нужно было беспокоиться о том, что он что-то пропустит. В конце концов последнюю гонку минувшего сезона он завершил в очках, после чего бывший технический директор Williams Пэт Симондс поставил под сомнение решение бразильца завершить карьеру. Но Фелипе остается в 2017-м в Гроуве, а значит, внешне всё будет выглядеть так, будто ничего и не произошло.
Понять Williams в этой ситуации несложно. Еще до решения Боттаса покинуть команду Симондс говорил о том, что коллективу важно сохранить преемственность в составе, особенно в условиях смены регламента.
Очевидно, что Пэт имел в виду важность сохранения в Гроуве Валттери – накануне Рождества он открыто сказал, что только с финном команда сможет добиться успеха в будущем. Williams необходим быстрый и опытный пилот, который смог бы адекватно и точно оценить перспективы обновленного шасси и одновременно помочь освоиться в команде молодому Лэнсу Строллу.
Но всеми этими качествами обладает и Масса. В конце концов, на этой стадии сезона он был единственным пилотом с желанием ездить, большим опытом выступлений и отсутствием контракта на руках. За свою карьеру бразилец провел 250 Гран При, победил 11 раз и едва не стал чемпионом в 2008-м, упустив свой шанс в заключительной гонке сезона.
При отсутствии достойных альтернатив можно сказать, что выбор команды был вполне логичным, особенно с учетом того, что в лучшие дни Масса вполне достойно выглядел на фоне более молодого Боттаса.
Однако стоит признать, что этих лучших дней в минувшем сезоне было не так много, так что Williams определенно рискнула со своим выбором. Во-первых, сезон-2016 бразилец действительно проиграл напарнику по всем статьям, во-вторых, в команде поставили его в списке претендентов на место боевого пилота следом за Боттасом, Строллом и даже Дженсоном Баттоном, и в-третьих, когда от его услуг отказались в Гроуве, ему просто некуда было идти.
Валттери Боттас стал гонщиком Mercedes
При этом Масса вполне способен вернуться в гонки с новыми силами, особенно с учетом того, что не пропустил ни одной гонки, да и уходить из спорта по собственной воле не намеревался. Но у него могут возникнуть и проблемы психологического свойства, связанные с решением уйти на покой, торжественным прощанием со слезами на глазах и перестройкой сознания. Так что здесь много будет зависеть от психологической устойчивости бразильца.
Фелипе всегда говорил, что хочет продолжить гоняться в 2017-м – если не в Ф1, то где-нибудь еще, так что с мотивацией у него проблем возникнуть не должно. Но в то же время просто вернуться и выступать на своем прежнем уровне ему будет нельзя. Без качественного шага вперед Массе просто не обойтись. А это сделать будет невероятно трудно, особенно с учетом того, что лучшие дни бразильца, вполне очевидно, уже остались позади.
Фелипе может вернуться в Williams таким, как в прошлогоднем Абу-Даби, – горячим и полным сил, или таким, как в Германии, где он совершенно ничего не показал.
Конечно, Williams стоило набраться мужества и достойно принять отставку Фелипе. Тем более, что изначально Mercedes предложила команде из Гроува воспользоваться услугами Паскаля Верляйна в обмен на скидку на моторы в 2017-м. Однако в коллективе отказались от этого варианта, аргументировав свое решение отсутствием опыта у молодого пилота.
Это стандартная ошибка всех без исключения команд Формулы 1. Для высокотехнологичных организаций они все подходят к выбору пилотов излишне консервативно. Верляйн провел блестящий дебютный сезон в Ф1, а в первом сегменте квалификации в Австрии отстал от того же Массы лишь на 0,15 секунды, несмотря на значительно более медленное шасси Manor. К тому же, в Mercedes считают его самым перспективным гонщиком из всех имеющихся в Формуле 1 и приближающихся к чемпионату.
Как можно было не воспользоваться таким шансом? Если бы у Mercedes не получилось переманить к себе Боттаса, уверяю вас, они бы посадили за руль своей боевой машины именно Верляйна.
Паскаль способен опередить Массу, к тому же, его потенциал гораздо выше, да и опыта работы с машиной, полученного во время тестов Mercedes, ему не занимать.
Есть предположение, что в компании Martini, являющейся титульным спонсором Williams, не были довольны вариантом, при котором в составе команды могли оказаться два пилота моложе 23 лет. Кроме того, у них возникли определенные вопросы к отношению Верляйна к делу после того, как команда Force India, выбирая замену для Нико Хюлькенберга, предпочла ему Эстебана Окона.
И всё же Паскаль находится на подъеме и продолжит свою карьеру в составе Sauber. А для Williams он так и останется упущенной возможностью…
Официально: Паскаль Верляйн – пилот Sauber на сезон-2017
В командах Ф1 зачастую отдают предпочтение опыту, а не молодости, даже когда пик формы опытных гонщиков уже далеко позади.
Это можно видеть и на примере Ferrari в отношении Райкконена, до сих пор выступающего за Скудерию. Возможно, они изменили бы свое мнение, если бы не фатальная авария Жюля Бьянки в 2014-м. И вполне вероятно, что именно в тот момент в итальянской команде поняли, насколько важно поддерживать молодых пилотов и держать их на прицеле. Чемпион серии GP3 Шарль Леклер является на сегодняшний день наиболее перспективным членом молодежной академии Ferrari, кроме того, они подписали и Антонио Джовинацци, блестяще проявившего себя в минувшем сезоне первенства GP2.
В Williams также в недавнем прошлом сделали ставку на молодого Боттаса, а Red Bull не прогадала, выбрав в свою обойму в разные годы Себастьяна Феттеля, Даниэля Риккардо и Макса Ферстаппена. Очевидно, что юный жар и задор иногда значит больше, чем годы опыта.
Время от времени юным дарованиям нужно давать шанс. А в отношении Фелипе Массы команде Williams стоило проявить больше уважения и достойно проводить его на покой...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7350/williams-should-be-bold-let-massa-retire