Формула 1 на пороге новой гражданской войны
2020 год – момент истины для Формулы 1 – уже не за горами, и он грозит образованием различных политических объединений между командами – скорее, противоборствующих между собой, нежели единых в своих взглядах, – а также среди промоутеров этапов и телевещателей. Быть может, одним из таких альянсов будет управлять… Берни Экклстоун? Слово Дитеру Ренкену...
Пару недель назад появились предположения о том, что Formula One Group – новый владелец коммерческих прав на Ф1 после выкупа активов компанией Liberty Media – в скором времени столкнется с давлением одновременно с нескольких сторон: от команд, желающих получать больше призовых, промоутеров гонок, не желающих платить больше, а также партнеров и телевещательных компаний. В связи с этим возникли слухи о реинкарнации в том или ином виде организации FOTA.
Неудивительно, что тут же появились разного рода обвинения. Все на всех начали показывать пальцами. Независимые команды высказали предположение о том, что коллективы, получающие от FOM дополнительные бонусы и наслаждающиеся присутствием в Стратегической Группе – а это Mercedes, Red Bull Racing, Ferrari и McLaren – сделают все, чтобы, как выразился один из источников, «защитить свои позиции» по окончании срока действия существующих двусторонних соглашений в 2020 году.
Члены "Большой четверки" в свою очередь начали обвинять друг друга, заявив, что они не собираются образовывать подобный альянс, хотя некоторые из них признали, что такой союз не помешал бы на случай необходимости ведения новых переговоров. При этом все в один голос твердят одну и ту же мантру: «Мы должны работать сообща и помогать FOG на благо спорта».
Сами независимые команды также не остались в роли невинных овечек. Есть вполне весомые предположения о том, что именно они были инициаторами этого потенциального возрождения FOTA, особенно с учетом того, что для них это гораздо более выгодно, чем для остальных. Понятно, что руководители этих коллективов открещивались от всех обвинений, так же бездумно повторяя мантру о том, что все должны работать сообща.
Всем известно, что в сентябре 2015 года две команды Формулы 1 – Force India и Sauber – подали иск в Еврокомиссию относительно использования в спорте монопольных практик со стороны бывшего владельца коммерческих прав. Однако помимо дополнительной известности в Лондоне, Брюсселе и Страсбурге эти команды ничего не добились – дело пока так и не сдвинулось с мертвой точки.
При этом информированные источники авторитетно сообщают, что чем ближе срок окончания действия двусторонних соглашений, тем меньше шансы на то, что комиссионер Евросовета Маргрет Вестагер выделит необходимое количество ресурсов для этого дела, большая часть фигурантов которого обитает в Великобритании. Сейчас у Еврокомиссии есть дела поважнее: Apple, Amazon и McDonald's…
И хотя депутаты Европарламента проголосовали за продолжение расследования этого вопроса, комиссионер совершенно не обязан идти у них на поводу, и когда именно будет сделан следующий шаг – покажет время.
Говоря о прогрессе дела по Формуле 1, представитель комиссии отметил: «Комиссия получила жалобу и непременно рассмотрит ее. Мы внимательно ознакомимся с предметом прошения, но о следующих шагах судить пока рано. В данный момент я не могу сказать ничего более относительно этого дела».
Нет сомнений в том, что в годы своего существования с 2008 по 2014 год организация, именуемая FOTA, сделала немало хорошего для спорта в целом и команд в частности, вынудив руководство изменить систему выплат, характерную для 2010-12 годов, и изменив структуру команд.
FOTA целиком и полностью ответственна за то, что в корне изменила систему управления в спорте, просуществовавшую долгих 11 лет – с 1998 по 2009 год, – и фактически удвоила выплаты командам из общих доходов, доведя их с 23% до 47,5% для всех, кроме Ferrari.
Последствия этого шага были неоднозначными, и бывший в то время держателем коммерческих прав Ф1 фонд CVC Capital Partners вынужден был заручиться поддержкой выборочных команд для попытки (неудачной) вывода спорта на Сингапурскую фондовую биржу. Исполнительный директор Ф1 Берни Экклстоун – известный мастер применения тактики "разделяй и властвуй" – внес в эти отношения раскол, что обусловило дальнейший крах FOTA в 2014-м.
Главный вопрос состоит в том, представляла бы подобная организация интересы всех без исключения команд в равной степени? В данный момент на одном конце расколотой надвое структуры Ф1 удобно расположились привилегированные команды, получающие максимальное финансовое удовлетворение от несправедливой системы распределения доходов, а на другом – слабое большинство, не имеющее практически никаких прав и обладающее лишь частичными полномочиями при голосованиях. Как же они могут договориться?
Таким образом, более вероятно объединение команд "по интересам": Большая четверка (или даже тройка, с учетом того, что McLaren получает ничтожные бонусы и вполне может проголосовать за изменение системы распределения доходов) может объединить усилия с целью сохранения их нынешних привилегий, тогда как остальные команды способны образовать единый кулак в борьбе с новым руководством спорта за право получения адекватных призовых за свои усилия.
Представьте себе такую четырехлетнюю трехстороннюю войну: с одной стороны FOG в лице управляющего директора Росса Брауна, не нуждающегося в дополнительном представлении, с другой – богатые и авторитетные команды, в числе которых Mercedes, Ferrari и Red Bull, а с третьей – семь независимых команд, привыкших к выживанию в Больших Призах. Для всех зрителей не хватит попкорна...
И это мы рассмотрели только одну сторону великого противостояния, тогда как со стороны основных клиентов FOG – промоутеров этапов, телевещательных компаний и коммерческих партнеров – постоянно растет давление. Все перечисленные организации изрядно страдают от увеличения членских взносов на фоне снижения популярности спорта в мире. Так что вполне вероятно, что они также вступят в борьбу.
Как и в случае с контрактами с командами, Экклстоун предусмотрительно решил не афишировать цифры соглашений с промоутерами. А когда суммы все же стали известны широкой публике, он тут же одобрил создание Ассоциации промоутеров Ф1 (FOPA) для искоренения разногласий, а во главу организации отрядил своего давнего друга Рона Уокера, известного по руководству австралийским этапом Ф1.
В доказательство такого грифа секретности можно привести тот факт, что в Техасе (на свободной земле и всё такое) разглашение официальной информации о дотациях автодрому Остин в сумме 20 млн долларов было запрещено законом.
Не так давно в издании USA Today опубликовали заметку о том, что данное решение было принято на основании официального запроса от Формулы 1 с просьбой сохранить в тайне все цифры контрактов, поскольку их разглашение якобы может навредить переговорам с другими промоутерами. И если вообще нужно организовывать сильную и справедливую ассоциацию промоутеров, а не очередной междусобойчик, то сейчас для этого самое время.
Только представьте себе, что эта организация могла бы централизованно и авторитетно заниматься контрактами автодромов, потенциальным снижением взносов за проведение гонок, а также вести собственную политику по продаже билетов, направленную на снижение стоимости посещения этапов Ф1 и улучшение инфраструктуры трасс. Таким образом можно было бы добиться снижения цен до прежнего уровня – еще до того момента, как всеобъемлющая жадность поглотила фонд CVC. Сегодня FOG говорит о том, что чемпионат Ф1 должен быть похож на проведение двадцати Супербоулов. Что ж, здорово, но семьи должны иметь возможность посещать эти Супербоулы!
Сейчас же база промоутеров, по сути, разбилась на два сегмента – в одном находятся устроители "традиционных" Гран При, в число которых входят европейские этапы, а также Австралия, США и Япония, а в другом – так называемые "денежные гонки". Сюда мы относим Абу-Даби, Бахрейн, Китай, Сингапур и Азербайджан – страны, которые стараются организовать себе рекламу за счет Гран При.
К примеру, Монако не платит ни цента за проведение у себя гонки, Монца, по слухам, вынуждена раскошеливаться на сумму порядка 20 млн фунтов в год, а тот же Баку платит вдвое больше – это мы даже не берем фактор плавающих цен. И хотя Азербайджан формально заключил соглашение с Ф1 на 10 лет, есть предположение, что контракт может быть расторгнут через пять Гран При, а решение по этому поводу должно быть принято до конца 2018 года.
Что касается Малайзии, то в этой азиатской стране устали мириться с постоянно растущими аппетитами FOM и близостью сингапурского этапа, решив отказаться от проведения Гран При. В то же время они тратят огромные деньги на строительство сверхсовременных стадионов. Так что Сепанг, судя по всему, продолжит список из Индии, Кореи и Турции, которые оставались в календаре Формулы совсем уж недолго.
И если руководство традиционных автодромов постоянно требует снижения суммы взносов за право проведения этапа Ф1, то "денежные трассы" настаивают на паритете в отношении стоимости, а также ратуют за возможность внесения изменений в календарь Больших Призов. И все же их главным приоритетом остается сохранение у себя Гран При, на проведение которых они тратят совершенно немыслимые деньги.
Но кто-то должен будет отступить, особенно если Liberty реализует свои амбиции по расширению количества этапов в США, упрочиванию положения в Европе и возвращению на Африканский континент. Как раз в этот момент не помешало бы наличие организации, объединяющей автодромы и защищающей их интересы. Однако единый альянс получится вряд ли – скорее, речь может идти о двух или более объединениях.
К тому же, помимо автодромов существует еще целый пласт телевещательных компаний, транслирующих баталии Формулы 1 по всему миру. И их жизнь также не станет легче, особенно с учетом того, что их профессиональная деятельность отныне будет тесно пересекаться с профильной специализацией нового владельца коммерческих прав на Ф1 – компанией Liberty Media. Можно представить, что в будущем будет создана организация FOBA по примеру FOTA и FOPA, которая будет защищать интересы вещателей – в этом нет ничего невозможного.
И чем ближе 2020 год, тем активнее будет идти "работа локтями" – будут создаваться все новые группы и подгруппы по интересам для продвижения собственных амбиций, к тому же, как раз в этих условиях и станет понятно, способна ли FOG работать на благо спорта.
И в довершение хотелось бы подкинуть вам такой вопрос: а какая из перечисленных групп может убедить экс-главу Формулы 1 Берни Экклстоуна, бесцеремонно отодвинутого на второй план, возглавить свой альянс? Многие считают, что у человека, однажды уже провернувшего блестящую операцию с приобретением коммерческих прав на Ф1 путем превращения FOCA в могущественную силу, остался еще порох в пороховницах…
В конце концов, сейчас он абсолютно свободен, а правила игры он знает гораздо лучше остальных, ведь большую их часть писал он сам… Быть может, его услуги пригодятся FOTA, FOPA или FOBA?..
Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7395/f1-is-on-course-for-a-fresh-civil-war