Что мешает Берни Экклстоуну отпустить Формулу 1?

Дитер Ренкен
8 мая 2017 в 9:43

Берни Экклстоун в который раз уже подтвердил, что не горюет по поводу отстранения от должности исполнительного директора Больших Призов. Но недавний разговор в паддоке Бахрейна обнажил в 86-летнем британце толику затаившейся обиды, а также позволил думать о том, что без шума Экклстоун свое детище не покинет. Слово Дитеру Ренкену...

Берни Экклстоун является, по его собственному признанию, человеком слова. Его слово – это его безапелляционная гарантия.

Так что когда он позвонил мне накануне Гран При Австралии и предложил поговорить в Бахрейне, я ожидал настоящего большого интервью с ним. По сути же, никакого интервью не было, вместо этого мы поговорили с Берни минут 45, а прервало нашу беседу лишь его безотлагательное дело.

Мы встретились в башне паддока на Сахире в субботу около четырех часов дня – за два часа до квалификации, и я решил начать беседу с небольшой подколки: «На четвертом этаже? Еще в прошлом году мы бы могли поговорить и на крыше...»

«Да уж, сегодня у меня не такой большой выбор – понимаете, меня вознесли столь высоко, что я просто не вижу земли, – парировал он, обведя рукой прекрасный вид на трассу и добавив: – У Росса [Брауна] тут офис».

Надо же, всего 30 секунд прошло, а мы уже упомянули имя человека, которого многие считают истинным наследником должности Берни в современной Ф1. Хотя, конечно, стоит напомнить, что Экклстоуна заменил не он один, а целый триумвират.

Воспринимает ли Берни как комплимент тот факт, что с его обязанностями ныне справляются целых три человека – помимо Брауна, ответственного за спортивную составляющую, есть еще Чейз Кэри – председатель и исполнительный директор Formula One Group – и Шон Братчес – директор по маркетингу?

«Да нет, я просто был идиотом», – криво усмехнулся почетный президент.

После того, как Берни недели на три слетал в Бразилию с супругой Фабианой, которая родом из тех краев, и встретился с представителями трассы Интерлагос, не могли не возникнуть слухи о будущем автодрома в Сан-Паулу и возможном его приобретении Экклстоуном…

© autosport.com
Фото: autosport.com

«Во-первых, я никогда не собирался покупать эту трассу, – начал Берни. – Просто Чейз, когда узнал, что я лечу в Бразилию, попросил меня поговорить с президентом страны Мишелом Темером о будущей поддержке Гран При.

Но мне показалось в беседе, что у него сейчас масса других забот, а о местном этапе он думает в последнюю очередь. Так что мы решили переключиться на мэра Сан-Паулу, ведь это больше его вотчина.

В сухом остатке оказалось то, что он не собирается тратить ни одного доллара на проведение Гран При и хочет продать автодром. Так что он спросил у меня, не хотел бы я его приобрести. "Без понятия. Всё зависит от условий" – было моим ответом.

Примерно на этом мы и остановились, договорившись о том, что кто бы ни приобрел трассу, главным условием должно быть сохранение бразильского этапа в Формуле 1.

До 2020 года Гран При этой страны ничего не угрожает, у них есть контракт. 100%».

После этого мы перешли к основной теме разговора. Я напомнил ему, что он пригласил меня поговорить «о том, что было сделано, что происходит сейчас, и что будет в дальнейшем».

«Здесь стоит говорить о том, что Чейз Кэри намерен оставить в прошлом эру Берни Экклстоуна и двигаться дальше. Таковы его стремления.

Но я не знаю, куда они собрались двигаться, потому что максимум того, что они сделали до этого, это купили сеть Starbucks, где впоследствии решали очень серьезные вопросы, а именно сколько молока добавлять в кофе… Больше им ничего делать было не нужно.

© autosport.com
Фото: autosport.com

В чем они действительно могут преуспеть, и на что им стоит обратить серьезное внимание, так это на работу с телевизионными компаниями – это хорошо знакомый им бизнес. У нас всегда были большие проблемы с вещателями в Америке и Китае…

Я подумал: "Ну, хорошо, по крайней мере в этом они знают толк". Надеюсь, им удастся привлечь больше спонсоров в Большие Призы, поскольку все остальное, что мы делали изо дня в день, работает превосходно».

Трудно было не заметить нотку горечи в его голосе, и я решился на прямой вопрос.

«Вам обидно?» – спросил я.

«Нет», – ответил Берни.

Я немного подождал, дав ему возможность развить свою мысль, но продолжения не последовало.

Хорошо, идем дальше.

«Кое-что из того, что вы недавно сказали, в том числе о том, что требовали с промоутеров этапов слишком много денег, было истолковано как проявление злорадства с вашей стороны. Очевидно, что теперь они потребуют у FOG скидку...»

«Я немного завидую Чейзу в том, что когда я возглавлял спорт, я обязан был предельно максимизировать прибыльность спорта – важен был каждый извлеченный цент прибыли в долгосрочной перспективе.

Именно этим я и занимался, чтобы акционеры были довольны.

Чейзу очень повезло в том смысле, что ему не нужно забивать себе этим голову».

Я напомнил Берни о том, что за день до этого на импровизированной встрече с прессой в паддоке ему задали вопрос о том, жалеет ли он о чем-либо, и сделал ли бы он что-то иначе, на что пожилой британец ответил: «Я заряжал слишком большие тарифы, и за это я чувствую ответственность».

© autosport.com
Фото: autosport.com

«Во-первых, я имел в виду, что я брал с них максимальную плату, которую только мог выбить, – пояснил Экклстоун, – поскольку моей главной функцией было обеспечение прибыли компании. Этим я и занимался. Но мы не давали им то, за что они платили».

Что?!

«Отличные конкурентные гонки. Когда вы продаете билеты на гонку, победитель в которой практически известен заранее, это не то, на что вы рассчитываете. Они ведь платили за настоящие гонки».

Говоря это, Берни состроил одну из своих фирменных гримас, а затем добавил, что «Формула 1 прошла свою низшую точку».

Означает ли это, что Большие Призы готовы к возрождению?

«Я не знаю, – осекся Экклстоун. – Если бы вы спросили меня, что бы я делал, если бы по-прежнему был исполнительным директором спорта, я бы ответил, что заключил бы новые сделки с промоутерами.

Но перед этим я бы заключил соглашение с командами.

Я бы сказал: "Мы больше не будем платить вам столько, сколько раньше. Забудьте и о равном распределении доходов. Обо всем забудьте. Мы найдем новый способ отблагодарить вас за вашу деятельность".

Сегодня они получают порядка 70% [68%, если быть точным] от доходов компании. "Вы получите еще больше за свое присутствие в спорте", – сказал бы я».

Означало ли бы это поощрительную систему выплат?

«Да, именно! Я бы сделал именно так, а потом сказал бы промоутерам: "Мы будем брать с вас меньше денег, но вы в ответ должны снизить цены на билеты.

Если вы хотите сделать что-то для болельщиков, сделайте это"».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Это любопытное предложение, особенно с учетом того, что в пятницу в Бахрейне промоутер азербайджанского этапа Ф1 Ариф Рагимов предложил структурировать стоимость проведения гонок по регионам – для европейских этапов одни суммы, для американских – другие, и так далее.

Я спросил Экклстоуна, почему они не сделали это в течение 10 лет при CVC.

«Ну, Дональд [Маккензи, сооснователь и председатель фонда CVC и бывший фактический босс Экклстоуна] хотел продать Формулу 1 через четыре года.

Так что за четыре года я подготовил бизнес и завернул его в яркую упаковку для успешной продажи.

Если бы мне не приходилось тогда этим заниматься, я бы, возможно, сделал то, о чем сказал выше».

Я напомнил Берни о том, что он начал повышать тарифы для промоутеров еще в 2005-м, до прихода CVC, так что тенденция наметилась раньше, к тому же, команды в те времена зарабатывали меньше.

«Ну, тогда всё было несколько иначе, – ответил Экклстоун. – Если бы вы взглянули на цифры, которые я хотел им выставить, то поняли бы, что все было нормально, а команды получали намного меньше.

Сейчас им уходит 68% дохода, а тогда они получали только 47% выручки от телевизионных трансляций и все. Так все начиналось. [От дохода FOM команды получали около 23%]».

Что думает Экклстоун о нынешнем руководстве FOG?

«С Шоном [Братчесом] я никогда не встречался, – сказал Берни, что лично мне было слышать странно, особенно с учетом того, что на протяжении всего уик-энда они были в одном паддоке, к тому же, FOG по-прежнему занимает помещения Экклстоуна в Princes Gate, хотя трио руководителей арендует офисные помещения на площади St James. – Шон до недавнего времени никогда не был на гонках. Так что просто поставить человека и сказать, что теперь ты занимаешься коммерческими вопросами…

С Чейзом я встречался только вчера. Мне его немного жаль, потому что его фактически бросили на глубину, и никто не подаст ему руки, если он начнет тонуть».

А как насчет Брауна?..

«Очевидно, что он не очень способный... – начал Берни с непреклонным блеском в глазах, после чего поспешил продолжить: – Нет, скажу иначе. Он занимал несколько иные позиции в командах с Флавио [Бриаторе в Benetton] и в Ferrari, чем то, о чем думает Чейз. Ясно, что он никогда не занимался той работой, которую ему поручили сейчас».

Но он создал команду, которая стала чемпионом мира…

«Конечно, потому что он всех обманул».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Вы считаете, что он всех обманул? Это довольно резкие слова…

«Я – нет, но другие считают».

Тогда я напомнил, что то, что он называет обманом, касалось применения двойных диффузоров в 2009 году командой Brawn GP, и тогда сам Берни и президент FIA Макс Мосли позволили Брауну использовать эти элементы…

«Да, мы много чего позволяли. Но не в этом дело...»

Так они были легальными?

«Конечно, абсолютно».

В результате Росс продал свою команду производителю Mercedes, и я намекнул Берни на то, что это он, по сути, убрал Брауна из команды, что было описано в книге "Total Competition".

«Это неправда, – тут же нашелся Экклстоун, добавив: – Он ушел либо из финансовых соображений, либо чтобы заняться чем-то другим».

После этого он еще пару раз нелестно отозвался о Брауне в выражениях, которые мы не можем опубликовать на этом сайте, так что вполне очевидно, что рождественскими открытками эти люди явно не обмениваются…

Как же так вышло, что Берни сам говорил, что у него есть еще три года на посту исполнительного директора Ф1, а после был вдруг неожиданно уволен?

Я робко намекнул Берни на слухи о том, что Браун, мол…

«...сказал, что не приступит к работе, пока я здесь, – закончил фразу Экклстоун, избавив меня от этой необходимости. – У него это было указано в контракте».

«Вы это знаете наверняка или просто слышали?» – спросил я, руководствуясь тем, что сам Браун недавно говорил о том, что это не так.

«Мне сказали. Полагаю, информация пошла от людей, непосредственно занимавшихся его контрактом».

Вероятно, правда находится где-то между…

© autosport.com
Фото: autosport.com

«Мне кажется, со мной они бы могли поступить так: сказали бы, что они выкупили компанию и хотели бы, чтобы мы с Чейзом работали сообща, – продолжил Берни. – Я имею в виду нахождение в одном офисе, телефонные разговоры, встречи. К тому же, еще до факта приобретения компании я представил Чейза всем нужным людям, когда он приезжал на гонки.

После этого через какое-то время они могли бы сказать: "Спасибо, теперь всё работает нормально, мы довольны и тому подобное. А вы довольны, Берни? Теперь, если вы не против, вы могли бы насладиться жизнью и все такое..."

Именно так, как мне кажется, они должны были поступить, и я знаю, что очень многие люди недовольны тем, какую линию поведения они выбрали».

С учетом всего этого считает ли Экклстоун, что Liberty Corporation является идеальным владельцем Формулы 1?

«Идеальные владельцы для Формулы 1… мы должны были заключить сделку с Qataris. Им не нужны были никакие партнеры, включая Маккензи. Им никто не был нужен. Они просто хотели купить все акции».

Купить все 100%, как некогда сам Экклстоун сделал от имени холдинга SLEC – своего семейного траста?

«Да, именно. Они [Qataris] говорили: "Мы хотели бы, чтобы вы остались на 3-4 года, если вы не против, и управляли спортом так, как считаете нужным. Мы будем довольны".

Лично для меня это было бы идеально, я смог бы отойти от дел, когда захотел бы. Я сказал им об этом, и они согласились. Я честно им сообщил: "Когда я пойму, что больше не тяну, я исчезну". Именно так и должно было быть.

Ну а сейчас я не знаю. Не знаю, как поведут себя новые руководители спорта.

Чейз очень приятный человек, у меня с ним нет никаких проблем. Он никогда не делал ничего плохого.

Но он мог бы поступить со мной несколько иначе...»

Ясно то, что Берни Экклстоун поднялся на вершину не случайно. И, судя по тому, что он запланировал посетить в этом году с десяток Гран При, спускаться оттуда он пока не планирует...

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7490/why-ecclestone-canEURTMt-let-go-of-f1

© autosport.com
Фото: autosport.com

Комментарии для сайта Cackle