Фелипе Масса - эта скорость неспроста

Эд Стро
28 марта 2013 в 23:33

Последние выступления второго номера Ferrari позволяют снова считать бразильца топ-пилотом. Эд Стро размышляет о произошедших изменениях и анализирует, что они могут значить для Алонсо

Прошла целая вечность с тех пор, как Фелипе Массе в последний раз удалось опередить своего напарника в четырех квалификациях подряд.

В Формуле 1 еще были дозаправки по ходу дистанции, использовались шины с канаками, Михаэль Шумахер наслаждался жизнью вне гонок после своей первой отставки, а на счету Себастьяна Феттеля значилась единственная победа. В тот момент бразилец находился в самом разгаре сражения за чемпионский титул, от которого пилота в итоге отделили всего несколько секунд.

Это был чемпионат Формулы 1 сезона-2008, когда Масса опередил своего товарища по Ferrari Кими Райкконена в шести квалификациях кряду – начиная с Германии и заканчивая Сингапуром.

Сейчас 31-летний пилот показывает наиболее убедительные и стабильные результаты с начала их совместных выступлений с Фернандо Алонсо в 2010 году. Пусть Масса и не воспользовался преимуществом первого стартового ряда в Малайзии, обратив его в место на подиуме – однако теперь бразилец располагается выше испанца в личном зачете, и такого не было уже без малого три года.

Но эта серия хороших выступлений началась даже раньше, чем Фелипе смог четырежды опередить Алонсо по субботам. Поворотным моментом для бразильца стал прошлогодний августовский перерыв в календаре Ф1.

В Ferrari прошлым летом раздумывали о продолжении сотрудничества с Массой © LAT
В Ferrari прошлым летом раздумывали о продолжении сотрудничества с МассойФото: LAT

До этого момента Масса чувствовал себя в Ferrari совсем неважно. Команда всерьез подумывала о расставании с пилотом, так что он прекрасно понимал: начиная с ближайшего этапа в Бельгии, нужно демонстрировать свою лучшую форму – и Фелипе это в удалось прекрасном стиле.

По мнению самого гонщика, сейчас он выглядит 'в десять раз лучше', чем на старте прошлого сезона - когда бразилец смотрелся едва ли не хуже всех в пелотоне.

Масса неоднократно заявлял о своем новом психологическом настрое, ставшем ключевым аспектом в его возрождении как гонщика. До августа прошлого года ситуация катилась по наклонной, и бразилец не был уверен, что сможет просто продолжить выступления в Формуле 1, не говоря уж о Ferrari.

На тот момент в активе Фелипе было всего 25 очков [по итогам 11 Гран При] – ситуация казалась безнадежной. Однако ему удалось отключиться от посторонних мыслей и сфокусироваться исключительно на собственном пилотаже. Как и у многих других гонщиков, сосредоточившихся на выполнении собственной работы и не обращающих внимание на внешние факторы, новый подход позволил бразильцу значительно улучшить результаты.

Не последнее место занимает тот факт, что Масса перестал равняться на Алонсо. В конце концов, испанец – очень сильная личность. С тех пор, как Фелипе перестал придавать такое значение результатам напарника, ему удалось значительно улучшить свои показатели. Более того, в по ходу дела он несколько раз смог заставить Фернандо понервничать.

В последних десяти гонках после прошлогоднего августовского перерыва – начиная с этапа в Спа и заканчивая недавним уик-эндом в Мельбурне – в результатах бразильца прослеживается показательная тенденция: ему удалось набрать 109 очков по сравнению со 132 зачетными баллами у испанца. Учитывая, что по ходу этого отрезка Фелипе несколько раз пришлось помочь своему напарнику в борьбе за титул – результаты бразильца производят впечатление.

Возможно, победа над Алонсо в квалификации не является большим сюрпризом – так говорят некоторые, кто работал с двукратным чемпионом мира, поскольку скорость Фернандо на одном быстром круге считается не самым сильным его качеством.

Нельзя сказать, что он недостаточно быстр – просто одним из сильнейших соперников, не имеющих очевидных слабых мест, испанца делает все же не квалификационная скорость. Во многом показательной является гонка в Мельбурне, где Фернандо оказался на решетке позади своего напарника. Сочетание стабильного темпа на более жестком составе резины, а также большого влияния на команду - в результате которого тактика чемпиона мира оказалась более успешной - позволили ему во внутрикомандной борьбе вновь одержать верх над напарником.

Алонсо снова предстоит внимательно следить за напарником © LAT
Алонсо снова предстоит внимательно следить за напарникомФото: LAT

По сумме качеств Алонсо по-прежнему более совершенный пилот, чем Масса, однако сейчас разница между ними уже не столь велика. Отрицательный момент для Фелипе состоит в том, что он на сегодняшний день остается прочным вторым номером команды, способным помочь Ferrari в борьбе за Кубок конструкторов. Есть и позитивные факторы – бразилец подгоняет Алонсо, демонстрируя свою лучшую форму образца сезона-2008.

Вопрос заключается в том, как на это отреагирует двукратный чемпион мира. Несомненно, Ferrari целиком и полностью является командой испанца, где он имеет серьезное влияние на принятие решений - большее, чем какой-либо другой гонщик во всем пелотоне.

Едва оказавшись в Маранелло, Алонсо сразу обозначил свои позиции, попросив команду жертвовать интересами Массы, чтобы самому избежать потерь. Это произошло вскоре после Гран При Австралии-2010, где Фернандо на смог побороться за победу, поскольку всю гонку провел непосредственно позади своего напарника. В итоге было собрано экстренное заседание на базе команды, где чемпиона мира заверили, что со стороны Ferrari ему гарантирована полная поддержка.

И хотя приоритеты команды в работе с пилотами на этот сезон не изменились – самое главное, что настоящий Масса вернулся. С начала сезона-2010 и до середины 2012-го он порой показывал хорошие результаты, однако большей частью выступления были средними, а во многих случаях и того хуже. Однако сейчас бразилец демонстрирует, что готов вернуться на высшую ступень подиума – впервые после финальной гонки сезона-2008, той самой, когда Масса оказался в шаге от чемпионского титула.

Не стоит также недооценивать серьезную аварию, которая произошла с Фелипе во время квалификации Гран При Венгрии в 2009-ом. Карл Вендлингер – бывший пилот Sauber - провел в коме несколько недель после своего происшествия на выходе из тоннеля во время тренировки на Гран При Монако сезона-1994. Пилот в свое время говорил, что ему потребовалось три года, чтобы полностью преодолеть последствия аварии – таким образом, никогда нельзя точно предсказать, насколько быстро пилоту удастся выйти на прежний уровень, особенно после травмы головы.

Хотя мы имеем дело с двумя разными травмами, занятно, что Масса вновь начал демонстрировать свою лучшую форму именно спустя три года после ужасного происшествия в Будапеште – вероятно, только сейчас мы видим гонщика, полностью оправившегося от последствий аварии.

Масса долго оправлялся от последствий аварии в квалификации Гран При Венгрии-2009 © LAT
Масса долго оправлялся от последствий аварии в квалификации Гран При Венгрии-2009Фото: LAT

Пилотирование на пределе требует от участников Ф1 основательной психологической подготовки. Достаточно мельчайших изменений (которых обычные люди могут и не почувствовать), чтобы превратиться из топ-пилота в обыкновенного гонщика.

В этом нельзя быть уверенным наверняка, однако есть убедительные доказательства, свидетельствующие, что Массе потребовалось слишком много времени, чтобы найти последние составляющие, необходимые для возвращения на прежний уровень.

Добавьте к этому, что бразилец всегда был уверенным в себе пилотом – и вы получите идеальную ситуацию для возвращения прежнего Фелипе.

Вероятно, этот процесс произошел бы быстрее, если на Гран При Германии в 2010-м Ferrari не отдала ему приказ пропустить Алонсо и позволила Фелипе одержать победу, учитывая, что все это произошло ровно спустя год после злосчастной аварии. Тем не менее, в тот уик-энд Масса все еще значительно проигрывал своему напарнику – в квалификации бразилец уступил результату Фернандо полсекунды.

По ходу сезонов 2007 и 2008 годов Масса зарекомендовал себя полноправным претендентом на титул. Уверенность пилота в своих силах росла – в итоге он затмил своего звездного напарника Кими Райкконена и едва не выиграл титул.

Однако даже когда Фелипе находится в своей лучшей форме – он не может сравниться с Алонсо. При этом бразилец в состоянии регулярно подстегивать испанца или же стать ему полезным союзником в борьбе с соперниками. Более того, Масса должен всерьез помочь Ferrari в борьбе за Кубок конструкторов.

Фелипе – будучи одним из самых приятных людей в паддоке – демонстрирует, что вернулся к своей лучшей форме и гарантирует нам, что сезон-2013 в его исполнении получится успешным.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle