Формуле 1 стоит пойти по пути IndyCar в отношении моторов

Найджел Робак
9 июля 2017 в 9:27

Фернандо Алонсо выразил восхищение от участия в гонке Инди 500, проходящей в рамках заокеанского формульного первенства IndyCar. Автор "Пятой колонки" в AUTOSPORT Найджел Робак считает, что Формуле 1 есть что перенять у американских коллег в плане развития двигателей...

Нынешний президент FIA Жан Тодт еще задолго до 2014 года ратовал за переход Больших Призов на гибридные силовые установки, и в то время я его поддерживал, откровенно веря в то, что за гибридными технологиями будущее автоспорта, тесно связанного с серийным производством автомобилей. Тогда были серьезные опасения, что производители поспешат покинуть чемпионат, если в нем будут использоваться исключительно топливные энергетические ресурсы.

Вполне вероятно, если бы в те времена в спорте по-прежнему были представлены громкие и массивные 3-литровые "десятки", я не столь легко переметнулся бы в гибридный лагерь. Но в отношении 2,4-литровых моторов V8, которые были далеко не столь громкими и мощными, я не испытывал ни малейшего энтузиазма. Иными словами, мне их было не жалко.

Поклонники Формулы 1 во все времена высказывались за шумные силовые установки, и при переходе на гибридные турбированные агрегаты именно звук моторов стал главной утратой для настоящих фанатов. Но в то время заявлялось, что новые двигатели будут производить больше мощности, и хотя я всегда был сторонником идеологии Патрика Хэда, заявлявшего, что Формула 1 не должна оправдывать свое существование тенденциями серийного производства, все же в словах и намерениях Тодта было зерно истины.

Оглядываясь назад и понимая, по какому пути пошла Ф1 в дальнейшем, я осознаю свою ошибку и признаю, что был категорически неправ в своих суждениях.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Во-первых, после перехода спорта на гибридные технологии у ворот FIA не выстроилась очередь из производителей, желающих всеми правдами и неправдами попасть в Большие Призы.

Во-вторых, чрезмерное усложнение высокотехнологичных силовых установок ожидаемо для многих привело к росту цен на них для команд, вынужденных пользоваться клиентскими моторами. И, кроме того, в первые три года команда Mercedes, явно лучше остальных справившаяся с новым регламентом, ускакала далеко вперед от преследователей, что привело к падению интереса к чемпионату со стороны болельщиков.

Как вполне резонно заметили некоторые гонщики из IndyCar в ответ на весьма резкий выпад в их адрес со стороны трехкратного чемпиона мира Ф1 Льюиса Хэмилтона, поставившего под сомнение их профессиональный уровень, в первые три года новой гибридной эры Ф1 британцу приходилось соперничать на трассе лишь со своим напарником по команде, и ни с кем более.

Надо признать, что бывший исполнительный директор Больших Призов Берни Экклстоун всегда был противником новаторских гибридных идей Жана Тодта, что он лишний раз подтвердил в недавней беседе со мной.

«Переводить Формулу 1 на эти чёртовы гибриды было большой ошибкой, – заметил Берни, – и я говорил об этом с самого первого дня возникновения этой идеи. Я прямо заявлял, что эти технологии способны убить Формулу 1.

До этого я также противился переходу с "десяток" на "восьмерки", но, по крайней мере, тот шаг прошел без серьезной потери в мощности.

© autosport.com
Фото: autosport.com

С момента внедрения в Формуле 1 гибридных технологий гонки стали гораздо менее интересными, не так ли? Конечно, в этом году появилась конкуренция и всё стало лучше, но… Но вы вспомните звук старта гонок в прежние годы! Эх, ну да ладно...»

Сегодня совершенно очевидно, что новые владельцы коммерческих прав – компания Liberty Media – всерьез нацелены на упрощение и удешевление следующего поколения силовых агрегатов, и команды не против. Недавно советник Red Bull Хельмут Марко в очередной раз пригрозил, что если в ближайшее время в спорте не будут созданы благоприятные условия для прихода компаний вроде Ilmor или Cosworth, коллектив может покинуть Ф1.

Я попросил Фернандо Алонсо оценить разницу между машинами Ф1 и IndyCar с точки зрения пилота – в том числе и в отношении двигателя. После тестового дня на овале испанец вернулся в расположение McLaren-Honda в Барселоне, и мне было интересно, что он скажет по горячим следам.

«Машина [Ф1] вела себя здорово, – заметил он к моему удивлению. – Во-первых, мне в ней было намного более привычно – всё знакомо. К тому же, ты снова можешь держать руль прямо и при этом ехать по прямой! А когда жмешь на тормоз, он срабатывает моментально и интенсивно. В Инди ты касаешься тормоза только в случае непредвиденной ситуации или при заезде на пит-лейн.

С другой стороны, хоть на овале мы и ездим на огромных скоростях, на самом деле мощность двигателя, настроенного под овал, там не такая высокая. Так что по возвращении в Ф1 я смог вновь ощутить настоящую мощь мотора – даже нашего.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Что мне особенно понравилось в Инди, так это процедура запуска двигателя и старт – всё как в старые времена в Формуле 1. Ты просто поднимаешь палец вверх, они заводят движок, и ты сразу выезжаешь. С гибридными технологиями в Ф1 запуск мотора занимает целую вечность...»

А что, если не мыслить шаблонами и допустить переход Формулы 1 на современные 2,2-литровые 6-цилиндровые турбированные агрегаты из IndyCar с некоторой прибавкой мощности?

«Почему бы и нет? – живо отреагировал Алонсо. – Вы правы – для Формулы 1 этот вариант подошел бы. Двигатели здесь довольно простые, относительно дешевые и довольно надежные. К тому же, в этом случае будет гарантирован паритет по движкам.

Это отличная идея, но при этом мы оба знаем, что в Ф1 она не сработает, поскольку крупные производители никогда не одобрят присутствие одинаковых моторов, так ведь?

Мне кажется, это бесконечная история. На самом деле было бы здорово, если бы 20 гонщиков Ф1 соревновались на 20 одинаковых машинах Ф2 – это было бы наиболее зрелищно.

Зрителям очень понравилось бы такое соревнование. С учетом того, что машины были бы одинаковыми, мастерство пилотов вышло бы на первый план, и по сравнению с нынешними расходами это было бы довольно дешево.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Но в этом случае мы не увидим Ferrari, Mercedes, Renault, так что...»

Конечно, Алонсо прав, но мне кажется, если частично сохранить в силовых установках Ф1 гибридную составляющую, то даже Дитер Цетше с Серджио Маркионе не будут против удешевления концепции участия в Ф1 в целом.

Как мы уже много раз говорили, нынешнее соотношение мощности моторов Ф1 к расходу топлива потрясает воображение. Но в той же степени его потрясает и их стоимость. А если никто в Ф1 не собирается рассказывать миру о всех прелестях современных невероятных технологий, используемых в спорте, то зачем их вообще использовать?

Сегодня господин Тодт редко обременяет себя заботами непосредственно об автоспорте, но, быть может, у него появится свободная минутка, и он поведает нам о своих планах...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7559/why-f1-should-follow-indycar-engine-path

© autosport.com
Фото: autosport.com

Комментарии для сайта Cackle