Хватит болтать, Liberty Media, пора и делом заняться!
Прошло уже шесть месяцев с момента вступления в законную силу документа, фиксирующего обладание коммерческими правами на Формулу 1 компанией Liberty Media. Но Дитер Ренкен считает, что пока новые владельцы больше говорят, чем делают, и в пример приводит одну из недавних пресс-конференций руководства компании...
Несколько недель назад Формула 1 в полном составе прибыла на американский континент впервые после покупки коммерческих прав компанией Liberty Media, базирующейся в США. Что касается нынешнего состояния спорта, то его можно сравнить с пресловутым "яйцом викария" из истории, которой уже больше ста лет – отдельные его части вполне пригодны для употребления, но всё вместе никуда не годится.
Если бы современной Формуле 1 ставил оценку преподаватель младших классов, он бы написал в дневнике следующее: «Потенциал у мальчика огромный, но ему нужно больше стараться».
Мы не будем подробно останавливаться на давно прошедшем Гран При Канады, но нельзя не отметить, что посещаемость этапа существенно выросла, что можно сказать и о некоторых других Гран При, включая гонку в Баку.
Из минусов же вполне очевидно, что старые автодромы, которым уже не один десяток лет, постепенно ветшают и приходят в полную негодность с точки зрения инфраструктуры. Это касается не только автодрома Жиля Вильнёва, но и многих других. Всегда проще построить что-то новое, чем модернизировать старое.
Руководство канадской трассы по этому поводу любит говорить, что, мол, поймите нас, автодром находится на острове, и у нас просто нет свободного места без воды для размещения современной инфраструктуры.
Но простите, в Монако трасса размещается буквально на почтовой марке площадью 2 квадратных километра, половина которой граничит с морем. При этом в горном княжестве умудряются следить за инфраструктурой, несмотря на огромную плотность населения.
Эти бесконечные очереди в туалеты и двухкилометровые пробежки, нередко с багажом и под дождем, от парковки до паддока – всё это характеризует большинство автодромов старой школы. Относительно пресс-центров я вообще молчу…
В 2009 году Гран При Канады был отменен по причине неготовности инфраструктуры, после чего местные власти якобы привели всё в порядок, и гонка вернулась в календарь. Но я могу откровенно сказать, что мало что было на самом деле сделано. В этом году, к примеру, дошло до того, что уменьшили количество комментаторских кабинок, чтобы они не... обрушились.
Но главным разочарованием тех дней стала широко разрекламированная пресс-конференция для руководства FOG, которая состоялась пополудни в пятницу. Медиа-брифинг для высшего менеджмента спорта – это новинка для Формулы 1, и журналисты многого ожидали от этой встречи…
К сожалению, в итоге на конференции очень мало было сказано по существу. Об этом можно судить хотя бы по тому, как мало новостей появилось в прессе после этой долгожданной встречи с новыми владельцами Ф1.
Первое, что бросилось в глаза, это то, что хоть раньше новый председатель Формулы 1 Чейз Кэри и говорил о том, что не собирается "американизировать спорт", во время брифинга на вопрос о календаре он ответил буквально следующее: «Да, мы оцениваем самые разные варианты расширения календаря и думаем о том, чтобы включить еще как минимум одну гонку в США, будь то в Нью-Йорке, Майами или Лас-Вегасе. И мы продолжаем думать об этом». Заметьте, ни единого слова о других странах и континентах…
Что касается вопросов относительно планов и сроков их реализации, то они по большей степени встречали многословные формулировки, изобилующие словосочетанием "движение вперед". Эта сентенция прозвучала не менее шести раз за 37 минут конференции, а один раз была использована даже дважды в одном предложении.
Слово "великолепный" присутствовало в речах высших чинов 21 раз. Для сравнения, слово "гонки", отражающее суть Формулы 1, прозвучало в общей сумме лишь семь раз.
В целом же от конференции осталось весьма четкое ощущение, что спустя полгода после вступления в права директорат Liberty до сих пор так и не определился с тем, что применительно к Ф1 может означать выражение "движение вперед". И это стало совершенно понятно, когда новое руководство спорта отвечало на вопросы о потенциальном изменении системы призовых выплат, которая вкупе с предвзятым отношением к различным командам является камнем преткновения на пути развития Больших Призов.
Чейз Кэри отвечал на этот вопрос первым, сказав буквально следующее: «Лично я бы не стал в отношении этого вопроса ставить какие-то временные рамки. Это важная проблема, и в общем смысле она включает в себя не только вопросы призовых выплат, но и расходов. Нет никаких сомнений в том, что в настоящее время команды тратят разные деньги». Также Кэри заметил, что трудно дать разумное объяснение завышенным бюджетам топ-команд.
Всё это правильно, но вопрос касался главным образом аморальной бонусной структуры современных Больших Призов, а не бюджетов и расходов. А попытка смешать все цифры воедино лишь усугубляет ситуацию и, возможно, затруднит процесс переговоров с командами до 2020 года, когда истекают действующие соглашения.
Проблема стала еще более отчетливой, когда свое видение перспективы высказал Росс Браун, успевший забыть о Формуле 1 больше, чем кто-либо из нынешних завсегдатаев паддока узнал за всю свою карьеру.
«Я полагаю, это циклический процесс, – начал Росс. – Трудно рассчитывать на успешные переговоры с командами относительно призовых выплат, если не рассматривать проблематику с обеих сторон.
Думаю, в Формуле 1 нет ни одной команды, которая бы не приветствовала снижение расходов, так что дискуссии в этом отношении необходимо вести сообща, и сейчас мы готовим свои предложения совместно с FIA.
Это не так просто, как вам всем, я уверен, кажется, но мы хотим, чтобы идеи, которые мы собираемся внедрять в спорте, были тщательно обдуманы, и мы были действительно готовы к шагу вперед».
Что касается Брауна, стоит упомянуть, что недавно он назначил нового сотрудника, а именно Найджела Керра, бывшего финансового директора из Брэкли в бытность команд Honda, Brawn и Mercedes, в функции которого будет входить «построение финансовых моделей, демонстрирующих командам возможный вектор развития Ф1».
«Мы стараемся собрать всё воедино и с этой целью работаем совместно с FIA, – продолжил Браун. – Федерация является главным органом управления спортом, и за ними всегда будет последнее слово в отношении любых изменений.
Мы собираемся вырабатывать предложения, способные содействовать продвижению спорта вперед. Что касается изменения схемы выплат, то этот вопрос очень тесно связан со структурой затрат в Формуле 1».
Как видите, новое руководство пока очень далеко от каких-либо решений, а значит, в короткой и средней перспективе нам не стоит надеяться на то, что в Ф1 будет выигрывать кто-то, кроме Mercedes, Ferrari и Red Bull. К слову, эти три команды каждый год совокупно выкачивают порядка 25% всей прибыли спорта лишь для того, чтобы заключать неадекватно дорогие контракты.
Давайте скажем честно, что расходы на участие в чемпионате на самом деле никак не связаны с выплатой бонусов избранным командам, и чем дольше FOG будет пытаться сбивать нас с толку смешиванием этих совершенно различных понятий, тем дольше в спорте будет присутствовать неравенство.
Также удивляет фраза Брауна о том, что современные технологии серийного производства вроде топливных элементов и электрификации «это не Ф1», хотя бы потому, что вопроса о том, что такое Ф1, никто не задавал, и на него не отвечали те, кому это сделать следовало бы.
Сорок лет назад, помнится, Формула 1 отказывалась принимать идею использования турбокомпрессоров, а через пару лет, когда ведущие производители представили турбированные серийные автомобили, Большие Призы стали постепенно внедрять эти технологии в спорте.
Двадцать лет назад одно упоминание о том, что в Ф1 будут активно использоваться батареи, электромоторы и системы рекуперации энергии, породило бы общий громогласный смех в паддоке.
Да, современная Формула 1 не выжила бы без использования этих новейших технологий, поскольку ни один уважающий себя производитель не пришел бы в спорт без идеи продвижения своих серийных автомобилей – и в этом случае спорт лишился бы лучших силовых установок, а все ездили бы на старых Cosworth V8. В то же время проведенное недавно глобальное исследование с опросом болельщиков показало, что большинство из них за то, чтобы в Формуле 1 использовались самые последние технологии.
Всё это явно демонстрирует, что у нового руководства Ф1 есть серьезные проблемы с самоидентификацией. И это стало еще более понятно, когда речь зашла о видении Liberty в отношении посещения спортом городов вроде Монреаля – приятных для времяпровождения болельщиков во время этапов.
«Это уникальная возможность обеспечить полную вовлеченность города в гонку, которая проходит прямо в черте мегаполиса, – сказал Кэри. – И мы можем таким образом тесно взаимодействовать со зрителями путем использования новых технологий, цифровых платформ и разных приложений».
Позвольте, а разве мы сейчас говорим о Формуле Е? И Чейза как раз об этом и переспросили, на что он коротко ответил: «Я полагаю, у Формулы 1 и Формулы Е достаточно различий».
По итогам прошедшей пресс-конференции можно сделать вывод о том, что новое руководство спорта столкнулось с серьезными проблемами на пути реорганизации спорта. Судите сами: многие трассы старой школы постепенно приходят в негодность, Формула 1 тем временем пошла уверенной поступью по дорожке, протоптанной Формулой Е, использование новейших технологий от крупных производителей окажется под вопросом, если спорт не изменится (и довольно быстро), и на фоне этого Liberty демонстрирует свою полную неспособность решить самую актуальную экономическую проблему современных Больших Призов.
Но главным вопросом был и остается "Что такое Формула 1?" И пока новые держатели коммерческих прав не определятся с ответом на него, ни о каком "движении вперед", упомянутом на конференции множество раз, можно и не мечтать...
Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7572/enough-buzzwords-liberty-it-time-for-real-change