Ждать ли Aston Martin в Формуле 1 в качестве поставщика моторов?

Дитер Ренкен
21 июля 2017 в 9:29
Фото: Thompson/Getty

Aston Martin нельзя назвать новичками в мире Формулы 1. Но стоит ли ожидать, что с 2020 года британская компания присоединится к Большим Призам в качестве полноценного поставщика силовых установок? Рассуждает Дитер Ренкен...

Есть ли в планах Aston Martin вхождение в Формулу 1 в качестве поставщика двигателей? Этим интригующим вопросом задались журналисты накануне недавно прошедшего открытого заседания FIA по регламенту на двигатели в Париже.

На первом собрании, состоявшемся в конце марта, потенциальным поставщикам моторов сообщили, что свои предложения по вступлению в Большие Призы они должны сформулировать до 31 мая, которые и будут рассмотрены на парижском заседании комиссии, отныне официально именуемой Рабочей группой по силовым установкам.

Целью созванного совещания был поиск Священного грааля моторостроения Ф1: мощного, громкого, гибридного, экономичного, экологичного и достаточно инновационного для того, чтобы заинтересовать крупнейших автопроизводителей. И при этом он должен быть относительно несложным и дешевым – настолько, чтобы независимые производители имели возможность поставлять командам конкурентоспособные моторы.

Согласно источникам, на собрании присутствовали все нынешние поставщики двигателей Ф1: Ferrari, Mercedes-Benz, Renault и Honda, тогда как Aston Martin также приняла приглашение, будучи членом Комиссии производителей, в которую помимо них входят Porsche, Alfa Romeo и Audi, также представленные на заседании.

Кроме того, интерес к совещанию проявили и в Ilmor – компании, основанной Марио Иллиеном, а затем приобретенной Mercedes. Так что Aston Martin в Париже была отнюдь не одинока.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Конечно, присутствие на собрании по моторам и производство двигателей для Формулы 1 отличаются ровно настолько, насколько пятилетние мальчуганы, глазеющие в витринах на дорогущие суперкары, отличаются от их богатеньких папаш, приобретающих Bugatti Veyron за пять миллионов.

К тому же, посещение заседания FIA ничего не стоило производителям, а одно только их присутствие и общение с коллегами могло с лихвой перекрыть все их расходы на поездку. Но можно поставить вопрос и иначе: на что рассчитывали производители моторов, не имеющие серьезной заводской поддержки (как Ferrari и Lamborghini от Fiat/Alfa Romeo и VW Group соответственно), принимая решение посетить главное совещание по техническим вопросам Ф1?

Конечно, Mercedes владеет 5% акций Aston Martin, но эта доля была отдана им в расчете на сотрудничество в области высоких технологий, а также с перспективой поставки моторов Mercedes AMG для будущих моделей, а не как прямая инвестиция. По сути, Aston Martin контролируется консорциумом, включающим среди прочих кувейтскую инвестиционную компанию Investment Dar и итальянский частный инвестиционный фонд Investindustrial.

Согласно сведениям источников, знакомых с ситуацией, "[Aston Martin] приняла приглашение от FIA, поскольку от таких предложений просто не принято отказываться", что вполне разумно и многое объясняет, по крайней мере поверхностно. Но если подумать дальше, возникает еще один вопрос: почему они отправили в Париж исполнительного директора компании Энди Палмера, а не главу технического отдела Максимилиана Швая, который перешел из Ferrari в 2016-м, и у которого в резюме есть строчки, содержащие бренды Maserati, BMW и Porsche?

Я глубоко уважаю Палмера, но мне кажется, что директору быстро развивающейся компании есть чем заняться, кроме как обсуждать гайки и болты в моторах Формулы 1 – категории, в которую Aston Martin вовлечена лишь косвенно, посредством инновационного партнерства с Red Bull Racing.

Конечно, Энди дипломированный инженер, ранее работавший по специальности в нескольких британских и японских компаниях и даже отвечавший за автоспортивную программу Nissan, что в итоге привело к брендинговому соглашению между Infiniti и Red Bull. Также он поднимал концепт электрокара Nissan Leaf. Ну и нельзя не отметить, что Палмер обладает докторской степенью по специальности "инженерно-техническое руководство" и практикует в качестве приглашенного профессора в Университете Токио.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Но все же его должность подразумевает больше стратегический интерес в отношении прихода в Формулу 1, нежели решение непосредственно технических задач. В общем, вопросы остаются: какой смысл Aston Martin смотреть в сторону Больших Призов? Почему они отрядили на встречу Палмера? И это еще более интересно на фоне того, что за 2016 год Aston Martin показали чистую прибыль за вычетом налогов всего в 16 млн фунтов, тогда как общий доход составил 593 млн фунтов. В Формуле 1 зарабатывают больше.

Ответ может лежать в комбинации технических формулировок нового регламента на двигатели с 6-цилиндровой архитектурой с двойной турбиной на основе нынешних моторов, но при этом с упрощенным и стандартизованным блоком ERS, и текущих инновационных проектов Aston Martin, включающих совместное с Red Bull производство гиперкара Valkyrie и электрического седана RapidE в союзе с Williams Advanced Engineering.

Оба автомобиля должны увидеть свет в 2019-м, при этом в разработке проекта Valkyrie активное участие принимал легендарный технический гуру из Red Bull Эдриан Ньюи. Начинка машины представляет собой 12-цилиндровый двигатель производства Cosworth с системой рекуперации энергии, подобной тем, что используются в Ф1, и 7-ступенчатую коробку передач от Ricardo.

Что касается RapidE, то здесь Aston Martin обыграла название своего седана класса люкс Rapide, но с использованием исключительно электрической энергии. Также в Aston заявили, что работают над "гибридизацией" экспериментальной версии спорткупе DB9 V12 с использованием электромотора Bosch на передней оси и повышением выходной мощности со стандартных 510 л.с. до 740 л.с., при этом автомобиль сможет проезжать порядка 25 км на чистой электроэнергии.

Получается такая армейская перекличка или логический ряд партнеров: Red Bull Racing/Technology; Williams Advanced Engineering (по сути, фаворит на рынке производства батарей); Ricardo (разработчик универсальной модели двигателя FIA); Cosworth (объяснения излишни, и, кстати, они тоже присутствовали на заседании) и Bosch (то же самое).

Таким образом, можно сделать вывод,что сегодня в Aston Martin серьезно заинтересованы в использовании самых современных технологий, большинство из которых уже применяется в высших категориях автоспорта, включая Формулу 1. В конце концов, при поддержке всех перечисленных партнеров компания может развернуть полноценные наступательные действия на техническом поле боя.

© autosport.com
Фото: autosport.com

После известий о появлении гиперкара Valkyrie (на фото вверху) в 2015-м Палмеру сразу стали задавать вопросы о возможном брендировании моторов Mercedes как Aston Martin по примеру похожей сделки между Renault и Infiniti.

«[В отличие от Infiniti] Aston Martin не обладает достаточным бюджетом для прихода в Формулу 1 и успешного функционирования в спорте, – смиренно ответил тогда Энди. – Пока мы не будем уверены, что сможем соперничать на равных с командами вроде Ferrari, полагаю, и начинать не стоит. Пока я могу сказать, что это практически невыполнимо».

Но после этого последовал райдер следующего содержания: «Я никогда не говорю никогда. На меня возложены обязательства по возвращению марки в ежедневные темы для разговоров тех, кто выбирает себе спорткар. Мы должны фигурировать в этих беседах наравне с McLaren, Ferrari или Porsche. Нужно оставаться на плаву».

Заметьте, что в качестве конкурентов были названы именно McLaren, Ferrari и Porsche…

Последние отчеты демонстрируют увеличение продаж Aston Martin в Европе на 65% за период с января по апрель 2017 года в сравнении с аналогичным интервалом прошлого года. Это серьезный прирост в сравнении с оппонентами по сектору.

При этом стоит отметить, что Европа является самым крупным рынком потребления "экзотических машин". Что касается Audi R8, то их объемы продаж снизились на 8,2%. Ferrari? Прирост всего на 8%, а у McLaren отмечено повышение на 148%, хотя в абсолютном выражении там цифры не такие большие.

Добавьте сюда то, что вскоре после введения нового регламента Ф1 на моторы на рынке появятся новые модели Aston Martin, и Палмеру просто необходимо сделать так, чтобы о них не забывали, поскольку пересечение с Ф1 будет более очевидным. Но как добиться того, чтобы силовые установки были действительно недорогими?

© autosport.com
Фото: autosport.com

Здесь не стоит забывать, что у Палмера есть немалый опыт эффективного инвестирования в Ф1. Сделка Red Bull/Infiniti, идейным вдохновителем которой был Саймон Спроул, ныне возглавляющий маркетинговый отдел Aston Martin, была настоящим брендинговым шедевром, подрезавшим крылья Renault. После этого они разместили логотип Aston на лидирующих машинах Red Bull и выписали гонщикам команды свои суперкары. Бинго!

С учетом того, что новая формула двигателей в первую очередь ставит целью привлечение в спорт независимых поставщиков моторов, вполне возможен сценарий, при котором Aston Martin создаст консорциум, включающий в себя сеть Red Bull из двух команд и технологической компании, а также Williams, Cosworth, Ricardo и Bosch – и всё это на пути создания новой силовой установки для Формулы 1.

Объединившись, у них хватит ресурсов, опыта и инновационных технологий для производства настоящего шедевра моторостроения и поставки его всем трем командам, которые сегодня целиком и полностью зависят от чужих заводов.

Если добавить сюда пятилетние контракты и гарантии от фондов Dar и Investindustrial, с финансированием такого проекта проблем быть не должно. Взамен крылышки Aston будут набиты на кожухах двигателей партнерских машин, а для маркетинга и спонсорства великолепно подойдет франшиза Джеймса Бонда. Это, по сути, золотой песок – вам это с легкостью подтвердят все производители премиумных продуктов вроде часов и дорогих ликеров.

Произойдет ли это? Конечно, до этого еще далеко, но вспомним слова Палмера: «Никогда не говори никогда». С другой стороны, зачем тогда исполнительному директору процветающей компании, специализирующейся на производстве суперкаров и успешно выступающей в WEC в категории GTE, было приезжать в Париж на встречу по моторам Ф1?

В конце концов, аргумент инсайдера о том, что от таких предложений со стороны FIA просто не принято отказываться, может быть элементарной дымовой завесой. Ведь BMW, Ford и General Motors также состоят в Комиссии производителей, но в Париж они почему-то не приехали. Есть о чем задуматься…

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7601/why-aston-martin-could-be-f1-next-engine-supplier

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle