Накануне рестарта: итоги первой половины сезона молодёжных формул
Август — почти мёртвый месяц для автоспорта. В последний месяц лета передышку берёт не только Формула 1, но и почти весь европейский автоспорт. А это значит, что в отпуск ушли и участники молодёжных серий. Итоги первой половины сезона и самые интересные соперничества концовки года в молодёжных «формулах» — в обзоре AUTOSPORT.com.ru
Формула 2: триумфальный поход Шарля Леклера
Серия, некогда известная как GP2, в этом году переродилась под именем Формула 2. Пока ничего, за исключением вывески, в первенстве не изменилось, но в будущем Комиссия FIA по формульным гонкам обещает существенно поменять облик молодёжных гонок. Впрочем, пелотон Формулы 2 изменился сам по себе, и сейчас у него новый непререкаемый лидер — Шарль Леклер.
Леклер обратил на себя внимание общественности в прошлом году, выиграв в дуэли с партнёром по команде Александром Албоном чемпионский титул GP3. После победы Шарль, слушатель Академии Ferrari, перешёл в Формулу 2, где получил место в Prema Racing — фактически молодёжной команде Скудерии. В итоге пять побед в первой половине сезона и уверенное лидерство в чемпионате с перевесом в 50 очков. Так что у Леклера достаточный отрыв, чтобы гарантировать себе первое место общего зачёта даже в случае пропуска следующего этапа.
Главными преследователями юного монегаска в Формуле 2 стали уже довольно опытные Оливер Роуленд из DAMS и бессменный пилот Russian Time Артём Маркелов. Оба достаточно быстры и агрессивны, чтобы в каждой гонке сражаться за подиум, но раз за разом Леклеру удаётся уезжать далеко вперёд, а Роуленду с Маркеловым остаётся лишь отбирать очки друг у друга.
Преимущество Леклера столь велико, что титул он может проиграть только сам, и всё идёт к тому, что в 2017 году мы увидим первого со времён Нико Хюлькенберга дебютанта, который стал чемпионом. В борьбе за второе место турнирной таблицы Роуленд опережает Маркелова на 35 очков и считается в этой паре фаворитом — это только второй полный сезон британца в этом первенстве, но за счёт опыта в других сериях и победы в Формуле Renault 3.5 два года назад шансы Оливера кажутся выше.
Первую пятёрку замыкают Николя Латифи и Лука Гьотто, вторые пилоты DAMS и Russian Time соответственно, но канадец и итальянец проигрывают лидеру первенства порядка сотни очков и могут разве что помочь в командном зачёте.
Поначалу первую строчку таблицы захватила Russian Time, но в результате серии подиумов в Азербайджане, Австрии и Великобритании вперёд вышла DAMS. Prema Racing усилиями Шарля Леклера (второй пилот команды Антонио Фуоко набрал чуть более 20 очков против двух сотен у напарника) занимает вторую позицию, а Russian Time пока лишь на третьей позиции. Первую тройку, впрочем, разделяют всего 55 очков — при благоприятном развитии событии отыграть их можно за один этап.
Чемпионат Европы Формулы 3: Prema против Carlin
В последние годы главным поставщиком свежих кадров для Формулы 1 стала Формула 3 — именно этот чемпионат подарил Большим Призам Макса Ферстаппена, Лэнса Стролла и Паскаля Верляйна, который попал в Manor транзитом через DTM. За счёт сложной и мощной техники, опытных инженеров и большого числа тренировок, которые позволяют гонщику приобрести «накат», Формула 3 остаётся одной из важнейших ступеней в иерархии молодёжных формул.
В последние годы здесь доминировала самая богатая и развитая команда первенства Prema Powerteam, но в этом году борьбу ей навязал легендарный британский Carlin, за который в разные годы гонялись Феттель и Риккардо, Квят и Алёшин. Со стороны Prema в борьбе за титул участвует опытный Максимилиан Гюнтер. В прошлом году немец остался в тени Лэнса Стролла, но теперь опыт двух сезонов позволил одержать четыре победы и с преимуществом в 18 очков закрепиться на первой строчке.
Оппонирует Гюнтеру Ландо Норрис — дерзкий новичок из Великобритании. Норрис с первой попытки стал чемпионом MSA Formula, Toyota Racing Series и Еврокубка Формулы Renault и теперь надеется продолжить победную поступь в Формуле 3. Совсем недавно он блеснул за рулём McLaren на тестах Формулы 1 на Хунгароринге и лишь закрепил за собой статус главной надежды британского автоспорта. Но хватит ли Норрису скорости и запала, чтобы опередить в конце сезона Гюнтера? В этом и состоит главная интрига текущего сезона.
Среди других пилотов Формулы 3 этого года следует отметить Каллума Илотта, экс-пилота Red Bull Junior, который сейчас держится в общем зачёте четвёртым, и Фердинанда Габсбурга, правнука последнего императора Австро-Венгрии. Это первый сезон Габсбурга в чемпионате Европы, а на его счету уже есть победа в Спа. Харрисон Ньюи и Мик Шумахер, сыновья соответственно Эдриана Ньюи и Михаэля Шумахера, занимают десятое и одиннадцатое места, а на двенадцатой строчке расположился Никита Мазепин — в этом году россиянин завоевал свой первый в европейском первенстве подиум.
GP3 Series: шесть претендентов на титул
В GP3 назревает напряжённая борьба с участием шести претендентов на чемпионство — ART Grand Prix в полном составе из четырёх пилотов и лучшие представители догоняющих Trident и Jenzer держутся менее чем в 30 очках друг от друга.
В этом году сезон GP3, как и многие до этого, проходит при полном доминировании ART Grand Prix, пилоты которой пока выигрывают все субботние гонки. Но каждый из них хотя бы по разу сталкивался с проблемами и терял очки. Так, Джек Эйткен завоевал поул к первой гонке сезона в Барселоне, но не смог добраться до финиша, Ниреи Фукудзуми провалил этап на Сильверстоуне, а Джордж Расселл остался без очков в Венгрии. Лишь у Антуана Юбера не было таких провалов, зато француз ещё ни разу не стоял на вершине подиума.
Лидером сезона на перерыв ушёл Джордж Расселл, девять очков ему уступает Джек Эйткен, Антуан Юбер расположился третьим и проигрывает 14 баллов, а Ниреи Фукудзуми идёт четвёртым в 20 очках от лидера. Таким образом, гонщики ART Grand Prix занимают четыре первых позиции. Их главными преследователями являются Джулиано Алези — сын известного французского ветерана, а также Алессио Лоранди, для которого это первый полный сезон в GP3.
Победу в чемпионате наверняка одержит кто-то из числа пилотов ART — французский коллектив уже два года подряд приводит своих пилотов к титулу, а в общей сложности это может быть уже пятая победа коллектива в GP3. Но кто из четвёрки пилотов допустит меньше ошибок и будет более стабилен — большой вопрос. Кроме того, Алези и Лоранди при поддержке своих команд, в которых конкуренция не так высока, сделают всё, чтобы использовать каждый промах ART.
Формула V8 3.5: последний шанс
Лишившись поддержки концерна Renault, первенство Формула V8 3.5 явно сдало – на старте гонок собирается не более дюжины участников, а почти все крупные команды покинули чемпионат, сосредоточившись на других сериях, хотя когда-то здесь побеждали Фернандо Алонсо и Роберт Кубица, Михаил Алёшин и Кевин Магнуссен. Из крупных игроков Формуле V8 3.5 остаются верны лишь Fortec да SMP Racing и Lotus Антонина Шароуза, одного из старожилов первенства.
Именно Lotus до последнего времени лидировала в чемпионате – Пьетро Фиттипальди и Рене Биндер уверенно провели первую половину сезона и расположились на первых строчках. Но этап на Нюрбургринге перевернул таблицу с ног и на голову, и теперь, после победы и второго места на легендарной немецкой трассе, вперёд вырвался Матевос Исаакян. Россиянин на пять очков опережает Фиттипальди, в то время как третьим расположился Егор Оруджев – он в восьми баллах от соотечественника.
SMP Racing уже объявила о том, что Оруджев и Исаакян продолжат карьеру в гонках на выносливость, так что этот сезон – шанс громко хлопнуть напоследок дверью. Оруджев и Исаакян уже не раз выигрывали гонки, но нестабильные выступления не позволяли им всерьёз сражаться за титул. Правда, и конкуренция будет очень высока: сразу шесть пилотов держатся в пределах 23 очков, а это значит, что любая ошибка может стоить чемпионства.
Отметим также Константина Терещенко, который проводит в Формуле V8 3.5 свой первый сезон. Пока сравниться с более опытными пилотами россиянину не удаётся, но как раз на Нюрбургринге он финишировал четвёртым и вплотную подошёл к своему первому в этой серии подиуму. На счету Константина 57 очков, он занимает восьмую позицию в чемпионате.
Евроформула Open: русско-британская битва в Испании
В Евроформуле Open, созданной на базе открытого чемпионата Испании на машинах Формулы 3, позади ровно половина сезона — четыре этапа из восьми. И пока лучше всех в них смотрится британец Харрисон Скотт из RP Motorsport. У него на счету уже шесть побед (за один этап проходят две гонки) и 179 очков в чемпионате, в то время как у его главного преследователя — Никиты Троицкого — 111 баллов, более чем в полтора раза меньше.
Никита, воспитанник SMP Racing, провёл прошлый сезон в двухлитровой Формуле Renault, но за весь сезон лишь однажды поднялся на подиум и закончил Северо-европейский Кубок на 14-м месте (Троицкий пропустил последний этап и потенциально мог бы быть выше). В Евроформуле дела у россиянина идут куда лучше: две поул-позиции, быстрейшие круги в обеих гонках недавнего этапа на Хунгароринге и уже пять подиумов. Правда, Харрисон Скотт почти каждый раз на финише оказывается выше и набирает ещё больше очков. Так что именно британец ведёт эту борьбу в статусе фаворита.
Третьим в турнирной таблице расположен Амея Вайдянатан из Индии — один из протеже Виджея Мальи. На счету индуса победа в Спа, но, будучи менее стабильным, он проигрывает Троицкому 17 очков. Довольно опытный по меркам молодёжных серий Тьягу Виваква занимает четвёртую строчку, а замыкает топ-5 Яннес Фиттье — немец из команды Fortec. Даниил Проненко, ещё один россиянин на стартовой решётке Евроформулы, после четырёх этапов занимает 19-е место турнирной таблицы — у него пока нет ни одного зачётного балла.
Еврокубок Формулы Renault 2.0: с надеждой на Шварцмана
Ближе всех к развязке подобрался Еврокубок Формулы Renault 2.0 — здесь до конца сезона осталось всего три этапа. В восьми предстоящих гонках судьбу титула между собой разыграют три пилота — один из лучших молодых французских гонщиков, брат пилота Формулы 1 и один из самых перспективных россиян. Речь идёт о Саше Фенестразе, Роберте Шварцмане и Уилле Палмере.
После первых гонок на первую позицию чемпионата вырвался Уилл Палмер, победивший в Монце, Сильверстоуне и Монако. Вслед за ним буквально в считанных очках расположился Роберт Шварцман, проводящий в этой серии второй сезон. В восьми первых гонках Палмер и Шварцман одержали шесть побед, казалось, что никто не сможет вмешаться в их борьбу. Но в Венгрии и Австрии неожиданно выстрелил Саша Фенестраз — две победы и ещё два подиума.
В общей сложности француз в 15 прошедших гонках этого сезона 11 раз поднимался на подиум. За счёт невероятной стабильности Фенестраз набрал больше всех очков и теперь лидирует в чемпионате. Шварцман и Палмер занимают второе и третье места, уступая Фенестразу порядка 30 очков. Учитывая, что очковая система в Еврокубке аналогична применяемой в Формуле 1, вся борьба за титул тут ещё впереди.
В ней, правда, не участвует Александр Вартанян — один из самых титулованных российских картингистов последних лет. Для Вартаняна текущий сезон — первый в Еврокубке, и о победах пока думать рано. Но даже несмотря на это Александр отметился пятым и шестым местами на этапе в Венгрии и занимает 13-е место общего зачёта.
Формула 4: выиграет ли Армстронг два титула?
В немецкой ADAC Формуле 4 до конца сезона осталось всего два этапа — на Заксенринге и в Хоккенхайме. Главными претендентами на титул являются эстонец Юрий Випс и Маркус Армстронг, протеже Академии Ferrari. Двух лидеров разделяют 11 очков, но в их борьбу потенциально может вмешаться Фелипе Другович из Бразилии — он уступает Випсу чуть более 20 очков.
Армстронг также довольно успешно гоняется в чемпионате Италии Ф4 — за три этапа до конца чемпионата он лидирует в общем зачёте и на 12 очков опережает Лоренцо Коломбо, своего ближайшего соперника. Джоб ван Уйтерт после неудач в Валлелунге и Муджелло откатился назад, но по-прежнему сохраняет шансы на титул — он в 30 с небольшим очках от Армстронга. Ван Уйтерту, впрочем, ещё предстоит защитить третью строчку — Себастьян Фернандес и Артём Петров находится всего в десяти очках от голландца.
В британской Формуле 4 сезон проходит под диктовку Джейми Кэролайна, который выиграл девять гонок из 17. Почти 50 очков ему уступает австралиец Оскар Пиастри, а третьим расположился швед Линус Лундквист.
В северо-европейском первенстве SMP Формула 4 до конца сезона тоже два этапа — гонщиков ждёт визит на Moscow Raceway и три гонки в Голландии. Это уже третий сезон российско-финского чемпионата, и здесь по-прежнему доминируют пилоты из Европы: в 2015-м чемпионом здесь стал Нико Кари, годом позже эстафету у финна принял Ричард Версхор, а сейчас к титулу на всех парах летит Кристиан Лундгард. Лучший из россиян — Александр Смоляр — идет на втором месте и проигрывает датчанину более 50 очков. Тройку лидеров замыкает Хавьер Лловерас, пилот команды Фернандо Алонсо.
Наконец, в испанском первенстве, техническим партнёром которого также является финская Koiranen GP, пока прошёл лишь один этап, и здесь тоже лидирует Кристиан Лундгард, выигравший все три гонки в Альканисе. Никита Волегов с двумя подиумами занимает второе место, а третьим идёт Туомас Хаапалайнен. Александр Смоляр в этом чемпионате пока лишь пятый.