Беда не приходит одна или крах надежд Феттеля на титул чемпиона
На минувшем этапе Ф1 в японской Сузуке был вбит еще один гвоздь в крышку гроба чаяний Себастьяна Феттеля на завоевание пятого в своей карьере чемпионского титула. Но важные очки были потеряны немцем и командой Ferrari не только в последних трех гонках – они допускали ошибки на протяжении всего сезона. Слово Бену Андерсону...
Японский Гран При ознаменовал собой крах всех надежд четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля на первый трофей в составе команды Ferrari. И второй раз подряд немецкого гонщика подвела надежность техники.
Если до гонки в Сузуке можно было сказать, что Феттель висит на карнизе титула, держась за перила двумя руками, то теперь его руки ослабли, и удерживается он лишь на фаланге одно пальца.
В Ferrari еще до старта гонки понимали, что у Феттеля серьезные проблемы с двигателем. Сбой в работе свечи зажигания на силовой установке, которая прошла всего один этап, оставил немца на стартовой решетке всего с пятью рабочими цилиндрами вместо шести.
В команде сказали, что у них просто не было времени до старта гонки, чтобы поменять свечу, так что судьба Себастьяна была предрешена заранее.
В боксах Скудерии все же надеялись, что Феттель сможет успешно стартовать в гонке – и поначалу всё так и было. Отрыв от стартового места гонщик в красном действительно провел лучше, чем Льюис Хэмилтон, и в команде уверены в том, что с таким стартом он легко мог бы выйти в лидеры заезда, если бы не технические проблемы.
И если бы это произошло, Себастьян, вполне вероятно, мог бы воспользоваться не самым высоким гоночным темпом Mercedes и тем, что в воскресенье в Японии было достаточно жарко, чтобы удержать лидерство до финиша.
Но на деле через четыре круга по трассе всё для него было кончено – Феттель стал камнем падать вглубь пелотона. Сначала в стиле Камуи Кобаяши немца опередил Макс Ферстаппен в шпильке на первом круге, а на старте второго круга еще три соперника пролетели мимо. После завершения периода машины безопасности на четвертом обороте по Сузуке позади Феттеля оставил и Серхио Перес из Force India. В этот момент всё уже было ясно.
В Ferrari не стали долго терпеть этих унижений и зазвали своего пилота в боксы для досрочного схода. Таким образом, очень важные потенциальные 25 очков были упущены, а с ними и практические шансы на титул.
Сейчас легко говорить, что именно последние неудачи в техническом отношении стоили Феттелю очередного чемпионства. Но на самом деле свои шансы немец и итальянская команда упустили гораздо раньше.
Если бы в июне в Канаде Себастьян стартовал лучше и не допустил прокола в борьбе с Ферстаппеном, он бы, скорее всего, финишировал в той гонке вторым, а не четвертым, сэкономив тем самым шесть очков относительно Льюиса.
Если бы в Азербайджане четырехкратный чемпион не сошел с ума в своих нападках на лидера гонки за машиной безопасности, он, вполне возможно, выиграл бы заезд, а не приехал к финишу на четвертом месте – это еще 13 очков.
Ошибка на торможении и испорченная передняя левая шина в Сильверстоуне эквивалентны разнице между третьим и седьмым местами на финише. Еще девять баллов? А старт в Сингапуре с поула на второй передаче, безрассудная попытка исправить всё путем защиты позиции против Ферстаппена и авария "на троих"? А это была потенциальная победа в гонке. В тот день Хэмилтону вряд ли удалось бы финишировать выше четвертой позиции – еще 13 очков.
Добавьте сюда еще упущенную победу в Малайзии и Японии. Получается, что при безошибочном ведении сезона сейчас Феттель мог на 55 баллов превосходить Хэмилтона, а не уступать ему 59 очков.
Конечно, технические проблемы – это часть Формулы 1, и Льюис лишний раз понял эту истину в прошлом году. Но трудно не согласиться с тем, что Ferrari и Себастьян и сами растеряли немало очков. И если бы они взяли своё раньше, сейчас у них был бы достаточный запас для возникновения технических неполадок – даже с ними они всё равно могли остаться впереди.
Когда в вашем распоряжении нет абсолютно быстрейшей машины – а это как раз случай Ferrari, – непозволительно допускать ошибки там, где можно и нужно брать очки. Это относится и к гонщику, и к команде, и к поставщикам.
Технический директор Скудерии Маттиа Бинотто после синхронных проблем со впускными патрубками турбокомпрессора на обеих машинах в Сепанге сказал, что планирует реорганизовать работу департамента, но это прозвучало слишком поздно для завоевания титула.
К тому же, здесь нельзя и переборщить с мерами воздействия, чем в прошлые годы Ferrari частенько грешила. Феттель после неудачи в Японии заявил, что очень расстроен произошедшим, но считает своим долгом поддержать работников команды после всей той невероятной работы, которую они проделали, чтобы дать ему машину, позволяющую бороться за чемпионство. Но проблем с надежностью таким образом не решить, а Хэмилтон не прощает ошибок.
Что касается самого Льюиса, то сейчас он, по-видимому, находится в своей лучшей форме и практически не допускает промахов. Кажется, что ему по силам даже пройти по воде, если он захочет. В Сингапуре ему удалось одержать очень неожиданную победу на трассе, не подходящей шасси W08, благодаря аварии на старте между основными претендентами на успех в той гонке.
В Малайзии британец смог отыграть у Феттеля шесть очков, несмотря на огромные проблемы с настройками машины. В Японии ему повезло дважды – во-первых, сошел Себастьян, во-вторых, еще один претендент на победу – Макс Ферстаппен – вынужден был в какой-то момент прорываться через пелотон.
«Старт выдался неплохим, – вспоминает Хэмилтон. – Первая фаза отрыва от решетки прошла не лучшим образом, была небольшая пробуксовка. Но дальше я всё взял под контроль. Я видел, как Макс ринулся в атаку в 11-м повороте [шпилька], так что я понял, что Ferrari на шаг отстала.
С того момента я просто старался поддерживать темп и следить за шинами. Впереди была длинная гонка на очень прогретой трассе. Поэтому надо было быть очень внимательным, особенно зная гоночный темп Ferrari и Red Bull».
Температура дорожного полотна в гонке была на 15 градусов выше, чем в квалификации, где пилоты Red Bull уступили лидерам секунду. Но шасси W08 не лучшим образом показало себя по жаре в Малайзии, и руководитель Mercedes Тото Вольф полагал, что если в воскресенье будет тепло, у Red Bull появятся хорошие шансы удачно выступить.
В результате именно работа резины многое определила в гонке, когда Ферстаппен заявил о своих претензиях на третью в карьере и вторую подряд победу. Гонщик Red Bull был быстр с самого начала гонки, но откатился назад в результате первого ввода режима виртуальной машины безопасности, после чего начал испытывать проблемы с пузырением резины на передней левой покрышке.
«Мы наблюдали эти проблемы на первом отрезке, – сказал босс австрийской команды Кристиан Хорнер, – а поскольку второй отрезок был на 25% длиннее, ситуация повторилась. Нас это немало обеспокоило, особенно после схожих проблем у Феттеля в Сильверстоуне – в таких условиях очень просто получить прокол.
Мы очень нервничали, из-за чего попросили Макса держаться на расстоянии трех секунд от соперника, чтобы шины не пострадали еще больше».
Ферстаппен приблизился к лидеру после пит-стопов, в то время как Льюис начал жаловаться на то, что теряет время за напарником Валттери Боттасом, который был на альтернативной тактике с длинным первым отрезком.
В конце 28-го круга из 53 финн пропустил партнера вперед перед шиканой, после чего немного замедлился и оттеснил Макса, и только через два круга сам поехал в боксы.
«Это часть игры, – заметил Хорнер. – Сегодня всё идеально сложилось для Льюиса. Это командный спорт, и они использовали позицию Боттаса в качестве заслона, не стоит их за это осуждать».
После этого разрывы стабилизировались, но ближе к концу заезда Лэнс Стролл проехал по прямой в "эсках" в результате возникших проблем с колесом. Дирекция гонки вновь ввела режим виртуальной машины безопасности.
При движении на малой скорости шины на автомобиле Хэмилтона серьезно остыли, а на рестарте ему пришлось непросто, проходя Фернандо Алонсо и Фелипе Массу, борющихся за десятую позицию.
«Я контролировал темп, но ближе к концу заезда шины остыли, а вновь прогреть их было сложно, – продолжил Льюис. – После этого я попал в трафик. За Фернандо и Массой я потерял очень много времени.
Тем временем его [Ферстаппена] машина стремительно приближалась в зеркалах. За пару кругов до финиша я подумал: "Черт, он совсем близко!", но в итоге сумел удержать лидерство.
Мы все знаем, как быстр и стабилен Макс, он отлично делает свою работу. Мы быстрее в квалификациях, но в гонке они [Red Bull] уступают нам лишь десятую долю секунды.
Было очень важно не допустить ошибку. В какой-то момент, проезжая по задней прямой, я подумал: "Парень за мной намного младше меня!", и решил использовать весь свой опыт, чтобы остаться впереди. Я хотел показать ему, что я все еще молод душой.
Сегодняшнюю гонку нельзя было назвать легкой прогулкой. Мне пришлось изрядно потрудиться».
При заключительном прохождении круговых Ферстаппену не повезло – сначала ему помешал Алонсо перед шпилькой, а затем он застрял за Массой в "эсках" на последнем круге гонки.
И все же юный голландец не стал списывать свое поражение на трафик.
«Я видел, что Льюис бережет свои шины, – сказал он после гонки, – и в условиях трафика ему следовать за круговыми было даже труднее, чем мне. Я приближался, но когда идешь к сопернику слишком близко, то начинаешь терять прижимную силу. Так что я не мог атаковать его, но по крайней мере я попытался.
Думаю, я все равно не смог бы его пройти – сделать это было бы крайне трудно с учетом свободного пространства перед ним. Трафик – это не лучшее, что можно встретить на пути, но решающего влияния он не оказал».
Кто знает, какова была бы сейчас расстановка в чемпионате, если бы Red Bull с самого начала включилась в борьбу, а не потеряла весь старт сезона из-за расхождения в корреляции данных с аэродинамической трубой.
Но и у Mercedes, конечно, сезон оказался не идеальным, так что у всех команд из первой тройки были свои проблемы. Изменения базовых настроек шасси после Сепанга позволили Mercedes вернуть свою форму в Японии, но ключевым фактором успеха команды стало то, что Хэмилтон добивался максимума возможного каждый раз, когда у коллектива возникали проблемы.
После минувших трех гонок он вполне мог уступать Феттелю 30 очков, но вместо этого вырвался вперед на 59.
«59 очков от Феттеля? Я мог только мечтать о таком преимуществе, – сказал Льюис. – Ferrari хорошо выступала на протяжении всего года. В этой связи я отдаю должное своей команде, которая проделала феноменальную работу – надежность машины, как и наши результаты, не могут не радовать.
Ему крайне не везет. Я готовился к захватывающей борьбе с Себастьяном в гонке, но ему снова не повезло.
Чемпионский титул? Я бы не стал говорить о том, что уже держу его одной рукой. На кону еще 100 очков. Я буду продолжать выкладываться на 100 процентов».
Теперь для того, чтобы рассчитывать на завоевание титула, Феттелю придется надеяться на чудовищные проблемы с надежностью у Хэмилтона. Если Льюис выиграет следующую гонку в Остине, а Феттель финиширует не выше шестой позиции, британец сравняется с ним по количеству трофеев.
Иными словами, Хэмилтону в оставшихся четырех гонках достаточно набрать всего 42 очка (это три четвертых места и одно седьмое), чтобы стать чемпионом вне зависимости от результатов Себастьяна.
«У нас по-прежнему есть шанс, – выразил немец скорее надежду, а не ожидание. – Нужно немного набраться сил и вернуться в сражение. Посмотрим, что будет».
И действительно, Феттелю больше рассчитывать не на что – только на свои лучшие выступления и чудо.
Любопытно, что на машине Льюиса в режиме закрытого парка перед Гран При Японии механики заменили свечу зажигания, тогда как в Ferrari делать этого заблаговременно не стали.
Успех в Формуле 1 зачастую зависит от мелочей. И эти мелочи за четыре гонки до финиша сезона практически погубили шансы Себастьяна Феттеля и Ferrari на чемпионство...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7761/the-mounting-woe-that-killed-vettel-title-hopes