Формула 1 через объектив 104-летней фотокамеры
Это Формула 1, какой вы никогда не видели ее раньше – сквозь линзу объектива фотокамеры, которой уже больше ста лет. Джеймс Робертс поговорил с фотографом Джошуа Полом. Впервые статья вышла в издании F1 Racing...
В погоне за идеальным качеством снимков фотографы-перфекционисты по всему миру стремятся получить максимально резкое и четкое изображение, насколько это возможно. И в данном случае ирония состоит в том, что историю фотографа Джошуа Пола мы начнем со слова Blur (эффект размытия на фотографии и одновременно название британской рок-группы, прим. пер.)
В мае 2013 года Пол поехал в Барселону на съемку выступления группы Blur на музыкальном фестивале, однако, будучи давним поклонником Формулы 1, он не мог не знать о том, что в тот уик-энд на трассе Каталунья неподалеку проходит этап Больших Призов – первая европейская гонка после долгого выездного турне.
Джошуа подал заявку на аккредитацию, и, на его удивление, ему выписали пропуск для прессы. На протяжении большей части своей карьеры фотографа Пол снимал пейзажи в экзотических местах земного шара вроде Мозамбика и Амазонки для туристических журналов. И в Формуле 1 он решил использовать ту же самую технику – широкоугольный объектив и съемку с нижних точек.
До этого Джошуа неоднократно присутствовал на этапах Формулы 1 и даже завел свой фотосайт с журналом, посвященным Большим Призам.
«Когда я начинал этим заниматься, то даже не знал, как далеко это может зайти, – сказал Пол. – Раньше я часто думал, почему в Формуле 1 большинство фотографов делают практически одинаковые фотографии. Но потом я понял, что в основной своей массе они работают на потребу своим клиентам и спонсорам.
Именно поэтому они делают очень четкие снимки с одних и тех же ракурсов, чтобы отчетливо были видны логотипы на машинах. У меня же такой цели не было, так что я решил действовать совершенно иначе».
В 2001 году Пол снимал последствия катастрофических событий 11 сентября на винтажную фотокамеру. Его Graflex производства 1913 года был подарком преподавателя и одного из лучших мастеров художественной фотографии.
«Мой учитель запечатлел на фото кадры падения Америки во впечатляюще угрюмых черно-белых тонах, после чего подарил мне свою древнюю камеру Graflex. При этом он наказал мне никогда не беспокоиться о выдержке и фокусировке, а просто найти свой собственный голос посредством этой фотокамеры.
Для начала я поехал в Чехию поснимать заснеженную Прагу. К моему огромному удивлению, фигуры людей вдруг превратились в черные силуэты, а очертания замков подернулись легкой дымкой.
Всё стало выглядеть несколько иначе. Эта фотокамера словно разобрала известный нам мир на кусочки – яркая и современная Прага в одночасье предстала передо мной в мрачном облике военных лет».
После этого Пол решил применить подобную технику и в отношении машин Формулы 1. Он сдул пыль со старого деревянного корпуса камеры и отправился в Монако.
В высокотехнологичном пресс-руме старинная фотокамера привлекла любопытные взоры фотографов, особенно когда Пол накрылся черным полотнищем за своим столом, чтобы не попадал свет при смене старых фотопластин в задней части 104-летнего аппарата.
Современная цифровая камера Canon EOS 1-DX позволяет снимать до 18 кадров в секунду, а за уик-энд фотограф вполне способен отснять несколько тысяч кадров.
У Пола же с собой было десять старых фотопластин для Graflex, по два фотоснимка на каждую. Так что его гоночный уик-энд был ограничен всего 20 снимками. К тому же, никакой возможности посмотреть, что получилось, пока не вернешься домой, у него не было.
«Когда снимаешь на современный цифровой аппарат, то постоянно корректируешь цветопередачу, яркость и контрастность для лучших кадров, – продолжил Пол. – Но с этой фотокамерой у тебя таких возможностей нет.
После съемки ты садишься у лайтбокса для просмотра негативов, а сердце замирает в ожидании результата. И всё, что ты видишь, – это настоящее, подлинное».
На Гран При Канады нынешнего сезона Пол запечатлел Валттери Боттаса [на фото ниже], выезжающего из гаража во время второй тренировки. На этот раз он использовал пленку, купленную в Чехии, которая стоила вдвое дешевле Kodak.
Зернистость пленки оказалась очень неровной, что придало итоговой фотографии еще больший налет старины. Плюс по правому краю отчетливо видна белая засветка – тоже интересный эффект.
«Если бы это был коммерческий снимок, его просто пришлось бы выкинуть в ведро, ну а так он стал одним из моих любимых, – заметил Джошуа. – Заднее колесо машины выглядит овальным из-за латунного корпуса объектива, который искажает перспективу.
В итоге колесо вышло резким по центру, но ближе к краям фокус стал размываться. Результат – такое вот овальное колесо.
Еще одна сложность съемки с "проводкой" состоит в том, что когда ты смотришь в объектив, изображение у тебя перевернутое. Так что приходится следить за машиной вживую, а не через объектив. Использование такой техники чуть не сломало мне мозг.
При этом после каждого снятого кадра нужно загружать держатель пленки, убирать салазки и перекручивать затвор на необходимую выдержку. А сама камера невероятно громоздкая – разработчики явно не предполагали, что кто-то будет ездить с ней по миру и фотографировать гонки».
Реакция на выполненные фотокадры от команд и гонщиков оказалась положительной. Многие механики в командах интересовались техническими нюансами камеры и с радостью предлагали свою помощь в починке.
«У меня не было цели снимать на этот фотоаппарат гонку, но то, какие силуэты машин получались, просто завораживало. Это словно машина времени, переносящая тебя в стародавние времена и обнажающая истинное наследие спорта.
Я планирую продолжать этим заниматься. И мне не нужно никакого Blur...»
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7728/how-f1-looks-through-a-104yearold-camera