Феттель – злодей? Как бы не так!

Эд Стро
4 мая 2013 в 19:51

Себастьяна Феттеля сочли злодеем в самом начале сезона 2013 года. Но Эд Стро настаивает, что не следует делать однозначных выводов в отношении личности трехкратного чемпиона мира

Спорт живет эмоциями. Он процветает как благодаря своим героям, так и злодеям. Возможно, последние играют даже более важную роль, поскольку, только зная зло, можно определить, что такое добро. Но два этих полярных образа зачастую разделяет довольно тонкая грань.

Где отчетливей, кроме как не в боксах Red Bull Racing, можно разграничить эти абсолютно противоположные понятия. Себастьян Феттель ослушался приказа с командного мостика и украл у Марка Уэббера победу на Гран При Малайзии, в результате чего для многих он стал холодным и безжалостным антагонистом. Немец словно превратился в зловещего персонажа истории, закутанным в плащ, вокруг которого простирается сумрак.

Уэббер же, напротив, представляется трудолюбивым и усердным героем. Он словно маленький мальчик, которому зловещая милтон-кинская империя, угнетаемая австрийским протекторатом, не дает воспользоваться своим шансом. Несчастный прислужник, которому каждый раз, когда он пытается нарушить установленные порядки, указывают на его место. При этом некоторые даже доходят до идиотизма и усматривают в эпизоде с закончившимся в баках его машины топливом или случае с отвалившимся колесом своего рода заговор против пилота.

На самом деле оба этих карикатурных портрета имеют мало общего с реальностью. Дело не в Уэббере, который для каждого австралийца выступает неким своеобразным героем, сражающимся за справедливость, несмотря на то, что все обращено против него. Это весьма поверхностный образ пилота Гран При, которого на самом деле отличает необычно широкий круг интересов. Впрочем, его вовсе не тяготит роль исключительно позитивного и весьма простецкого парня.

Напротив, Феттель выступает таким парнем, с которым вам никогда бы не захотелось встретиться на улице. Кажется, он готов продать свою родную мать за то, чтобы записать в свой актив еще одно дополнительное очко.

Безусловно, это не имеет ничего общего с действительностью. Так какой же он на самом деле?

Нет сомнений, Феттель действительно является великим пилотом @ LAT
Нет сомнений, Феттель действительно является великим пилотом @ LAT

Первое и самое главное: Себастьян - один из гонщиков, применительно к которым вопрос заключается не в том, является ли он одним из лучших в истории, а в том, где именно его место в когорте великих.

Некоторые сомневаются, что у немца есть основания претендовать на этот статус. Но стоит отметить, что трехкратными чемпионами мира по воле случая не становятся. Неважно, что он выиграл три титула в составе одной и той же команды в период её доминирования в чемпионате – этот факт не помешал стать легендой Айртону Сенне, который одержал победы в трех чемпионатах мира за четыре сезона, выступая в составе McLaren с 1988 по 1991 годы. Выиграть даже один титул невероятно трудно, а для тройного успеха требуется и удача, то есть обладание правильной техникой, и полнейшая концентрация самого пилота.

Возможно, эти аспекты и составляет основу распространённого о Себастьяне мнения. В конце концов, в спорте нет ничего хуже, чем впечатление, что все досталось легкой ценой.

Регулярные победы и демонстрирование вашего превосходства неминуемо ведут к тому, что людям становится все интереснее находить в вас недостатки, причем неважно – реальные они или нет.

Соглашусь, Феттель на протяжении всей своей карьеры имеет за плечами серьезную поддержку со стороны Red Bull. Но это не является гарантией успеха, поскольку многим другим пилотам, входившим в молодежную программу компании, так и не удалось воспользоваться этим преимуществом.

Он стал единственным, кто смог выжить в этой жесткой системе отбора, исключительно благодаря своим способностям и трудолюбию, а не покровительству. Разве это заслуживает порицания?

У Хельмута Марко сложилась с Феттелем близкая дружба – один близкий к ним источник даже описывает его отношения с немцем как ‘родительские’ – но австриец не настолько влиятелен, как многие считают. В конце концов, Марко был одним из тех, кто хотел сохранить Хайме Альгерсуари и Себастьена Буэми в составе Toro Rosso на сезон-2012, однако изменил свое мнение после общения с Дитрихом Матешицем, который всегда был человеком со собственным взглядом на вещи.

Как показал 2010 год, Red Bull Racing позволяет обоим пилотам бороться за победу в чемпионате мира. Даже самые верные болельщики Уэббера должны признать, что, если бы не авария в Корее и неудачное выступление в Абу-Даби, австралиец завоевал бы титул.

В том сезоне Марк использовал каждую возможность, чтобы доказать: команда, предоставившая ему лучшую машину в чемпионате и заплатившая несколько миллионов долларов за его услуги, настроена против него. Кульминацией всей этой истории стали его знаменитые заявления накануне предпоследней гонки сезона в Бразилии, когда австралиец напрямую обвинил Red Bull Racing в покровительстве Феттелю.

В Red Bull Racing всецело поддерживают Феттеля @ LAT
В Red Bull Racing всецело поддерживают Феттеля @ LAT

Необходимо реально оценивать ситуацию. Когда Феттель просил RBR помочь ему, прибегнув к командной тактике – скажем по ходу гонки в Малайзии – его жестко критиковали. А тот факт, что Уэббер хотел того же во время борьбы за титул по ходу сезона-2010, но так и не получил желаемого, означает, что команда его вовсе не поддерживает.

Считается [по крайней мере в Великобритании], что Фернандо Алонсо всегда требует полного подчинения от своих напарников по команде. Однако Дженсона Баттона – возможно, самого популярного британского гонщика – отнюдь не подняли на смех, когда тот в Бахрейне потребовал от McLaren, чтобы более быстрый Серхио Перес оставался позади. Каждый пилот по праву ожидает, что команда поможет ему в подобного рода ситуациях.

Это не подлость – каждый старается сделать всё возможное, чтобы добиться максимального результата. В конце концов, никто из пилотов не хочет быть лишь 'гарниром'.

Также при анализе событий Гран При Малайзии часто забывают, что Red Bull Racing приказала Феттелю оставаться позади Уэббера. Как это вяжется с утверждением, что Марк выступает в команде лишь в угоду Себастьяну? Такое развитие событий не лучшим образом вписывается в предопределенную заранее сюжетную линию, а следовательно – попросту не принимается во внимание.

Что, если бы пилоты оказались на трассе в другом порядке? Если бы Уэббер ослушался приказов команды в Малайзии и обогнал Феттеля в споре за победу? Вероятно, большинство бы провозгласило австралийца народным героем. Не сомневайтесь, Марк бы наверняка поступил именно так, учитывая, через что ему пришлось пройти в прошлом.

Откровенная пресс-конференция Феттеля в Китая, несомненно, превзошла все границы. В жестком стиле заявив, что Уэббер ‘не заслуживал’ победы, немец впервые провел некую черту в отношениях с напарником. А теперь подумайте, какова была бы реакция общественности, если бы нечто подобное сказал Марк.

Никто не сомневается, что Феттель обладает большим влиянием на Red Bull Racing. Более высокий статус в сравнении с его напарником обусловлен тем фактом, что за время их совместных выступлений в составе команды Себастьян выиграл 27 гонок и завоевал три титула, когда на счету Марка всего девять побед и ни одного звания чемпиона мира. Такой авторитетный статус и отличает по-настоящему великих гонщиков.

Алонсо находится в Ferrari в аналогичном положении – на самом деле, существуют большое количество неопровержимых доказательств, что его влияние на команду куда серьезней. Но до сих пор ни он, ни Стефано Доменикали не подвергались столь резкой критике - испанец попросту гарантировал себе максимально выгодную позицию для борьбы за чемпионский титул.

Придет время, и Феттель окажется за рулем менее конкурентоспособной техники. Когда он проведет пять лет, управляя не самой лучшей машиной в чемпионате - как это было в случае с Фернандо, - не сомневаюсь, люди увидят немца с другой стороны. Сценарий будет уже иным. Кто знает, может уже Себастьян окажется героем, сражающимся против новой доминирующей силы в чемпионате? Восприятие его личности окажется совершенно иным.

Знаменитое столкновение на Гран При Турции в 2010 году @ LAT
Знаменитое столкновение на Гран При Турции в 2010 году @ LAT

Феттель не идеален. События Гран При Малайзии останутся одним из моментов, определивших его карьеру. Да, он сделал несколько опрометчивых комментариев в адрес своих соперников. Да, он допускал ошибки [в первую очередь стоит вспомнить инцидент в Турции в сезоне 2010 года, когда Себ врезался в Уэббера в попытке захватить лидерство в гонке]. Но какой пилот действует безукоризненно?

Алонсо, к примеру, обвинил Кими Райкконена в столкновении на старте Гран При Японии 2012 года и остался при своем мнении, несмотря на то, что сам был виновником той аварии. У каждого пилота свое мнение.

Суть в том, что Феттель, выступая в период на редкость высокой конкуренции, не раз доказывал, что является победителем. Он в состоянии это делать, будучи при том весьма харизматичной и неординарной личностью, в отличие от ряда других пилотов – что по праву делает его примером для подражания.

К сожалению, есть и те, кто предпочитают видеть в нем злодея, реагируя на каждое его действие в негативном ключе. Феттель – великий пилот, равно как и Алонсо и Хэмилтон, но ни один из них не безупречен. Так почему бы не прекратить эти бессмысленные разговоры, превращая одних гонщиков в злодеев, а других – в героев, и вместо этого просто наслаждаться захватывающими сражениями между ними? Не стоит полностью отказываться от критики в их адрес, но необходимо соблюдать чувство меры. Они всего лишь гонщики, а не святые и не монстры.

Конечно, Феттель безжалостен, как и Уэббер (об этом можете спросить нескольких его бывших напарников). Этим отличается и Фернандо Алонсо. Даже великим чемпионам ––Айртону Сенне, Алену Просту, Джеку Брэбэму, Джеки Стюарту и Хуану-Мануэлю Фанхио – присуща эта черта. У каждого гонщика это качество проявляется в разной степени, но все они им обладают, поскольку это одно из составляющих успеха.

«Я не считаю себя плохим парнем», - сказал Феттель в Шанхае, оправдывая свои действия на Гран При Малайзии.

И никому другому не следует этого делать.

Себастьян Феттель
Себастьян Феттель

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle