Racing (точка) Force India. Неоконченная пьеса...
За последние пять-шесть недель команда Force India стала едва ли не главным ньюсмейкером в мире автоспорта. И повод был более чем весомым – смена владельцев происходит не каждый день. Какие события сопровождали довольно загадочный процесс проведения тендера, и что с командой будет дальше? Давайте разберемся...
Force India – довольно необычная команда Формулы 1. Она постоянно путает карты всем аналитикам и экспертам Больших Призов, которые очень любят писать о том, что в Ф1 команды способны показывать результат только при наличии баснословного бюджета.
За минувшие год-два позитивных в финансовом отношении новостей, касающихся коллектива из Сильверстоуна, припомнить сложно – проблемы с налогами совладельцев, растущие долги перед поставщиками и кредиторами, задержки зарплаты, забастовки сотрудников…
И на фоне этого стабильно потрясающие выступления пилотов команды. Два последних года Force India неизменно занимала высокое четвертое место в Кубке конструкторов, а в этом году пока только Серхио Пересу, перед которым у команды также возникла немалая задолженность, удалось подняться на подиум, не будучи пилотом команд из первой тройки.
В какой-то момент показалось, что негативные новости про Force India – это такой неотъемлемый атрибут чемпионата мира. Но, увы, бесконечно так продолжаться не могло, и 27 июля нынешнего года грянул гром в виде объявления о введении в коллективе внешнего управления в лице компании FRP Advisory LLP, которая ранее, в начале 2017 года, пыталась, но не смогла спасти команду Manor, а до этого – Caterham.
Здесь стоит упомянуть, что за четыре дня до этого в немецкой прессе появились слухи о том, что канадский миллиардер и отец гонщика Williams Лоуренс Стролл уже выкупил активы команды. Согласитесь, это не самая обычная хронология событий, когда новость о выкупе команды появляется раньше известий о введении внешнего администратора. Возможно, это были лишь слухи, но, быть может, именно в этом факте, оставленном многими без внимания, и кроется суть разбирательств, о которых речь пойдет позже. К тому же, источник этих разговоров – издание Auto Bild, первый выпуск которого вышел в далеком 1986 году, – желтой прессой-однодневкой точно не назовешь.
Сразу после введения администрации стало известно, что юридические действия были инициированы компанией, связанной с одним из гонщиков команды, а именно Серхио Пересом. В своем заявлении мексиканец оправдал свои действия не стремлением получить задолженность, а попыткой спасти коллектив. Что двигало им на самом деле, вряд ли кто узнает.
На этом этапе в истории с продажей команды Force India впервые появилось упоминание компании "Уралкалий" – одного из спонсоров коллектива, наклейки которого красуются на розовых шасси VJM11.
Также среди потенциальных покупателей команды фигурировала компания Rich Energy, но ее заявка почему-то никогда не внушала доверия. То ли это связано с одиозностью личности исполнительного директора британской компании Уильяма Стори, то ли с их методами ведения дел. Напомним, что еще 10 июня Уильям публично заявил, что сделка по приобретению активов Force India близится к завершению, после чего команде пришлось срочно опровергать эти слова.
К тому же, после начала процесса банкротства Rich Energy предложила 30 миллионов фунтов в качестве спонсорского контракта для спасения команды, что не устроило Высокий суд. Откуда взялась сумма в 30 миллионов, тоже не совсем понятно. Такое ощущение, что это были все карманные деньги Уильяма Стори. В общем, в Формуле 1 так дела не делаются.
Примерно в это же время среди команд Формулы 1 было проведено голосование по поводу сохранения Force India в случае ее продажи права на причитающиеся им выплаты за последние годы – так называемую Колонку 1 от FOM. Любопытно, что три команды, а именно McLaren, Renault и Williams, высказались против, что могло привести к полному краху коллектива из Сильверстоуна. Но уже на следующий день спортивный директор Больших Призов Росс Браун заверил, что сделает всё, чтобы сохранить Force India в Формуле 1. И ведь сделал – не прошло и месяца, а все команды единогласно, пусть и не очень охотно, согласились на сохранение выплат от FOM за новообразованной дружиной. Какие доводы нашел Росс – неизвестно, но они оказались очень убедительными.
А уже через неделю после этих событий – 7 августа – появилось официальное подтверждение того, что консорциум, созданный Лоуренсом Строллом, спас Force India от банкротства, выкупив активы команды. Также стало известно, что посредником в переговорах выступил не кто иной, как бывший исполнительный директор Больших Призов господин Берни Экклстоун.
Это было в начале августа, когда в Формуле 1 продолжался летний четырехнедельный перерыв между гонками, и мало кто задумывался о том, в каком обличье команда приедет на Гран При Бельгии в конце месяца.
Первые тревожные новости появились, когда по прибытии в Спа на трейлерах розовой команды и рекламных планшетах были удалены привычные глазу упоминания о Sahara Force India. Чуть позже выяснилось, что из-за проблем с законом бывших владельцев команды для финализации сделки потребовалось согласие от 13 индийских кредиторов, которое вовремя получено не было.
Фактически всё, что было сделано, это создана компания Racing Point UK, подконтрольная юридическому лицу Racing Point Limited, оформленному на британских Виргинских островах, и выкуплены машины, всё оборудование и инфраструктура, необходимые для участия в гонках. За исключением... самого права на участие.
Таким образом, коллектив рисковал вовсе пропустить этап в Бельгии. Но очень вовремя было найдено соломоново решение – команда спешным образом была переименована в Racing Point Force India, лишена заработанных в сезоне очков и на Гран При предстала в виде совершенно новой конюшни.
Как вся эта ситуация виделась изнутри команды?
Отмар Сафнауэр, оказавший содействие команде при переходе к новым владельцам, сменил кресло операционного директора на высший руководящий пост и поделился своим мнением о происходящем во время бельгийского этапа.
«Это необходимо было сделать, – сказал Отмар в интервью журналистам в паддоке. – Не сказал бы, что это был выматывающий процесс, но было непросто. Однако теперь уже всё позади. Сделка завершена, и у нас есть всё необходимое, чтобы гоняться.
Мы будем продолжать делать то, что у нас лучше всего получается – у нас в распоряжении есть все ресурсы и инфраструктура для этого.
Что касается финансовых вопросов, то новые владельцы выплатят все долги на сто процентов. Так что в этом плане мы выйдем в абсолютный ноль. У нас есть краткосрочный план развития, и мы знаем, что нам нужно нанять еще определенное количество сотрудников и провести доработку нашего оборудования, и это будет сделано».
Казалось бы, на этом счастливую историю о переходе активов команды новым владельцам можно было заканчивать, если бы не одно но...
21 августа официальные представители компании "Уралкалий" заявили, что считают проведенную сделку по выкупу собственности Force India консорциумом Лоуренса Стролла нечестной, непрозрачной и неэффективной по отношению к команде, ее сотрудникам и кредиторам.
Как выяснилось, российская компания предлагала внешним администраторам из FRP Advisory LLP во главе с Джеффри Роули условия, ни в чем не уступавшие условиям Стролла и его партнеров. Однако в какой-то момент временные владельцы команды прекратили всяческое общение и не выходили на связь, после чего выпустили уведомление о том, что покупатель найден.
Изначально в компании "Уралкалий" не собирались подавать в суд на столь странное решение администраторов, принятое в одностороннем режиме, но через четыре дня изменили свое мнение и установили крайний срок перед FRP Advisory LLP, обязав ее тем самым до 10 сентября объяснить, как именно проходил тендер на покупку Force India. В противном случае будет подан соответствующий иск в суд.
Так что розовой команде пока еще рано надевать розовые очки – история с их выкупом еще далеко не окончена.
Что касается выступления на Гран При Бельгии, то старая новая команда осталась верна своему лозунгу «чем хуже, тем лучше». Второй ряд на стартовой решетке и пятое и шестое места на финише иначе как чудом не назовешь. Таким образом, всего за одну гонку они сумели опередить в Кубке конструкторов команду Williams и лишь на одно очко не дотянулись до Sauber.
Что ждет коллектив из Сильверстоуна в ближайшем будущем? Сейчас этого сказать не может никто. По крайней мере до 10 сентября их новым владельцам ничто не угрожает, а что будет потом, вы узнаете из новостей на сайте AUTOSPORT.com.ru...
Автор материала: выпускающий редактор AUTOSPORT.com.ru Александр Гинько