Что не так со Стоффелем Вандорном?
Участник программы поддержки McLaren считался одним из самых талантливых гонщиков нового поколения. Но теперь многообещающая карьера бельгийца в Ф1 рискует оборваться после двух полных сезонов. Причину ищет известный британский эксперт Уилл Бакстон…
Это было в дни проведения гоночного уик-энда Гран При Монако в 2013 году. Мэтт Бишоп, занимавший в то время должность главы пресс-службы McLaren, пригласил меня в зону гостеприимства команды из Уокинга: «У тебя есть время на чашку кофе? Хочу тебя кое с кем познакомить».
Когда мы подошли к столику, где в одиночестве сидел тинейджер с непритязательной внешностью, он сказал: «Уилл, познакомься, это Стоффель, следующий чемпион McLaren».
Парень явно засмущался, но в то же время по выражению его лица было видно, что он не в первый раз слышит эти слова от Мэтта.
Менее чем через год я стал свидетелем его изумительного выступления в GP2 на этапе Бахрейне, который мне довелось комментировать.
Да, я стал изучать статистику выступлений Вандорна в предыдущих младших сериях, читал о его подвигах на гоночных трассах, видел основные моменты его выступлений в роликах на YouTube, но до старта сезона GP2 в 2014 году я ни разу видел его воочию на трассе.
И вот в Бахрейне Стоффель оказался неподражаем. Поул и победа в дебюте! Увы, на нескольких следующих этапах его команда [ART Grand Prix] столкнулась с серьезными проблемами с резиной, что стоило Стоффелю важных очков, которых он недосчитался в конце сезона. Но сам он выступал безупречно. Чемпионат Вандорн закончил на второй строчке [уступив 47 очков Джолиону Палмеру], и я тогда открыто сказал, что это самый впечатляющий дебют в GP2 со времен Льюиса Хэмилтона.
Его уверенность в себе и гоночное мастерство были просто запредельными.
Следующий сезон Стоффель провел просто играючи. Он одержал семь побед [установив рекорд, с которым через два года сравнялся Шарль Леклер] и набрал почти вдвое больше очков, чем его ближайший преследователь Александер Росси. Вандорн был просто вне конкуренции. А ведь состав участников в этот раз был конкурентоспособным. Кроме Росси, будущего победителя «Инди 500» и претендента на титул в IndyCar в этом году, в GP2 в том сезоне выступали такие талантливые пилоты, как Пьер Гасли, Сергей Сироткин, Митч Эванс, Алекс Линн, Раффаэле Марчелло, Оливер Роуленд. И все они, за исключением Росси, уступили Вандорну по итогам сезона больше 200 очков!
Дебют бельгийца в Формуле 1 был не менее впечатляющим. Первая гонка снова выпала на этап в Бахрейне, но в этот раз у него за плечами не было даже минимальной подготовки. Решение о замене травмированного Фернандо Алонсо было принято в самый последний момент. Причем Стоффель тогда находился в Японии, где готовился к дебюту в местной СуперФормуле. В срочном порядке он вылетел на Ближний Восток и прямо в полете изучал документацию по машине. Но тем не менее через несколько дней он опередил на две позиции опытного напарника, чемпиона мира Дженсона Баттона, а в гонке набрал очки.
Конечно, для меня, как и для всех, кто знал о нем и следил за его восхождением по автоспортивной лестнице, такое выступление не стало открытием. Отнюдь, Стоффель сделал как раз то, чего мы от него ждали.
Учитывая все это, мне кажется непостижимой мысль о том, что теперь такой талант рискует покинуть Формулу 1. Это драматичная и раздражающая ситуация.
Но как же дошло до такого?
Безусловно, результаты Вандорна даже близко не соответствовали тем ожиданиям, которые были на момент его дебюта в Формуле 1. Ну, а о каких результатах можно говорить, если даже Фернандо Алонсо за рулем такой машины с трудом боролся за более-менее приемлемые позиции?
Прошлый сезон Стоффель закончил лишь в четырех очках позади титулованного партнера по команде, но, похоже, на это мало кто обратил внимание. Если смотреть на статистику, то с точки зрения скорости бельгиец выглядел на фоне Алонсо гораздо лучше, чем многие предыдущие напарники двукратного чемпиона мира.
Тем не менее, есть ощущение, что все-таки Стоффель в этом году выступает недостаточно хорошо, в квалификации он выглядит не лучшим образом, а в гонках крайне редко демонстрирует задатки будущего чемпиона. Возникает вопрос: почему?
Фернандо Алонсо: С машиной Вандорна что-то явно не так
Наверное, кто-то скажет, что он просто не гонщик уровня Формулы 1. Ведь история знает немало примеров, когда талантливый юниор достигал вершины автоспорта, и вдруг выяснялось, что он добился своего максимума.
Возможно, проблема в нас: мы возлагаем слишком большие надежды на следующее поколение и торопимся называть чемпионов младших серий будущими звездами. Может быть, Стоффель не так уж и хорош, и в молодежных сериях у него были не так сильные соперники, как теперь в Формуле 1. Хотя лично я так не думаю.
Вполне вероятно, что дело в команде. В последние годы McLaren не раз меняла состав пилотов, и сложилось такое впечатление, что в Уокинге не лучшим образом работают с молодежью. Вспомните примеры Кевина Магнуссена, Серхио Переса и Хейкки Ковалайнена.
Учитывая все перемены за последние десять лет – от провальной смены поставщика двигателей до постоянных кадровых перестановок – даже самый ярый фанат McLaren наверняка признает, что атмосфера в команде не самая идеальная для того, чтобы молодой гонщик мог учиться и прогрессировать.
Жак Вильнёв: Возможно, Вандорну достаточно одного факта выступления в Формуле 1
Пойдет ли Вандорн по пути Ковалайнена, карьера которого после ухода из McLaren сошла на нет, или сможет последовать примеру Магнуссена и Переса, сумевших воспользоваться полученным опытом для дальнейшего развития карьеры? Может быть, все, что нужно сейчас Вандорну – это как раз сменить обстановку и реализовать свой талант, который признают многие.
Но действительно ли он так талантлив, как мы думали раньше? Печальнее всего будет, если Стоффель навсегда покинет Формулу 1 в конце этого года, и мы никогда не узнаем ответ на этот вопрос....