Как Кими Райкконен повлиял на судьбу… Red Bull Racing...

Джеймс Уикс
13 сентября 2018 в 9:48
Фото: Grand Prix Girls

Старту карьеры чемпиона мира 2007 года, которая и не думает заканчиваться, добрых 17 лет назад пытался воспрепятствовать не только президент FIA Макс Мосли, но и… Дитрих Матешиц, компания которого спонсировала Sauber. Более того, судьба концерна Red Bull в Формуле 1 могла сложиться совсем иначе, а Себастьян Феттель мог не стать четырехкратным чемпионом мира, если бы не принципиальность Петера Заубера. Интересно? Почитаем...

Несмотря на долгий период без побед, мало кто в действительности сомневается в невероятном, уникальном таланте Кими Райкконена.

Потрясающая скорость вкупе с невообразимой смелостью, решимостью и интеллектом поставили 38-летнего финна в один ряд с величайшими гонщиками современности, к коим из действующих пилотов можно также причислить Себастьяна Феттеля, Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона.

Но первым его талант разглядел Петер Заубер. Немногословный основатель одноименной швейцарской компании по производству спортивных автомобилей в 2000 году с подачи Дэвида Робертсона рискнул подписать контракт с молодым финном, едва говорившим по-английски, но уже в то время прекрасно владевшим гоночным языком.

Уже через год Кими перейдет в прославленную команду McLaren, затем будет титул в Ferrari… Но это все знают, это уже история.

Однако старт карьеры Райкконена оказался не так легок. Мы уже писали о том, как бывший на тот момент президентом FIA Макс Мосли пытался воспрепятствовать дебюту финского юнца в Больших Призах, но не он один был не в восторге от того, что какой-то выскочка из далекой северной страны без большого опыта пилотирования формульной техники вдруг сядет и поедет сезон в качестве боевого пилота.

В то время титульным спонсором Sauber была небезызвестная компания по производству газировки Red Bull, и именно австрийский концерн чуть не сорвал планы команды по приглашению Кими.

Можно сказать, что коллектив из Хинвила стал своеобразной точкой входа в Формулу 1 для Red Bull. Производитель начал спонсировать Sauber в 1995 году и со временем выкупил часть акций команды. Кроме того, у австрийского концерна на тот момент уже была своя конюшня в Формуле 3000 (главной молодежной серии тех лет) и очевидное стремление вывести одного из своих воспитанников в Ф1.

Кими Райкконен © WordPress.com
Кими РайкконенФото: WordPress.com

В то же время к 2000 году швейцарской команде надоело "катать ветеранов". Да, у них был большой опыт, но и зарплату приходилось платить немалую при том, что результатов они практически не показывали.

Жан Алези, Джонни Херберт, Мика Сало – все они прошли через Sauber и не оставили следа, и в 2001 году в команде решили обратить взор в сторону молодежи.

Место в первой боевой машине забронировал Ник Хайдфельд – протеже McLaren, в 1999 году выигравший первенство Ф3000 и показавший неплохие задатки годом позже в многострадальной команде Prost-Peugeot в Формуле 1.

Кими Райкконен не был первым кандидатом на место напарника немца. Изначально в команде связались с менеджментом Дженсона Баттона на предмет его доступности в сезоне-2001. Там им ответили, что у британца есть контракт с Benetton, но они были бы заинтересованы в трудоустройстве другого юного таланта из их системы.

Райкконену на тот момент было 22 года, и опыта ему явно не хватало. Он провел всего 23 гонки в Формуле Renault – категории, отстоящей от Больших Призов сразу на несколько порядков. Зато на пути к титулу в британском первенстве финн выиграл больше половины проведенных заездов, и все ожидали, что он, скорее всего, переберется на следующий уровень – в Формулу 3 или Ф3000. Однако в Sauber решили рискнуть и позвали его на тесты.

Петер Заубер: Чемпион мира вернулся в свой второй дом

Кими впервые сел за руль гоночной машины Ф1 в сентябре 2000 года в Муджелло и сразу же поехал быстро, несмотря на огромную разницу в технике по сравнению со всем, чем ему до этого доводилось управлять.

Команда была просто поражена таким дебютом юного финна, и не она одна. Сам Михаэль Шумахер, одновременно проводивший тесты с Ferrari на пути к своему третьему чемпионскому титулу в карьере, сказал инженеру Sauber Джеки Икеларту, что у их кандидата огромный потенциал.

Кими Райкконен, Хуан Пабло Монтойя, Фернандо Алонсо, Энрике Бернольди © Reddit
Кими Райкконен, Хуан Пабло Монтойя, Фернандо Алонсо, Энрике БернольдиФото: Reddit

Изначальный план команды из Хинвила состоял в том, чтобы на год пригласить Райкконена на роль тест-пилота, чтобы он набрался опыта, но Икеларт, поверив Шумахеру, настоятельно посоветовал руководству посадить финна сразу в боевой кокпит.

Позже в том же месяце Кими провел еще одни тесты, на этот раз бок о бок с тест-пилотом Sauber Энрике Бернольди.

Бразилец только что завершил свой второй сезон в Ф3000 за команду Red Bull Junior Team, в лучшей своей гонке став четвертым в Сильверстоуне. Он был неплохим гонщиком, но не более того, и на совместных тестах Райкконен его опередил на трассе.

Однако у Бернольди был могущественный покровитель в лице владельца концерна Red Bull Дитриха Матешица, и австриец явно дал понять команде, что хотел бы видеть своего подопечного в гоночном кресле в сезоне-2001.

Именно это привело к серьезному конфликту двух сильных личностей – Матешица и Заубера, – не привыкших отступать. И на этот раз никто из них не собирался идти на уступки.

Президент FIA встал на сторону Дитриха – ему казалось, что юному финну еще рано дебютировать в Больших Призах и нужно еще годик откатать в Ф3 или Ф3000. Чемпион мира 1997 года Жак Вильнёв также публично высказался за то, чтобы Кими повременил с дебютом в Ф1.

Однако Петер не пошел на поводу у влиятельной общественности и остался верен своему плану. Так Кими получил место боевого пилота Sauber в 2001-м. Матешиц остался очень недоволен таким поворотом и спонсировал Бернольди на участие в сезоне в составе команды Arrows.

После успешного дебюта Райкконена на Гран При Австралии, где он занял шестое место, Заубер и Матешиц объявили о разрыве отношений в конце сезона.

Кими Райкконен © RaceFans
Кими РайкконенФото: RaceFans

«Я понимаю, они думали, что их будут слушать, – сказал тогда Петер. – Но командой должен управлять только один человек – и именно поэтому мы расстаемся с Red Bull по окончании чемпионата».

Даже пару месяцев спустя, несмотря на отличное выступление финна, Матешиц продолжал утверждать, что Бернольди справился бы с этой работой не хуже.

«Кими отлично проделал свою работу и продемонстрировал свой талант, – заявил австриец. – Он показал себя настоящим профессионалом.

Но не стоит говорить, что Энрике выступил бы хуже. Я лично уверен, что в Sauber он добился бы не меньших успехов, чем Кими».

Время показало, что Матешиц вряд ли был прав. После ухода из Ф1 в 2002-м бразилец поездил еще в паре формульных серий, а затем переключился на местные чемпионаты сток-каров и GT.

Как бы то ни было, отношения между Red Bull и Sauber все же были спасены – в немалой степени благодаря успешным выступлениям финна.

Поняв, что Кими является поистине блестящим гонщиком с огромным потенциалом, Дитрих продолжил спонсировать команду – свои логотипы на комбинезоне звезды никогда не помешают.

И все же яблоня раздора была посажена – масштабы финансовой поддержки команды снизились по окончании сезона, когда Райкконен подписал контракт с McLaren. Тем временем в Red Bull продолжили поддерживать Бернольди в Arrows, пока команда не прекратила свое существование посреди сезона-2002, а затем переключились на спонсирование Кристиана Клина в Jaguar в 2004-м.

Кими Райкконен © Scuderia Ferrari
Кими РайкконенФото: Scuderia Ferrari

Ситуация с Райкконеном показала Матешицу, что за один лишь спонсорский пакет в Формуле 1 невозможно получить доминирующее право голоса. Несмотря на финансовую поддержку, все ключевые решения принимались самим Петером Заубером. И именно это навело его на размышления о собственной команде в Больших Призах.

В результате в 2004 году Матешиц выкупил команду Jaguar, которая годом позже была переименована в Red Bull Racing.

Так что если бы не Кими, кто знает, как сложилась бы судьба титулованного в будущем концерна, четырежды приведшего пока еще нынешнего напарника Райкконена Себастьяна Феттеля к чемпионству…

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.hitc.com/en-gb/2014/06/25/when-red-bull-rejected-raikkonen/page/1/

Кими Райкконен и Себастьян Феттель © South China Morning Post
Кими Райкконен и Себастьян ФеттельФото: South China Morning Post

Комментарии для сайта Cackle