Джузеппе Фарина. Ангел в бесовском обличии и первый чемпион мира Ф1

Найджел Робак
24 октября 2018 в 11:24
Фото: autosport.com

Доктор Эмилио Джузеппе «Нино» Фарина известен тем, что стал первым в истории обладателем звания чемпиона мира Формулы 1 и первым победителем Гран При Ф1 в Сильверстоуне в далеком 1950-м. Но был ли он джентльменом на трассе? Увы, своим современникам он запомнился совсем иным. Вспомним вместе с Найджелом Робаком...

Несмотря на то, что гонки Больших Призов проходили к тому моменту уже четверть века, первое официальное и полноценное первенство мира Формулы 1 состоялось в 1950 году.

Всё началось в мае в английском Сильверстоуне, а гонщик, ставший обладателем поула, также выиграл гонку и установил лучший круг. Им был будущий чемпион мира Джузеппе «Нино» Фарина.

Родившись в зажиточной туринской семье в 1906 году, Джузеппе выиграл несколько крупных гонок в 30-е годы, пилотируя Maserati и Alfa Romeo, но, как и в случае с немецким пилотом Германом Лангом, его лучшие годы были потеряны из-за Второй мировой войны.

В 1936 году Нино присоединился к Скудерии Ferrari, затем пилотировал Alfa, а когда два года спустя Тацио Нуволари перешел в Auto Union, стал безусловным номером один в коллективе Энцо.

И даже в эти ранние годы своей карьеры доктор Фарина – к тому времени он уже успел получить докторскую степень (по одним данным, в области политики, по другим – в инженерии) – славился неуступчивым, если не сказать больше, характером на трассе. Он абсолютно безжалостно расправлялся со своими соперниками по дорожному полотну.

Будучи лидером на Гран При Довиля в 1936 году, Джузеппе в борьбе вытолкнул с трассы Марселя Леу, а в те годы это было не таким пустяком, как сейчас, когда машины Ф1 неубиваемые, а зоны безопасности простираются до ближайшего пригорода. Леу погиб, а двумя годами позже при похожих обстоятельствах Фарина "разделался" с Ласло Хартманом в Триполи. Итог также оказался фатальным для соперника итальянца.

Фарина © autosport.com
ФаринаФото: autosport.com

Фарина был непреклонен и не собирался изменять себе. Стирлинг Мосс, соперничавший с Фариной в Формуле 1 в 50-е, так вспоминал его: «Без сомнений, он был великим гонщиком. Мне очень нравился его стиль пилотирования – с расслабленными вытянутыми руками. Я даже пытался его копировать.

Но в борьбе на трассе Фарина был настоящим отморозком. Если он обходил тебя на круг, не дай Бог тебе было проявить хоть какое-то сопротивление – он бы без раздумий выкинул тебя с дороги. И ему было без разницы – опытный ты гонщик или новичок.

В те годы "грязное вождение" было не в чести в гонках, но он был иным...»

После войны Фарина присоединился к заводской команде Alfa Romeo вместе с Акилле Варци, Жаном-Пьером Вимилем и Феличе Тросси. В 1946 году он выиграл Гран При Наций в Женеве, но в конце сезона покинул Alfa и следующий год провел вне гонок.

Вернувшись в 1948 году, он за рулем собственной Maserati одержал победу на Гран При Монако.

Фарина © autosport.com
ФаринаФото: autosport.com

К концу десятилетия в команде Alfa многое поменялось: Варци погиб в 1948-м, Вимиль – в начале 1949-го, а еще через несколько месяцев от рака скончался Тросси. Таким образом, в 1950-м трио коллектива составляли три Ф: Луиджи Фаджиоли, Нино Фарина и Хуан Мануэль Фанхио.

Аргентинец был, безусловно, лучшим гонщиком в команде, но Фарина не собирался уступать ему без боя. Фанхио одержал победы в Спа, Реймсе и Монако, на что Джузеппе ответил триумфами в Сильверстоуне, Берне и Монце и стал чемпионом мира с разницей в три очка.

В следующем году Фарина выиграл лишь одну гонку – в бельгийском Спа, – а главным оппонентом Хуана Мануэля в том сезоне стал Альберто Аскари из Ferrari. Таким образом, Джузеппе больше не воспринимали как лучшего итальянского гонщика, но он не хотел с этим мириться.

В 1952 году, когда Alfa покинула чемпионат мира, он присоединился к Аскари в Ferrari – как раз на пике формы Альберто. С июня 1952-го по июнь 1953-го будущий чемпион мира не проиграл ни одной гонки, а единственная победа в Нюрбурге в августе 53-го пришла к Нино лишь после схода Аскари.

Фарина © autosport.com
ФаринаФото: autosport.com

Несмотря на это, у Фарины в том году было несколько триумфов в гонках вне первенства мира и в целом сезон прошел для него неплохо. В свои 47 лет он не собирался уходить на покой, хотя, возможно, лучше ему было бы так и сделать.

После перехода Аскари в Lancia Фарина должен был стать номером один в Маранелло в 1954-м, но за аварией в гонке Милле Милья последовала еще одна – на тренировке перед 1000-километровой гонкой Supercortemaggiore, которая проходила в Монце, когда бензобак на его машине оказался пробит сломавшимся приводным валом. Джузеппе сильно пострадал в последовавшем пожаре, и вряд ли на дебютном этапе сезона-1955 в Аргентине был в своей лучшей форме.

И хотя там он финишировал вторым, было очевидно, что тот год стал началом эпохи Mercedes W196, и противопоставить им Ferrari было нечего, кроме своей трудноуправляемой Squalo.

В Монако Нино стал четвертым с большим отставанием, но Спа – любимый трек итальянца – дал ему возможность проявить свои бойцовские качества – как хорошие, так и не очень. Тогда как Фанхио и Мосс скрылись из виду, Джузеппе ввязался в отчаянное сражение с Эудженио Кастеллотти на Lancia.

Фарина © autosport.com
ФаринаФото: autosport.com

Будучи вдвое моложе Фарины, Кастеллотти считался восходящей звездой итальянского автоспорта, и ветеран решил использовать все трюки из твоего репертуара, пару раз серьезно выдавив соперника в направлении пит-лейна на спуске к «Красной воде». В те годы там, разумеется, не было никакого пит-уолла, и механики были вынуждены бросаться врассыпную.

Вовремя сломавшаяся коробка передач на машине Эудженио, возможно, спасла ему жизнь, и хотя Фарина финишировал на подиуме, его отставание от соперников из Mercedes составило полторы минуты. После финиша он сообщил Энцо Феррари, что не намерен продолжать выступать за его команду.

Тем летом, после гибели Аскари, Lancia покинула спорт, передав свои D50 команде Ferrari, и Фарина вернулся, чтобы пилотировать одну из этих машин в Монце. На тренировке итальянец показал пятое время, но в гонке проблемы с шинами привели к сходу.

Это был последний раз, когда чемпион мира 1950 года управлял машиной Формулы 1, а его карьера завершилась безуспешными попытками квалифицироваться на Инди 500 в 1956 и 1957 годах.

Фарина © autosport.com
ФаринаФото: autosport.com

Когда я спросил у Фанхио, каким он запомнил Фарину, он закатил глаза.

«Он был странным парнем, – сказал он после паузы. – Когда кто-то из его соперников попадал в серьезную аварию, он никогда не приходил навестить его в больницу. А когда я сам позже пришел к нему, он спросил, зачем я это сделал.

Я сказал, что хотел поддержать его, на что он ответил: «Ты должен только радоваться, что в следующей гонке у тебя будет на одного соперника меньше!»

Фарину трудно отнести в одну категорию с Аскари и Моссом, но он был великим гонщиком. Он был невероятно быстр на трассе, хотя подъезжать к нему близко мне никогда не хотелось. Он был безумным. Да просто чокнутым! Я терпеть не мог ездить с ним рядом в трафике».

Десятью годами позже Фарина поучаствовал в съемке легендарного фильма «Гран При» и в июне 1966-го отправился в Реймс на Гран При Франции. На горной обледенелой дороге неподалеку от Шамбери Джузеппе не справился со своей Lotus Cortina, и его путь оборвался навсегда...

Фарина © autosport.com
ФаринаФото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle