Гран При Абу-Даби. Не блокбастер, но история
Финальную гонку сезона-2018 скучной не назовёшь. В ней было все: и леденящая авария, и тактические схемы, и технические проблемы. Владимир Башмаков разбирает Гран При, который, вероятно, станет последним в карьере Фернандо Алонсо в Ф1 и, верим, что не последним – для Сергея Сироткина...
Льюис Хэмилтон одержал в Абу-Даби 73-ю победу в карьере и 11-ю в сезоне. Таким образом, он выиграл больше половины Гран При чемпионата. Компанию на подиуме ему составили Себастьян Феттель и Макс Ферстаппен. Интересно, что они провели вместе уже 81-ю гонку в Формуле 1, но все трое вместе поднялись на подиум только в пятый раз.
Верная стратегия Хэмилтона
На седьмом круге на трассе был установлен режим виртуальной машины безопасности из-за того, что у Кими Райкконена возникли технические проблемы и выключилась вся машина. Так что 151-й и последний старт за Ferrari для финна закончился сходом, а остальным пилотам он предоставил возможность поиграть с тактикой, рано заехав на пит-лейн. Дело в том, что в теории самый жёсткий из представленных составов шин в Абу-Даби мог выдержать все 55 кругов, и перейти на него можно было уже в самом начале. Это, правда, сделали всего три гонщика – Хэмилтон, а вместе с ним Шарль Леклер и Роман Грожан.
У Льюиса, да и у команды были сомнения в верности этого хода, но он без проблем преодолел 47 кругов на Supersoft. Эта остановка, во время виртуальной машины безопасности, давала преимущество от 6 до 11 секунд по сравнению с пит-стопом в боевом режиме. К тому же в Mercedes боялись возможного "подкопа" со стороны соперников. После гонки в команде сказали, что если бы они не рискнули, а соперники бы остановились, итог гонки легко мог бы быть другим. Отметим, что у британца был запас по скорости, что отметили и Феттель, и босс Mercedes Тото Вольф. В конце дистанции, когда немец начинал приближаться к пятикратному чемпиону мира, тот использовал свои резервы.
В Ferrari, скорее всего, не решились бы на раннюю остановку, так как в пятницу у итальянской команды уже несколько Гран При подряд отмечался перерасход шин во время гоночных симуляций. И хотя на самом жёстком комплекте он проявлялся в наименьшей степени, рисковать в Скудерии не стали. Перед седьмым кругом Феттель проигрывал Хэмилтону около четырех секунд, а после своего пит-стопа на 15-м круге уступал уже 15,4 секунды. Конечно, не все 11 секунд британец выиграл за счёт остановки в режиме виртуального сейфти-кара, но большую часть точно.
К тому же у немца был медленный пит-стоп, механики сработали за 3,7 секунды, что на 1,2 секунды медленнее пит-стопа Боттаса, который провели кругом спустя. В итоге именно за финном Себастьян застрял после остановки. Но и Хэмилтон упёрся в Ферстаппена, до остановки голландца. Так что речь может идти как минимум о девяти секундах преимущества за счёт остановки в момент нейтрализации гонки режимом VSC.
Новые неприятности Боттаса
Феттель потерял много времени за Боттасом. Размен позиций произошёл, когда финн заблокировал колёса на пути в пятый поворот на 35-м круге, что было связано со сменой направления ветра. Затем на машине Валттери начались проблемы с задними тормозами, и он вынужден был смещать тормозной баланс вперёд. Через три круга его опередил Ферстаппен, это произошло в связке 11-12-13 поворотов. Макс прошёл Боттаса с контактом, и на машине пилота Mercedes вдобавок к проблемам с тормозами теперь ещё было повреждено днище. На 39-м круге его опередил Риккардо, а потом Боттаса завали на пит-стоп, чтобы сменить резину в целях предосторожности.
В итоге Валттери финишировал пятым, и в целом эта гонка стала отражением его сезона. Семь вторых мест без побед – это явно не тот рекорд, который хотел бы заработать пилот чемпионской команды. Боттас стал первым пилотом Mercedes после Михаэля Шумахера в 2012 году, который не выиграл ни одной гонки в течение сезона в составе «Серебряных стрел». Но в отличие от 2012-го, в этом году при 11-ти победах напарника форма коллектива из Бракли никак не может служить для финна оправданием.
Ферстаппену помешали технические проблемы
Макс Ферстаппен начинал финальный заезд сезона с шестого места. Днём ранее он был недоволен тем, что в квалификации команда отправила его на решающую попытку со слишком сильно нагретыми шинами. В гонке он был единственным среди пилотов топ-команд, кто стартовал на Hypersoft. Но должного преимущества из шин он извлечь не смог. В самом начале охлаждающая жидкость на его машине достигла своего допустимого предела, и блок управления двигателем автоматически понизил мощность силовой установки.
Пока Макс по командам инженера переключал мотор в нужный режим, время было потеряно. Вдобавок к потерянным позициям в начале дистанции был сейфти-кар, потом виртуальная машина безопасности, что также не позволило извлечь выгоду из старта на шинах Hypersoft.
На первом круге Макс оказался девятым, между Оконом и Пересом, а затем произошла авария Хюлькенберга и Грожана. В Red Bull не стали останавливаться в режиме виртуальной машины безопасности, так как побоялись, что их пилоты окажутся слишком глубоко в пелотоне. Макс был девятым, Риккардо шёл шестым, его на первом круге опередил Шарль Леклер. Ферстаппен оставался на трассе до 17-го круга, хотя шины стали серьёзно терять держак уже после 13-го. Впрочем, и в его пользу, и в пользу Риккардо, совершившего пит-стоп аж на 33-м круге, играло то, что RB14 очень бережно обращается с шинами.
В этой гонке Макс вновь проявил себя бескомпромиссным бойцом. После рестарта он почти с контактом прошёл Окона. Эстебану пришлось отруливать в шпильке седьмого поворота. Ферстаппен практически поставил перед ним выбор – столкнуться или отрулить. В своё время так действовал Сенна. Он давал понять соперникам, что не пойдёт на компромисс, и если тот не подвинется, то дело может дойти до контакта. Порой, так же действовал и Льюис Хэмилтон.
Обгон Боттаса не обошёлся без контакта, но сам Валттери не стал жаловаться на жёсткую борьбу, отметив, что никто не хотел сдаваться, и что это было жёсткое, но честное сражение. Опередив Боттаса, Макс оказался за своим будущим напарником по команде Пьером Гасли, который был круговым, и ехал за ним восемь кругов, пока у Гасли не отказал мотор Honda. Пилот Toro Rosso также недостаточно быстро ушёл с пути Макса и всем этим остался недоволен Хельмут Марко.
Кроме этого у Макса был залит маслом визор. Дело уже шло к финишу, до которого оставалось лишь семь кругов и наклеек на нём не осталось. Макс постарался стереть масло перчаткой, но только ещё хуже размазал его. Но несмотря на все проблемы, он заработал третье место в этой непростой гонке.
Риккардо проводил в Абу-Даби свой 150-й Гран-При в Формуле 1 и 100-й с командой Red Bull Racing. Он ставил себе в качестве цели подиум, но в итоге стал четвертым. Этот сезон, несмотря на две победы, в Китае и Монако, оставит у Дэна, скорее, плохие воспоминания. Восемь сходов с дистанции и ни одного подиума после гонки в Монако.
Саботаж Даниэля Риккардо в Red Bull – миф или реальность?
Лучшим из остальных на этот раз стал Карлос Сайнc, а Renault оформила четвёртое место в Кубке Конструкторов, и даже без смены юридического статуса Force India, она опередила бы команду из Сильверстоуна на 11 очков.
Авария Хюлькенберга и Грожана
Нико Хюлькенберг выиграл условный «чемпионат Б», по итогам года он стал седьмым, т.е. лучшим из остальных. Но гонка для немца закончилась уже в девятом повороте, когда он наехал своим задним правым колесом на переднее левое колесо Грожана. Произошёл леденящий кровь двойной переворот. Авария выглядела зрелищно и пугающе. Машина приземлилась на дугу безопасности и защиту головы.
Сам Нико сказал, что хотя авария выглядела страшно, удар был гораздо меньшим, чем во время аварий на свободных заездах в Японии и Бразилии. Впервые в своей карьере в Формуле 1 его машина перевернулась. Хюлькенберг легко отделался, избежав даже ссадин и ушибов. Скорость в этом повороте составляет примерно 90-100 км/ч. Немец сказал, что самая большая боль у него было от того, что гонка, к которой он готовился изо всех сих, завершилась так быстро.
Обороняясь от Окона, сам Хюлькенберг стал атаковать Грожана. Оба тормозили очень поздно на пути в связку восьмого и девятого поворотов. Нико не видел в зеркалах Романа и был уверен, что пилот Haas срезал поворот. Но француз был сбоку. Нико повернул в машину американской команды.
Авария вызвала много дискуссий касательно "ореола". Но сам Нико не уверен, что без него смог бы самостоятельно выбраться из машины. Чарли Уайтинг сказал, что защита головы, напротив, оставила больше места от асфальта. Ну, а перевернули машину в целях предосторожности, чтобы в случае травмы позвоночника пилот, выбираясь в очень не удобной позе, не навредил сам себе. Впрочем, момент, когда Хюлькенберг взволнованно говорил по радио о пожаре, заставил всех переживать в течение тех нескольких секунд, пока маршалы с огнетушителями не прибыли на место.
Последняя и не последняя гонка Алонсо и Сироткина
Вероятно, это была последняя гонка Фернандо Алонсо в Формуле 1. Мы не знаем, вернётся ли он в 2020 году, но, похоже, что шансы не очень велики. Сам Фернандо уже сказал, что определяющим фактором будет скорее не форма McLaren, о чём он говорил ранее, а его настроение.
В этой гонке испанец выжал всё, что мог. Уик-энд для команды из Уокинга был непростым, темпа не было начиная с пятницы. В конце гонки, атакуя изо всех сил в погоне за Магнуссеном и 1900-м очком в карьере, Алонсо трижды срезал шикану, каждый раз получая преимущество в секунду. Формально за это полагается дисквалификация, но судьи после финиша дали ему три пятисекундных штрафа.
Алонсо не вешает шлем на гвоздь. Впереди его ждёт длинное и интересное путешествие в других гоночных сериях. Ближайшую гонку он проведёт уже в конце января, это будет суточный марафон в Дайтоне, этап чемпионата IMSA. Вместе с командой Taylor Racing на прототипе Cadillac класса DPi у него есть отличные шансы на победу.
В Формуле 1 Алонсо оставил большое наследие. Он выиграл два чемпионских титула, один из которых в прямом сражении с великим Михаэлем Шумахером. Он одержал 32 победы и всегда боролся против лучших. Против пилотов, которые уже были или впоследствии становились многократными чемпионами… Он провел много классных сражений, завоевав любовь болельщиков по всему миру!
Для Сергея Сироткина уик-энд в Абу-Даби стал по его собственному признанию самым сложным в сезоне. Начиная с пятницы, у машины совсем не было темпа. И дело было не в какой-то фундаментальной проблеме.
В гонке на его машине перегревалась система ERS. В итоге Сергей вынужден был ехать медленнее, и его темп был на 2-3 секунды с круга ниже, чем мог бы быть. К сожалению, в следующем году россиянин не продолжит выступать за Williams и не останется в Формуле 1, по крайней мере, в качестве боевого пилота. Но стоит отметить, что Сергей выложился в этом году на все 100%, сделал всё, что мог, учитывая возможности машины, опередил более опытного напарника по команде в квалификациях со счётом 13-8, и часто лучше выглядел в гонках.
Марк Хьюз: Сироткин принадлежит к числу технических пилотов
Сергей – пилот с фантастическими техническими знаниями. О его технике пилотирования говорил его темп в Монако. Он очень быстр в медленных и техничных поворотах, которые часто определяют хороших пилотов от очень хороших. Конечно, все перед этим сезоном рассчитывали увидеть Williams на других позициях.
Сергей заслуживает возможность вернуться в Формулу 1 как никто другой. Будем надеяться и верить, что он вернётся.