«Когда он первый, его уже не догнать...» Легендарный Альберто Аскари

Эндрю Бенсон
26 мая 2019 в 10:18
Фото: Formula One

Для кого-то Аскари – это лишь поворот на трассе в Монце, но истинных поклонников автоспорта это имя переносит на семь десятилетий назад, когда в Формуле 1 гонялись не мальчики из богатых семей, а настоящие мужики...

Этим материалом мы открываем цикл статей от шеф-редактора отдела Ф1 на BBC Эндрю Бенсона о величайших гонщиках в истории Больших Призов. И начнем именно с Альберто Аскари. Не потому что на А, а потому что нам это кажется логичным. Попросту говоря, просто так захотелось, да и дата подходящая, ведь именно в этот день, 26 мая 1955 года... Впрочем, вы узнаете об этом в конце статьи...

Альберто Аскари был мало похож на современных героев Формулы 1. Двойной подбородок и пухлые щеки выдавали в нем, скорее, миланского булочника, но никак не рыцаря трассы.

И все же перед нами абсолютно бесстрашный гонщик, некогда безраздельно и безусловно доминировавший в гонках Гран При – просто не знавший себе равных, как никто до и после него.

Альберто Аскари © Hemmings Motor News
Альберто АскариФото: Hemmings Motor News

Статистика в Формуле 1 – вещь опасная и обманчивая, особенно когда с помощью нее пытаются сравнивать разные эпохи Больших Призов.

Но некоторые показатели и рекорды говорят сами за себя и живут в своем собственном пространстве. Только вдумайтесь – начиная с Гран При Бельгии 1952 года и до этого же этапа годом позже, то есть на протяжении 364 дней, в гонках Формулы 1 не побеждал никто, кроме… Альберто Аскари.

Таким образом, в 1952 году, когда итальянец завоевал свой первый из двух титулов с Ferrari, он одержал победу во всех гонках сезона, кроме первой, в Дижоне. А за два года Аскари выиграл 11 из 13 проведенных гонок.

За свою недолгую карьеру, трагически оборвавшуюся в 1955 году, Альберто стартовал в 32 заездах и стал лучшим в 13 из них, так что его доля побед перевалила за гроссмейстерские 40 процентов. Лучше этот показатель только у Хуана Мануэля Фанхио.

Вы скажете, у него не было достойных соперников? Да, в сезоне-1952 команда Ferrari доминировала, но не стоит забывать, что одним из напарников Аскари был не кто иной, как Джузеппе Фарина, который двумя годами ранее одолел в борьбе за первый в истории Ф1 титул самого Фанхио, сражаясь с ним за рулем одинаковых Alfa Romeo.

Фанхио пропустил большую часть сезона-1952 после аварии в Монце за год до этого. Но в 53-м аргентинец вернулся с Maserati и партнером по команде Хосе-Фройланом Гонсалесом – своим соотечественником, одержавшим первую победу в гонках Гран При в истории Ferrari в Сильверстоуне в 1951-м.

Кроме того, одним из партнеров Альберто по Ferrari был первый британский чемпион мира Майк Хоторн.

И именно Хоторн одним из первых отметил исключительность Аскари как гонщика.

«Альберто был быстрейшим гонщиком из тех, кого мне доводилось видеть. А ведь я видел и Фанхио...» – многозначительно сказал Майк, в 1958 году одолевший в борьбе за титул Стирлинга Мосса.

Судя по достижениям Аскари, он был настоящей машиной для побед. При этом многие отмечают флегматичный характер итальянца, склонного аналитически подходить к гонкам.

Альберто Аскари © Magnolia Box
Альберто АскариФото: Magnolia Box

В своей бледно-голубой рубашке и таком же шлеме Альберто смотрелся за рулем алой Ferrari очень необычно. У него была особенная посадка в кокпите. Сидел он прямо, даже немного наклонившись вперед – намного ближе к рулевому колесу, чем большинство его современников. Руки его при этом были сильно согнуты в локтях.

«У Аскари был свой неповторимый стиль пилотирования – невероятно точный и выверенный, – вспоминал основатель Скудерии Энцо Феррари. – Но это был гонщик, которому просто необходимо было лидировать с самого старта заезда. Когда он был впереди, обогнать его, по-моему, было просто нереально.

В игре в кошки-мышки он был неподражаем и непобедим. Именно здесь проявлялись его лучшие качества. В погоне за кем-то он выглядел не столь уверенно».

Как мы уже отметили, с 1952-го по 1953-й год Альберто Аскари редко видел кого-то на финишной черте впереди себя, но одним из таких случаев была Монца-1953.

Итальянец хотел выиграть эту гонку, венчающую сезон, несмотря на досрочно завоеванный титул, и на протяжении всей дистанции сражался с напарником по Ferrari Фариной, а также с пилотами Maserati Фанхио и его соотечественником Онофре Маримоном.

Лидируя в Параболике на заключительном круге дистанции, Альберто уткнулся в двух круговых перед собой, а давление сзади привело к тому, что его развернуло на трассе, и в него врезался Маримон. Победа была потеряна. Тогда Аскари еще не знал, что больше не выиграет ни одного заезда…

По большей части по финансовым соображениям Альберто в конце 1953 года объявил о переходе из Ferrari в делающую первые шаги Lancia с их инновационным, если не сказать революционным шасси D50.

Альберто Аскари, Lancia D50, Монако-1955 © pinterest.ru
Альберто Аскари, Lancia D50, Монако-1955Фото: pinterest.ru

Сдача проекта несколько раз переносилась по срокам, и сезон-1954 для команды начался, по сути, с последней гонки, хотя Аскари потешил свое самолюбие, выиграв знаменитую дорожную гонку Mille Miglia в ужасных погодных условиях, и опередив при этом всех своих соперников более чем на полчаса.

На Гран При Италии команда Ferrari предложила Альберто выступить за нее «по старой дружбе», и он любезно согласился. В той гонке итальянский пилот боролся за лидерство с Mercedes под управлением Фанхио, но отступил после отказа мотора.

Долгожданное шасси Lancia D50 дебютировало лишь в заключительной гонке сезона в Испании – на городской трассе Педральбес в одном из районов Барселоны.

Машина отличалась своей миниатюрностью по сравнению с соперниками, а ее цилиндрические топливные баки по бокам от шасси смотрелись совершенно футуристично.

К тому же, этой машиной оказалось не так просто управлять. Нужен был очень опытный пилот, который смог бы укротить это чудо техники, коим и стал Альберто Аскари.

В первой же квалификации за рулем D50 итальянец опередил доминировавшего на протяжении всего сезона Фанхио на Mercedes более чем на секунду, а в гонке лидировал первые девять кругов, пока не вышел из строя механизм сцепления.

Тогда казалось, что Хуана Мануэля ждет в сезоне-1955 упорное противостояние с Lancia, но, увы, история повернулась совсем иначе.

На первом этапе сезона в Аргентине Аскари смотрелся очень неплохо – квалифицировался вторым и лидировал в гонке, пока не развернулся на разлитом масле. Также итальянец выиграл внезачетные гонки в Неаполе и Турине.

В Монако Альберто разделил на старте два Mercedes Фанхио и Мосса. За 20 кругов до финиша итальянец захватил лидерство, и казалось, что победа была у него в кармане, но отказ тормозов привел к вылету с трассы прямо в залив. Аскари пришлось выплывать самостоятельно, но серьезных травм он не получил, если не считать разбитого носа.

Четыре дня спустя, 26 мая 1955 года, в доме Альберто в Милане зазвонил телефон – это был молодой протеже итальянца Эудженио Кастеллотти, с которым они должны были участвовать в составе Ferrari в гонке спорткаров в Монце в предстоящий уик-энд.

Альберто Аскари, Lancia D50, Монако-1955 © pinterest.ru
Альберто Аскари, Lancia D50, Монако-1955Фото: pinterest.ru

Кастеллотти как раз тестировал машину и спросил Альберто, не хочет ли он приехать посмотреть. Он не собирался садиться за руль в тот день, но после обеда не смог удержаться. Это было очень странно, поскольку у него с собой не было счастливого голубого шлема, без которого он никогда не садился в кокпит, к тому же, он дал себе зарок не гоняться по 26-м числам, ведь именно в этот день в июле 30 лет назад его отец Антонио погиб в гонке.

Как бы то ни было, 26 мая 1955 года Аскари сел за руль без всякой экипировки, взяв шлем и перчатки у напарника. Первый круг он преодолел медленно, на втором прибавил скорость, а на третьем…

Теперь в том месте трассы, где раньше был опасный левый поворот Vialone, располагается шикана, получившая имя Аскари, оставшегося лежать тогда на трассе, выброшенным из кокпита после нескольких переворотов машины.

По пути в госпиталь Альберто Аскари скончался от множественных переломов.

Но 26-е число, в которое случилось это трагическое происшествие, стало не единственным совпадением между гибелями отца и сына Аскари. Оба они покинули этот мир в возрасте 36 лет (причем Альберто был лишь на четыре дня старше отца), оба выиграли по 13 Гран При и пилотировали машины под номером 26. Оба погибли, не справившись с управлением на выходе из скоростных левых виражей, и оба – спустя четыре дня после серьезных аварий на других автодромах. После ухода отец и сын Аскари оставили супругу и двух детей.

Причины той злополучной аварии до сих пор остаются невыясненными.

«В тот день я потерял своего главного соперника, – вспоминал Хуан Мануэль Фанхио. – Аскари был гонщиком запредельного уровня, и я считаю последний мой титул обесцененным ввиду отсутствия основного оппонента. Он был велик».

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.bbc.com/sport/formula1/18826717

Машина Альберто Аскари © YouTube
Машина Альберто АскариФото: YouTube

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle