Он трассу-то знает? — Да-а-а! Каким был дебют Михаэля Шумахера в Ф1?

Хэмилтон Линдон-Гриффитс
14 августа 2019 в 10:18
Фото: readmotorsport.com

Каким был дебютный Гран При семикратного чемпиона мира Формулы 1 Михаэля Шумахера на знаменитой трассе Спа-Франкоршам в 1991 году? Вспомним...

В конце августа 1991 года сразу 34 гонщика решили попытать счастья и квалифицироваться на Гран При Бельгии в легендарном Спа. И в их числе был молодой немецкий пилот, договорившийся с Эдди Джорданом о выступлении за его команду, делающую свои первые шаги в Больших Призах. Вы, вероятно, догадались, что речь идет о ныне многократном триумфаторе Формулы 1 Михаэле Шумахере.

Трасса в бельгийских Арденнах во все времена ставила перед гонщиками самые сложные задачи и отделяла мальчиков от мужчин – испытать себя на ней мечтал и мечтает каждый пилот.

В тот уик-энд свои машины в Спа привезли сразу 19 команд, и среди них были зеленые в прямом и переносном смыслах Jordan, ведомые бывшим гонщиком из Ирландии Эдди Джорданом. Несмотря на свой дебютный сезон, команда отнюдь не собиралась исполнять роль мальчиков для битья – на момент гонки они набрали уже 13 очков в командном зачете и располагались на пятой строчке в Кубке конструкторов.

Однако в плане состава коллектив подошел к очередному этапу с определенными трудностями.

Михаэль Шумахер © readmotorsport.com
Михаэль ШумахерФото: readmotorsport.com

Франко-бельгийский гонщик Бертран Гашо выступал за команду с самого старта сезона, а на предшествующем этапе в Венгрии принес Jordan первый быстрый круг в гонке. Увы, но в Спа он приехать не смог, поскольку получил два месяца тюрьмы за стычку с водителем такси в Лондоне. Эдди срочно пришлось искать ему замену.

Ирландец обратил взор на 22-летнего Михаэля, успешно выступавшего за Sauber-Mercedes в спорткарах вместе с будущим пилотом Ф1 Карлом Вендлингером.

На тот момент Шумахер был уже довольно широко известной фигурой в узких кругах автоспорта – годом ранее он выиграл титул в немецкой Формуле 3, заодно опередив всех на Гран При Макао.

Джордан пригласил молодого Михаэля на тесты в Сильверстоун, где немец его буквально покорил своими навыками и быстротой адаптации к новой для себя машине. Сам Шумахер через годы вспоминал, что первой мыслью, которая пришла ему в голову после нескольких кругов за рулем шасси Формулы 1, была «Слишком много мощности для меня!»

Эдди предложил немцу выступить за свою молодую команду на этапе в Бельгии. У Михаэля не было ни малейшего опыта на этой невероятно сложной трассе, но Джордан об этом не знал. Известно, что он поинтересовался у менеджера Шумахера Вилли Вебера, знает ли тот трассу, на что получил утвердительный ответ.

На самом же деле Михаэль до этого присутствовал в Спа лишь в качестве зрителя, что, впрочем, не помешало ему блестяще проявить себя, как только представилась такая возможность.

Михаэль Шумахер © readmotorsport.com
Михаэль ШумахерФото: readmotorsport.com

Перед началом уик-энда Михаэль проехал по трассе на складном велосипеде, чтобы изучить повороты и точки торможения и хоть как-то подготовиться к реальным заездам.

Напарником Шумахера по команде был Андреа де Чезарис – итальянский гонщик с более чем десятилетним стажем в Формуле 1. Между тем у него была далеко не лучшая репутация в паддоке, где ему дали прозвище Андреа де Крэшарис из-за огромного количества аварий, в которые он попадал на протяжении своей карьеры. Несмотря на это, все предполагали, что итальянец легко превзойдет своего неопытного партнера.

В 1991 году формат квалификации сильно отличался от того, к которому мы привыкли. Тогда проводились две отборочные сессии: одна в пятницу, вторая – в субботу. По итогам этих заездов бралось лучшее время гонщиков и уже по нему определялось место на стартовой решетке в воскресенье.

Пятница для Михаэля прошла довольно гладко. Несмотря на отставание от лидера сессии Айртона Сенны на четыре секунды – 1:53.290 против 1:49.100, – немец смотрелся за рулем Jordan 191 весьма уверенно. Многоопытному напарнику по команде Михаэль в пятницу уступил 0,9 секунды.

В субботу Шумахер еще добавил в уверенности, сняв со своего результата более двух секунд и показав седьмое время – невероятно успешный результат для новичка. На этот раз уже де Чезарис неожиданно проиграл будущей звезде 0,8 секунды с круга.

Михаэль Шумахер © readmotorsport.com
Михаэль ШумахерФото: readmotorsport.com

Итальянец разместился на четыре позиции ниже Шумахера, успех которого отметили все в паддоке.

Болельщики в Германии очень воодушевились, наблюдая за выступлением своего соотечественника, ведь в Формуле 1 на тот момент не было ни одного чемпиона мира из этой страны. Немцы доминировали в очень многих видах спорта, но Большие Призы им никак не покорялись.

Немецкая пресса после этапа в Спа просто сошла с ума – все газеты наперебой писали о том, что у Германии появилась настоящая звезда Формулы 1 через шесть лет после гибели Штефана Беллофа, на которого в стране возлагали огромные надежды.

Но вернемся на трассу. Ночь прошла, и для Михаэля наступил самый важный на тот момент день в жизни – день дебютной гонки в Больших Призах. Долгие 18 лет подготовки, начиная с картинга, остались позади, а впереди – вершина автоспорта, на которую Шумахер начал свой неспешный подъем.

Перед 22-летним немцем на стартовой решетке расположились сплошь звезды: Айртон Сенна и Ален Прост на первом ряду, следом за ними Найджел Мэнселл, выигравший три из последних четырех гонок, и Герхард Бергер. Жан Алези за рулем второй Ferrari разместился пятым на решетке, а шестерку замкнул трехкратный чемпион мира Нельсон Пике.

В пелотоне также были трое будущих напарников Михаэля: Мартин Брандл, Риккардо Патрезе и Джонни Херберт, и все они квалифицировались гораздо ниже. А будущий непримиримый соперник немца по трассе Мика Хаккинен, проводивший свой дебютный сезон, показал 24-е время за рулем Lotus.

Стартовые огни погасли, и первый Гран При в карьере будущего семикратного чемпиона мира стартовал. Сенна сумел отбить атаки Проста и сохранить свое лидерство, Мэнселл и Бергер развернули борьбу за третью строчку, но лучше их всех стартовал Шумахер.

Немец буквально сорвался со своей позиции и, сместившись в центр, разом прошел Пике и Алези, уже к первому повороту La Source выбравшись на пятую строчку. На выходе из виража, однако, бразилец раньше встал на газ и в итоге одну позицию отыграл.

Михаэль Шумахер © Pascal Rondeau/Getty Images Sport
Михаэль ШумахерФото: Pascal Rondeau/Getty Images Sport

На подходе к одному из самых знаменитых поворотов в календаре – Eau Rouge – Михаэль почувствовал проблемы с машиной, и соперники начали один за другим обходить его.

Взобравшись на гору, немец припарковался на обочине на прямой Kemmel – подвело сцепление, не позволившее немцу в блестящем стиле завершить свою первую гонку в Формуле 1. В графе преодоленных кругов напротив его фамилии в протоколе красовалась "баранка", отнюдь не означавшая пустоту.

Пока Шумахер размышлял о том, как для него мог закончиться этот Гран При, Айртон Сенна праздновал свою пятую победу в бельгийском Спа. Его напарник по McLaren Бергер стал вторым в той гонке, а подиум дополнил Пике на Benetton.

После такой неудачи в гонке можно было предположить, что Шумахеру придется еще какое-то время ждать нового шанса проявить себя. Однако кому нужно было, отметили скорость немца.

В команде Benetton, не без подачи Берни Экклстоуна, действительно серьезно заинтересовались Михаэлем. Они решили уволить Роберто Морено, финишировавшего в Спа четвертым и показавшего лучший круг гонки, и посадить на его место Шумахера на оставшиеся гонки сезона.

Для Михаэля не стало преградой для перехода в новую команду даже (хитро) подписанное ранее соглашение с Джорданом.

Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. А как Шумахер ушел от Джордана?

Эдди сделал всё, что было в его силах, но юридической силы в его притязаниях на сохранение немца в составе команды было не так и много.

Таким образом, уже следующий Гран При в Монце Шумахер провел за рулем желто-синей машины.

Всё остальное – уже история. 91 победа в гонках, 68 поул-позиций, 77 быстрых кругов и рекордные семь чемпионских титулов.

Михаэль Шумахер © Mark Thompson/Getty Images Sport
Михаэль ШумахерФото: Mark Thompson/Getty Images Sport

В интервью BBC в 2009 году Михаэль, вспоминая свой дебютный Гран При, очень хвалил шасси Jordan 191, предположив при этом, что скорость той машины вполне позволяла ему надеяться на финиш на подиуме. Увы, подвела надежность.

Своими успехами в Формуле 1 Шумахер поспособствовал росту популярности автоспорта в Германии и в мире в целом. Следом за Михаэлем стали появляться новые немецкие гонщики во всех категориях, включая картинг.

Кроме того, посещаемость Гран При на Хоккенхаймринге и в Нюрбурге выросла многократно – в годы выступлений Красного барона билеты на эти автодромы раскупались задолго до гонок.

Когда Михаэль приходил в спорт, у него была лишь одна цель – стать чемпионом мира. И он стал им. Семь раз. А заодно закрепил за собой звание самого успешного гонщика за всю историю Формулы 1.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://readmotorsport.com/2016/08/25/nostalgia-michael-schumachers-f1-debut-25-years/

Себастьян Феттель и Михаэль Шумахер © Paul Gilham/Getty Images Sport
Себастьян Феттель и Михаэль ШумахерФото: Paul Gilham/Getty Images Sport

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle