Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. А как Шумахер ушел от Джордана?

Мэтт Джеймс
9 апреля в 9:36
Фото: Pinterest.com

Правдивая и достоверная история о том, как Михаэль Шумахер ушел из команды Эдди Джордана после первого же Гран При, несмотря на потенциальное трехлетнее соглашение. А виной всему стало одно слово в контракте, даже не слово, а буква. Послушаем Мэтта Джеймса и непосредственных участников тех событий...

В 2005 году нам на глаза попался прелюбопытнейший документ, свидетельствующий об обязательствах Михаэля Шумахера выступать за команду Jordan как минимум три года, если Эдди Джордан сможет дать ему дорогу в Большие Призы.

Эдди предложил юному немцу контракт в 1991 году в попытке включиться вместе со своим коллективом в чемпионскую гонку, а через 14 лет с сожалением признался в интервью британскому Autosport, что команда Jordan могла стать одной из самых успешных в Формуле 1, если бы Шумахер остался верен своему обязательству.

Однако всё вышло иначе. Контракт Михаэля был аннулирован в судебном порядке всего после одного Гран При в Бельгии, и далее ныне семикратный чемпион мира был волен присоединиться к коллективу Benetton, с которым выиграл два титула в середине 1990-х.

«Тот случай был хорошим уроком для меня в отношении заключения контрактов, – сказал Джордан в интервью Autosport. – В Формуле 1 ты подписываешь столько разных соглашений, что иногда просто не можешь уследить за всеми деталями.

Не думаю, что в мире есть компании, которые ни разу в своей истории не допускали оплошностей при заключении контрактов».

Итак, Эдди предложил Михаэлю контракт (на фото ниже), который ссылался на "гоночное соглашение" – "a driver agreement", в котором определенный артикль the был предусмотрительно исправлен на неопределенный – a.

И именно эта неопределенность, заложенная в документе, позволила Михаэлю покинуть команду всего после одной гонки в Спа.

Соглашение © autosport.com
СоглашениеФото: autosport.com

Полный текст соглашения звучит так:


22 августа 1991 года

На имя Эдди Джордана

Уважаемый Эдди

Я подтверждаю, что если Вы позволите мне выступить на Гран При Бельгии 1991 года, я подпишу [the a] гоночное соглашение с Вами до этапа в Монце в отношении своих услуг на 1991, 1992, 1993 годы и, с правом преимущественного голоса от Mercedes, на 1994-й. Контракт будет составлен Вами в виде соглашения с взаимосогласованными поправками.

Насколько мне известно, PP Sauber Ltd будет выплачивать Вам £150,000 за каждую гонку в 1991-м.

Также я проинформирован о том, что Вы требуете сумму в 3.5 миллиона за сезоны 1992 и 1993, и если я или мои спонсоры не сможем найти эти деньги, Вы имеете право распоряжаться моими услугами в эти годы по своему усмотрению.

Искренне Ваш

Михаэль Шумахер


В этом контракте упоминается гоночное соглашение, которое Джордан на тот момент уже составил для Шумахера. И если бы Михаэль подписал его, то мог остаться в команде как минимум до конца 1993 года.

Но загвоздка оказалась в одной незначительной детали – в неопределенном артикле a, на который был исправлен определенный артикль the [имеющий в виду конкретное соглашение, составленное Эдди]. И именно этот нюанс не позволил владельцу команды сохранить у себя восходящую звезду Формулы 1 Михаэля Шумахера, который годом позже уже занял третье место в личном зачете чемпионата, выступая за Benetton, и, словно в насмешку над Джорданом, выиграл пресловутый Гран При Бельгии.

«Вы бы не стали подписывать контракт с футболистом на один матч, так ведь? – с горечью вспоминал Эдди. – Конечно, мы планировали сохранить его в составе, и я уверен, что он тоже не против был с нами остаться.

После Гран При Бельгии у нас были тесты, но он на них не приехал. Тогда мы поняли, что что-то пошло не так».

Эдди Джордан и Михаэль Шумахер © autosport.com
Эдди Джордан и Михаэль ШумахерФото: autosport.com

В то время Шумахер гонялся за Mercedes в спорткарах, и немецкая компания делала всё, чтобы доморощенный талант получил свой шанс в Формуле 1. Разумеется, они не отказали бы ему в оплате в размере £150,000 за гонку в 1991-м и выписали бы чек на 3,5 миллиона долларов на сезоны 1992 и 1993 годов в составе Jordan.

«После того, как Михаэль не появился на тестах, мы поняли, что вступаем в сражение, – продолжил Эдди. – Просто удивительно, как много всего в Формуле 1 может решить одно маленькое словечко "a" вместо "the", но это автоспорт… После этого я стал досконально вчитываться в каждый подписываемый мною документ».

Также Джордан отметил, что бороться за свои права в этом эпизоде с уходом Михаэля из команды всего после одного-единственного Гран При Бельгии, где он квалифицировался седьмым за рулем шасси 191, но сошел досрочно из-за проблем со сцеплением, было непросто.

«Менеджмент Шумахера четко понимал, что они смогут заработать куда больше, если отправят своего подопечного в команду Benetton, – продолжил Эдди. – Мне было известно, что сам Берни Экклстоун посоветовал Флавио Бриаторе обратить внимание на Михаэля – несмотря на то, что люди в команде, включая Тома Уокиншоу, хотели взять Мартина Брандла».

После судебных разбирательств Джордан все-таки отпустил Шумахера, при этом не получив даже финансовой неустойки, как многие предполагают.

Ральф Шумахер и Эдди Джордан © autosport.com
Ральф Шумахер и Эдди ДжорданФото: autosport.com

«Мне не досталось ни цента, – заверил Эдди. – Но, знаете, в жизни иногда случаются довольно любопытные цепи событий. Михаэль ушел от нас, а взамен к нам пришел его младший брат Ральф [на фото выше в 1997 году]. А когда он в 1999-м захотел перейти в Williams, именно Михаэль выкупил у нас его контракт».

После дезертирства Шумахера-старшего команда Jordan продлила соглашение с Yamaha на поставку моторов в 1992-м, однако провела очень неудачный сезон, заработав лишь одно очко с гонщиками Маурисио Гужельмином и Стефано Моденой.

Прошло еще долгих шесть лет, прежде чем команда вернулась на верхнюю ступеньку подиума – там же, в Спа, с Деймоном Хиллом в 1998-м (его напарник Ральф Шумахер финишировал вторым менее чем в секунде).

«Очень трудно судить о том, как могло бы всё обернуться для нашей команды, если бы мы смогли удержать у себя Шумахера, – рассуждал позже Джордан. – Михаэль очень быстро прогрессировал. Команда Benetton не славилась большими успехами, пока он к ним не пришел и не начал работать с их людьми.

Мы в то время тоже были молодой командой. Я не говорю, что мы непременно взлетели бы с Михаэлем, как это сделал Benetton, но своё мы бы точно взяли. Глядя на то, чего Михаэль добился с Benetton, невольно думаешь что… на их месте могли быть мы. Нам просто не повезло».

Михаэль Шумахер © autosport.com
Михаэль ШумахерФото: autosport.com

«Исходя из написанного было четко ясно, что «после гонки в Спа мы обязывались подписать контракт», но какой именно? – вопрошал в 2005-м бывший менеджер Шумахера Вилли Вебер. – Там был неопределенный артикль, так что упомянутый контракт могли составить и мы сами, а не Джордан.

Мы знали, что Эдди подписал соглашение на поставку моторов Yamaha на сезон-1992, и это было совсем не то, чего мы ожидали. Так что, скажем так, этот неопределенный артикль спас нам жизни. На судебном слушании был вынесен вердикт о том, что «Михаэль и Вилли подпишут контракт».

А какой контракт? Мы могли бы подписать контракт на посещение их базы дважды в год. Это вполне себе контракт. Ну или что-нибудь еще».

На вопрос о том, что было бы, если бы артикль в том документе оказался определенным, и остался ли бы Михаэль в этом случае в Jordan, Вилли ответил: «Да. Он остался бы с ними на год, а может, и на два. И, вполне вероятно, для него это были бы потерянные годы, ведь мы все видели, какие кошмарные результаты были у этой команды в 1992-м...»

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8738/the-true-story-of-how-schumacher-escaped-jordan

Эдди Джордан и Михаэль Шумахер © autosport.com
Эдди Джордан и Михаэль ШумахерФото: autosport.com

  • Поделиться: