В стиле Шумахера и Росси. Итоги Гран При Австрии

Иван Беликов
1 июля в 17:46
Фото: reddit.com

Жесткие действия Ферстаппена, провал Mercedes и триумф мотористов Honda – AUTOSPORT.com.ru разбирает ключевые события Гран При Австрии

Главное

Макс Ферстаппен обгоняет Шарля Леклера на Гран При Австрии © Formula 1
Макс Ферстаппен обгоняет Шарля Леклера на Гран При АвстрииФото: Formula 1

До 2019 года всего 12 раз у гонщиков отбирали победу после финиша. Причём если не считать четырех наказаний за фальстарт, то дисциплинарных мер к победителям было всего две – за срезку шиканы к Айртону Сенне на Сузуке-1989 и, опять же, за срезку поворота к Льюису Хэмилтону в Спа-2008. Все остальные шесть случаев были связаны с техническими нарушениями и просчетами гоночной дирекции.

И вот в Шпильберге второй раз за последние три гонки исход борьбы за победу едва не решился в офисе стюардов, а не на трассе. Но, к огромному счастью, Макс Ферстаппен избежал участи Себастьяна Феттеля в Монреале. Конечно, некоторые, как Нико Росберг, призывали наказать голландца за жёсткий манёвр при обгоне Шарля Леклера за два круга до финиша, и говорили о важности последовательности судейских решений. Да, 65% респондентов нашего голосования в Telegram высказывались за наказание Макса.

Но было ли нарушение? Ферстаппен мог получить штраф за то, что выпихнул соперника с трассы. Но выпихнул ли он Леклера на обочину или тот выехал сам? Вот ключевой вопрос.

За круг до этого Макс уже пытался опередить Шарля, открывшего калитку перед третьим поворотом, но не сработало. В следующий раз монегаск снова открылся – на повторе хорошо видно, насколько широко он заходит в поворот. Из неудавшейся попытки на предыдущем круге Макс сделал выводы и затормозил позже, поравнялся и поступил агрессивнее на выходе.

Манёвр голландца был безжалостным и наглым, но сколько таких манёвров мы видели в исполнении Михаэля Шумахера? В борьбе с Жаном Алези на Нюрбургринге-1995, с Хуаном-Пабло Монтоей на старте в Имоле-2004 и даже с напарником Рубенсом Баррикелло в скандальном Инди-2005, когда на кону стояла победа в курьезной гонке из шести машин. Или вспомнить жесткие обгоны Валентино Росси в MotoGP, как в последнем повороте в Хересе-2005 с заклятым соперником Сете Жибернау. Причина отсутствия штрафов при этом не в том, что Шумахер и Росси уже тогда были чемпионами. Тому же Шумахеру в Мельбурне-2003 прилетела «ответка» от Кими Райкконена, выдавившего его за пределы трассы. Молодой финн избежал наказания. Секрет успеха тут в умении ловить соперника на ошибках в обороне и ставить его перед выбором – отступить или оказаться на обочине. Именно это и произошло на 69-м круге Гран При Австрии, вот и всё.

Фотографии можно листать по клику:

Такие манёвры – скорее, вопрос этикета и джентельменских манер. За их нарушения в гонках вроде как не штрафуют. А на роль джентельмена и просто вежливого парня Ферстаппен не претендовал и не собирается претендовать. Он воспитан иначе...

Путь к победе

Макс Ферстаппен на подиуме на Гран При Австрии © Motorsport-Magazine
Макс Ферстаппен на подиуме на Гран При АвстрииФото: Motorsport-Magazine

Интрига в борьбе за победу между восходящими звездами Шарлем Леклером и Максом Ферстаппеном вырисовывалась ещё перед началом гонки. Шутка ли, никогда ещё за 70 лет истории Формулы 1 вместе с первого ряда не стартовали два столь молодых пилота. Обоим всего-навсего 21 год.

Но в начале заезда эта интрига, казалось бы, свелась на нет – монегаск сохранил лидерство, а голландца, как выяснилось, на старте подвела система anti-stall, не дающая мотору заглохнуть на низких оборотах и переводящая коробку передач на нейтраль. Так что в конце первого круга их разделяли пять секунд и шесть мест. Правда, и в шансах Леклера остаться надолго впереди не было уверенности, учитывая рискованную тактику со стартом на мягких шинах при 34-градусной жаре и раскалённом до 55 градусов асфальте.

И тем не менее в конце Шарль и Макс встретились один на один в споре за победу. Тактика монегаска сработала лучше, чем ожидалось, потому что Soft при дичайшей австрийской жаре хватило ни много ни мало на 22 круга. И можно было бы проехать ещё больше, ведь на пресс-конференции после гонки Леклер сказал: «Я отправился в боксы не потому что шины износились. Мы должны были отреагировать на пит-стоп Валттери Боттаса и поступили бы точно так же даже при старте на Medium».

По сути, за эту сверхреакцию на остановку Боттаса на 21-м круге Скудерия и поплатилась, потому что шин Hard на следующие 49 кругов не хватило. По крайней мере не хватило относительно Ферстаппена, который переобулся в жёсткие шины на девять кругов позже и получил таким образом солидное преимущество, причем не только над Леклером.

Уже после пит-стопа проваливший старт гонщик Red Bull Racing ехал четвертым, на 50-м круге он обогнал Феттеля, а на 56-м оставил за спиной и Боттаса. Обгону Боттаса предшествовал интересный момент с радиообменом, в котором Макс пожаловался на падение мощности двигателя. И есть подозрения, что это была такая попытка заставить соперника расслабиться, чтобы нанести атаку в неожиданный момент. Макс, конечно, заверил, что проблема действительно имела место быть. «Радиопереговоры выдают в эфире с некоторым опозданием. Я внезапно почувствовал нехватку мощности, пришлось поработать с переключателями на руле, после чего всё стало нормально», – сказал Ферстаппен на пресс-конференции.

За следующие десять кругов Макс съел всё пятисекундное отставание от Шарля. Ну а затем произошло то, что мы и так все прекрасно знаем.

«Наверное, Макс всё равно прошёл бы меня», – заключил Шарль, последние несколько кругов перед обгоном ехавший на секунду медленнее Ферстаппена.

Плохой день для…

Валттери Боттас и Льюис Хэмилтон на первом круге Гран При Австрии © @PET_Motorsports
Валттери Боттас и Льюис Хэмилтон на первом круге Гран При АвстрииФото: @PET_Motorsports

Второй раз за последние три года команда Mercedes остановилась в шаге от рекорда McLaren 1988-го – 11-ти побед подряд. В Барселоне-2016 серия из 10-ти побед прервалась из-за столкновения Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга, в Сепанге-2016 – из-за разворота немца на старте и отказа двигателя у британца. В этот раз обошлось без аварий и поломок, но причина поражения всё равно получилась несколько неожиданной.

Да, ещё перед началом гоночного уик-энда Тото Вольф говорил, что в разреженном воздухе на большой высоте Шпильберга над уровнем моря, примерно 640 метров, у Mercedes возможны проблемы с охлаждением двигателя. Но эти проблемы превзошли все ожидания.

По ходу гоночного уик-энда «Серебряным стрелам» пришлось сильнее соперников Ferrari и Red Bull Racing «раскрыть» машину, просверлить дополнительные отверстия в корпусе, чтобы улучшить охлаждение плотной компоновки силовой установки, что непременно сказалось на эффективности аэродинамики W10. Но ни это, ни даже ограничение оборотов двигателя не помогло избежать перегрева при 34-градусной жаре в воскресенье.

«Большую часть гонки я был вынужден следить за температурой двигателя и не мог ехать в полную силу», – сказал обладатель третьего места Валттери Боттас.

Вторит напарнику действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон, впервые с прошлогоднего этапа в Мексике финишировавший за пределами подиума: «По 400 метров на круге я ехал накатом».

Так что у, казалось бы, идеальной машины W10 есть слабое место. Хорошая новость в плане интриги? Подождите радоваться. Мало где на следующих этапах будет такое сочетание жары и разреженного воздуха. Следующая жаркая гонка ожидается через месяц в Венгрии, где в прошлом году пилоты гонялись при 34 градусах. Но высота над уровнем моря там не превышает 238 метров…

Хороший день для…

Карлос Сайнс борется с Кими Райкконеном на Гран При Австрии © McLaren
Карлос Сайнс борется с Кими Райкконеном на Гран При АвстрииФото: McLaren

Команда McLaren, конечно, в ударе в последних гонках. В третий раз за последние четыре Гран При подопечные Зака Брауна как минимум одной машиной попали в топ-6. Ландо Норрис на старте и вовсе какое-то время занимал третье место и боролся ни много ни мало с Льюисом Хэмилтоном, пусть и только до третьего поворота. А Карлос Сайнс совершил героический прорыв из конца пелотона на восьмое место.

В Кубке конструкторов McLaren отрывается всё дальше от Renault – после девяти гонок счёт между ними составляет 52 на 32 очка. За весь прошлый сезон команда из Уокинга набрала 62 балла.

Что ещё интересного произошло?
  • Себастьян Феттель впервые в сезоне-2019 опередил на финише действующего чемпиона мира Льюиса Хэмилтона, но только в борьбе за четвертое место. При этом второй раз подряд немец остался без подиума и уступил напарнику по Ferrari Шарлю Леклеру.

  • Пьер Гасли вновь провалился на фоне напарника по Red Bull Racing Макса Ферстаппена. Француз финишировал седьмым и уступил одержавшему победу голландцу целый круг. И это при этом, что в начале первого круга они ехали рядом. Увольнение Гасли из Red Bull Racing всё ближе и ближе…

  • Антонио Джовинацци финишировал десятым и наконец-то открыл счет очкам в Формуле 1, которых у итальянских гонщиков не было вот уже девять лет. Предыдущим итальянцем в очках был Витантонио Льюцци на машине Force India в дождевой Корее-2010.

  • Команда Haas продолжает испытывать проблемы со скоростью и в Шпильберге впервые с Мексики-2016 финишировала двумя машинами за пределами топ-15.

  • В седьмой раз в истории после Зандворта-1961, Индианаполиса-2005, Монцы-2005, Валенсии-2011, Шанхая-2016 и Сузуки-2016 до финиша доехали все стартовавшие гонщики.

Цитата дня

Шарль Леклер и Себастьян Феттель в закрытом парке после финиша Гран При Австрии © @sebvettelnews
Шарль Леклер и Себастьян Феттель в закрытом парке после финиша Гран При АвстрииФото: @sebvettelnews

«Это гонки, а не соревнование в детском саду. Нас должны оставить в покое. Мы взрослые люди и разберемся сами, на трассе!» – Себастьян Феттель о расследовании инцидента между Максом Ферстаппеном и Шарлем Леклером.

Любопытный факт

Менеджеры Honda Racing F1 © Honda Racing F1
Менеджеры Honda Racing F1Фото: Honda Racing F1

4 года, 3 месяца и 15 дней разделили провальное возвращение и победу Honda в Формуле 1. Помните, как 15 марта 2015-го в Мельбурне одна машина McLaren с японским мотором остановилась по пути на стартовую решетку, а вторая заняла на финише последнее место с колоссальным отставанием в два круга? Помните эти шуточные смены слогана Power of Dreams на Dreams on Power в социальных сетях в тот день? Теперь эти насмешки и кошмар далеко в прошлом.

В Шпильберге в минувшее воскресенье Honda вместе с Red Bull Racing прервала многолетнюю гегемонию мотористов Mercedes, Ferrari и Renault. И не только в гибридной турбоэре. Нет, ведь в последний раз другой производитель двигателей побеждал в Гран При 11 лет или 213 гонок назад, когда ещё в ходу были атмосферные V8. Это была BMW в Монреале-2008 со своей заводской командой на базе Sauber...

  • Поделиться: