Что делать с доминированием Mercedes в Формуле 1? Понять и простить...
В Австрии команда Mercedes упустила еще один шанс повторить рекорд McLaren-Honda 31-летней давности по количеству побед подряд. Как все-таки стоит относиться к подавляющему доминированию коллектива из Брэкли в Формуле 1? Как к вынужденной необходимости или как к характерной черте меритократии, присущей Большим Призам? Рассуждает Джонатан Нобл...
Празднуя победу на подиуме в Шпильберге вместе с техническим директором Honda Тоёхару Танабе, Макс Ферстаппен вряд ли осознавал тот факт, что именно триумф японской марки позволил им сохранить за собой рекорд по количеству побед подряд в Формуле 1.
В то же время Mercedes уже в третий раз закинула невод в поисках нового достижения, и все три раза пришел невод с тиной морскою.
Речь идет о рекорде 31-летней давности – в далеком уже 1988 году команде McLaren-Honda удалось усилиями Айртона Сенны и Алена Проста выиграть 11 гонок подряд. И если бы «Серебряные стрелы», не проигрывавшие с прошлогоднего этапа в Мексике, продолжили доминировать в нынешнем чемпионате и в Австрии, они смогли бы сравняться с этим достижением.
И тот факт, что на пути к рекорду их остановил именно японский производитель, не ускользнул от внимания руководителя Mercedes Motorsport Тото Вольфа.
«Наверное, они применили какую-то суперсилу, мы ничего не могли поделать», – сказал расстроенный австриец.
Доминирование – довольно странная вещь в спорте, и граница между признанием достижений превалирующей команды над соперниками и скуки, которую она своим превосходством сеет в первенстве, может быть очень размытой.
Кто-то критикует Mercedes за их абсолютное доминирование в Формуле 1 последних лет, другие отдают им должное и, наоборот, восхищаются их достижениями.
Когда одна команда постоянно выигрывает, это, конечно, скучновато. С другой стороны, это означает, что победы в Формуле 1 достаются действительно сильнейшей на данный момент команде, что является характерным признаком меритократии, при которой вознаграждение находит достойнейшего, а случайные выбросы редки.
Если Большие Призы станут просто шоу, и для победы в гонках вовсе не нужно будет во всем превосходить своих соперников, они утратят свою уникальность, не будут более такими особенными.
Mercedes доминирует в спорте по одной простой причине, состоящей в том, что они лучше остальных подготовились к соревнованию. А прекращение их доминирования – задача вовсе не для них, а для их нерадивых соперников, они просто должны лучше выступать. Ведь когда им это удается – как в минувший гоночный уик-энд в Австрии, – вознаграждение не заставляет себя ждать, а радость от победы становится только слаще.
Тото Вольф признает, что для Формулы 1 будет лучше, если победители будут меняться от этапа к этапу. В то же время он считает, что в спорте высших достижений награду должны получать действительно лучшие.
На вопрос, заданный ему в Австрии о том, считает ли он себя ответственным за ту скуку, которую навела его команда в Формуле 1 своим подавляющим превосходством, Тото ответил: «Нет, мое сердце на 100 процентов принадлежит Mercedes. Наша первостепенная задача состоит в оптимизации эффективности шасси непосредственно на трассе. Ничего другого мы не делаем.
Конечно, где-то внутри меня сидит болельщик, который ждет захватывающих гонок с восхитительными сражениями, а титул в чемпионате должен быть непременно разыгран на последнем круге последней гонки сезона.
Нам необходимо выработать сбалансированный регламент – как технический, так и спортивный, – который поспособствует плотным гонкам. Но нужно сделать так, чтобы правила были действительно направлены на долгосрочную перспективу развития спорта, ведь каждая команда преследует исключительно свои цели в краткосрочном аспекте. Так было и будет в Ф1 всегда».
Алексей Титов: Господство одной команды не убьёт интерес к автоспорту
И хотя такое доминирование, которое было продемонстрировано командой из Брэкли на старте нынешнего сезона, мало кому может понравиться, все же стоит относиться к таким достижениям с уважением, держа в уме хотя бы то же самое превосходство пилотов McLaren Сенны и Проста в 1988-м.
Более того, необходимо понимать, что никто не принес этот успех команде на блюдечке с голубой каемочкой, а после предсезонных тестов все полагали, что в этом сезоне первенствовать будет не Mercedes, а Ferrari.
При этом сам Вольф заметил, что первый звоночек для его коллектива прозвенел именно на предсезонке в Барселоне. Причем не в первую неделю, когда команда вывела на трассу шасси промежуточной спецификации, а во вторую, когда они приступили к обкатке боевой машины.
«Я был действительно обеспокоен, – признался австриец. – Но на первом блоке волнений было не так много. Мы видели, что Ferrari сразу стали обкатывать боевое шасси, и выглядели они очень впечатляюще. Стоя у трассы, я видел, как они проходили повороты с первого по третий – это было очень классно.
Да, мы отдавали должное соперникам, но в то же время понимали, что на вторую неделю испытаний мы привезем серьезный пакет обновлений, который полностью изменит наше шасси.
В первый день второго блока тестов мы начали работать с новой машиной, но, увы, данные, полученные на этапе разработки, никак не коррелировали с реальными показателями. И во второй день тоже…
Тогда мы всерьез заволновались, подумав, что допустили какой-то фундаментальный просчет при проектировании шасси. К счастью, в третий день картина нормализовалась, и машина поехала. А в заключительный день мы уже догнали Ferrari. И только тогда впервые на предсезонных испытаниях мы подумали, что пошли верным путем».
В то же время Вольф считает, что начало сезона сложилось для Mercedes лучше, чем могло, тогда как пилотам Ferrari не повезло в нескольких гонках.
«Вспомните Бахрейн – там Ferrari однозначно превосходила всех в скорости, но они каким-то образом упустили победу, хотя ту гонку должен был брать Леклер [за несколько кругов до финиша на машине монегаска дал сбой мотор, прим. ред.]
Кроме того, Шарль был быстрейшим и в Баку, но разбил машину в квалификации. А Себастьян [Феттель] лидировал в Монреале, пока не получил штраф. Так что по чистой скорости ситуация в чемпионате сейчас вполне могла быть иной».
По большей части успех Mercedes объясняется тем, что руководству команды удалось собрать под одной крышей лучшие кадры индустрии.
«У нас получилось создать атмосферу, в которой людям приятно трудиться, – продолжил Тото. – Это очень хорошее место. У нас нет никакой политики. Я совершенно не терплю никаких проявлений внутренней политики в команде. Мы можем применять политические методы внешнего характера при обсуждении регламента чемпионата и прочего, но внутри команды никакой политики нет.
Мы стараемся объективно оценивать ситуацию. Мы ищем проблемы, а не виновных в них. Если мы понимаем, что кто-то допустил просчет, то пытаемся узнать, что к этому привело, и как этого избежать в будущем. И мы постоянно обучаем наших сотрудников. Это своеобразная система воспитания людей в отношении достижения целей. Всё просто. Мы просто заботимся друг о друге. И это не просто лозунг с вывески – в нашей команде действительно выстроена такая атмосфера, которая распространяется на все сферы организации».
Такой подход исключает возникновение самодовольства в команде и принятия успехов как должного. И даже сейчас Вольф осторожно отзывается о возможности выиграть чемпионство.
«Когда мы рассуждаем о течении чемпионата, многие отвечают, мол, да ладно, давайте уже тащите титул за явным преимуществом, – продолжил австриец. – Но сознание нашей команды настроено на критическое отношение к тому, хватит ли нам сил, чтобы довершить начатое.
И это отнюдь никакая не психологическая игра, которую мы ведем. Это реальное положение вещей – мы никогда не недооцениваем уровень соперников, который может проявиться в любой момент. Мы уже видели подобные намёки в этом сезоне, и это нас приземляет.
Никогда нельзя строить планы на основании прошлых достижений, будь то восемь побед в гонках подряд или пять чемпионских титулов. Каждая новая гонка начинается с нуля, с чистого листа. И именно такое отношение культивируется в нашей команде. Мы постоянно и неустанно стремимся к совершенству, достичь которого невозможно».
Такое стремление к идеалу является движущей силой в Формуле 1, и каждый новый шаг одинаково важен для достижения результата. Нельзя раздавать победы в гонках разным командам только ради шоу, и Тото полагает, что при формулировании регламента сезона-2021 не стоит на корню душить возможности для доминирования команд в спорте в будущем, поскольку это только навредит соревнованию.
«Мы делаем всё, чтобы составить наиболее оптимальный регламент на следующие сезоны, но в Формуле 1 должна процветать меритократия, не нуждающаяся в оправданиях. Выигрывать должен лучший гонщик за рулем лучшей машины. И любая попытка уравнять силы искусственно приведет к утрате духа Формулы 1».
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9283/fans-may-hate-f1-dominance-but-it-at-the-series-heart