Ferrari 156 «Акулий нос». Да что вы знаете о доминировании в Ф1?!

Джейк Боксалл-Легг
1 апреля 2020 в 8:19
Фото: autosport.com

Изменение регламента на моторы в конце 1960 года пошло Ferrari на пользу, и следующий сезон Больших Призов они выиграли в одну калитку – акула с индексом 156 не оставила соперникам ни малейших шансов. Джейк Боксалл-Легг вспоминает перипетии первого Кубка конструкторов, взятого Скудерией...

Те, кто считают нынешнее доминирование Mercedes в Формуле 1 скучным и беспросветным, вряд ли оценят по достоинству превосходство Ferrari над соперниками 58-летней давности. Апогеем того сезона стал дождливый Гран При Великобритании, где на подиум поднялись трое гонщиков Скудерии – единственный раз в истории.

В целом же перевес команды из Маранелло над оппонентами в том году, как и сегодня в случае с Mercedes, был достигнут за счет лучшего интерпретирования правил итальянскими инженерами.

В Международной автомобильной федерации опасались слишком бурного роста скоростей машин Ф1 при имеющемся довольно низком уровне безопасности трасс, по причине чего решили ограничить объем двигателей до 1,5 литров. Это решение было воспринято в паддоке очень неоднозначно.

Такая корректировка регламента подходила тем производителям, которые ранее уже экспериментировали с малолитражными моторами. 6-цилиндровая установка Dino от Ferrari за год до этого была опробована в Ф1 Вольфгангом фон Трипсом, тогда как Porsche и Coventry Climax использовали двигатели с пониженным объемом в Ф2. Что касается Maserati, то их опыт на этом поприще был ничтожно мал, а в BRM и вовсе вынуждены были использовать моторы Climax, поскольку их собственные разработки оказались не готовы к новому сезону.

Мотор Ferrari © autosport.com
Мотор FerrariФото: autosport.com

Ferrari была однозначно лучше остальных подготовлена к изменениям в регламенте, но к их чести стоит сказать, что они не собирались почивать на лаврах. Вместо того, чтобы оставить двигатель от Формулы 2, с которым у команды было достаточно опыта, инженерная группа, возглавляемая огромного размера человеком по имени Карло Кити, решила увеличить угол развала цилиндров V-образного мотора с 65 до 120 градусов, чтобы улучшить баланс шасси и снизить центр тяжести.

Это также позволило уменьшить общий вес машины и максимально приблизить его к минимальной отметке, которая впервые была введена в чемпионате именно в 1961 году и составляла 450 кг.

Получившаяся в результате машина Ferrari с индексом 156 внешне серьезно отличалась от конкурентов.

В то время модным было размещать радиаторы в передней части шасси, но Кити придумал свести конус носового обтекателя в одну точку, а по бокам по диагонали разместить отверстия, идущие к радиаторам.

Такая конструкция передней части машины тут же получила название «акулий нос» и стала роскошной альтернативой более привычным и приземленным решениям соперников, в числе которых была и Lotus 18 с ее прямоугольным радиатором спереди.

Как ни странно, но победу на дебютном Гран При сезона-1961 за рулем годовалого шасси Колина Чепмена завоевал именно Стирлинг Мосс, оставивший трио Ferrari позади.

Британец продемонстрировал потрясающий пилотаж в гонке, в которой команда решила снять с его машины боковые плоскости для лучшей вентиляции кокпита (см. фото ниже). Фил Хилл одолел фон Трипса в борьбе за третье место, положив начало очной дуэли двух пилотов Скудерии за чемпионский титул.

Стирлинг Мосс © henderson-fellowes.com
Стирлинг МоссФото: henderson-fellowes.com

На следующем этапе в Зандворте Ferrari 156 получила шанс продемонстрировать свою потрясающую скорость. Трио пилотов Скудерии заняло весь первый ряд в порядке Хилл, фон Трипс и Ричи Гинтер. При этом Фил едва не пропустил заезд – на его машине сломался штифт сцепления, что потребовало срочного ремонта.

На старте возникли проблемы у Гинтера, которыми воспользовались Джим Кларк и Грэм Хилл. Лидерство же захватил Вольфганг фон Трипс и выиграл гонку. Вторым стал Фил Хилл, а тройку замкнул Кларк на Lotus.

В бельгийском Спа Ferrari продолжила доминировать, а к заводскому трио добавились местные любимцы Вилли Мэресс и Оливье Жендебьен. Последний в итоге и замкнул первую четверку машин на финише заезда, позволив Скудерии занять все четыре первых места в гонке – с той поры это больше никому не удавалось. Гонку выиграл Хилл, а в 0,7 секунды от него финишировал фон Трипс.

Во французском Реймсе алую команду ожидал самый большой спад в сезоне – машины из Маранелло просто не справились с сумасшедшей жарой. Лидируя в гонке, Хилл и фон Трипс получили приказ из боксов сбавить обороты. Немцу не повезло – его двигатель приказал долго жить еще до середины дистанции. Хилла же развернуло на трассе, и в него влетел Мосс. А Гинтера настигли проблемы с давлением масла.

Но победу в гонке все же праздновал гонщик на Ferrari 156, пусть и в старой спецификации с углом развала цилиндров 65 градусов. Им был Джанкарло Багетти.

КПП Ferrari © autosport.com
КПП FerrariФото: autosport.com

На следующем этапе на трассе Эйнтри всё пришло в норму, а пригород Ливерпуля встретил Формулу 1 типичной британской погодой. Ливень шел как из ведра, что вынудило Ferrari использовать пластиковые заглушки для впускных отверстий радиаторов, чтобы обезопасить карбюратор.

Хилл и Гинтер воспользовались окном в квалификации, когда трасса чуть подсохла, и показали два лучших времени. Третьим вместе с ними в гонке стартовал Джо Бонниер на Porsche, опередивший фон Трипса.

В день гонки погодные условия лучше подходили соревнованиям на моторных лодках. Фон Трипс на старте вышел на второе место следом за Хиллом, оставив позади Гинтера и Бонниера.

При обгоне кругового Кейта Грина Фил Хилл пустил вперед фон Трипса, следом за которым проскочил и Мосс. Увы, на 45-м круге у британца возникли проблемы с тормозами, и он завершил заезд досрочно. В результате Вольфганг фон Трипс завоевал свою последнюю победу в Формуле 1, а вторым стал Хилл.

Ferrari 156 © autosport.com
Ferrari 156Фото: autosport.com

Стирлинг Мосс выиграл следующую гонку – на Нюрбургринге, прервав тем самым победную поступь Ferrari. Но фон Трипс остался лидером чемпионата – перед этапом в Монце он опережал Хилла на четыре очка.

В Италии же произошла трагедия. Пилоты Скудерии заняли пять из шести первых мест на стартовой решетке, а на поуле расположился фон Трипс. На ранней стадии заезда немец откатился назад и пристроился за Lotus Джима Кларка.

На входе в Parabolica между немцем и британцем произошел контакт, в результате которого машина фон Трипса подлетела на насыпи и отправилась прямиком в толпу зрителей. Эта авария унесла жизни 16 человек и самого гонщика, а заезд выиграл Фил Хилл, став чемпионом мира при самых неприятных обстоятельствах.

В конце 1962 года Ferrari избавила 156 от «акульего носа», и машина продолжила соревноваться, но от прежнего доминирования уже не осталось и следа.

Очень жаль, но у Ferrari не осталось ни одной уцелевшей модели этой машины тех лет, так что поклонникам Больших Призов остается довольствоваться только ее репродукцией…

Ferrari 156 © autosport.com
Ferrari 156Фото: autosport.com

Спецификация:

Шасси: Трубчатый стальной каркас
Подвеска: Двойные рычаги, цилиндрические пружины и телескопические амортизаторы
Двигатель: Ferrari 178 120° V6
Объем двигателя: 1,477 куб. см.
Мощность: 190 л.с./9,500 об/мин
Коробка передач: 5-ступенчатая ручная
Шины: Dunlop
Вес: 460 кг
Гонщики: Фил Хилл, Вольфганг фон Трипс, Ричи Гинтер, Джанкарло Багетти, Рикардо Родригес, Лоренцо Бандини, Вилли Мэресс, Оливье Жендебьен

Результаты шасси Ferrari 156:

Старты: 48
Победы: 5
Поулы: 6
Быстрые круги: 5
Подиумы: 13
Очки: 133

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9291/the-story-behind-ferrari-dominant-hark

Ferrari 156 © autosport.com
Ferrari 156Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle