«Сезон окончен, гаснет свет». Итоги Гран При Абу-Даби
Гонка с DRS и без, странная дуэль Леклера и Ферстаппена, а также самое сильное выступление Квята в сезоне – в разборе основных моментов Гран При Абу-Даби
Главное
Последняя гонка сезона-2019 получилась не самой зрелищной, но после финиша, да и непосредственно по ходу дистанции, экспертам, болельщикам и даже руководству Формулы 1 было над чем задуматься.
Во-первых, отключение сервера, обрабатывавшего данные о местоположении машин для разрешения активации DRS, показало, что с обгонами в Формуле 1, мягко говоря, не всё так хорошо. Никакого секрета, конечно, в этом не было, но все лишние иллюзии были развеяны. Стоило прорывавшемуся с последнего места Валттери Боттасу догнать более-менее быстрого гонщика Renault Нико Хюлькенберга, как стало ясно, что без подвижного заднего антикрыла обгонять не получается.
«Ситуация показала, что DRS жизненно необходима на некоторых трассах, в том числе в Абу-Даби. Это отличная штука! Говорят, что она слишком искусственная, но при нынешних машинах и скоростях она нужна» – заявил гонщик Renault Даниэль Риккардо после финиша.
Но есть и обратная сторона медали, поскольку такие простые обгоны, как в эпизоде с Боттасом и Хюлькенбергом после включения DRS, тоже не впечатляют. И определенно сейчас этот баланс нарушен – без DRS слишком тяжело, с DRS слишком легко. В 2021-м, конечно, будет новая аэродинамика с более низким лобовым сопротивлением и подвижное заднее антикрыло останется лишь на запасной случай, но впереди ещё целый сезон с этим дисбалансом.
Второй момент – это, конечно, судейство. Понятно, что разница между фактическим и заявленным командой топливом в машине Шарля Леклера была обнаружена, по сути, в последний момент, за 45 минут до старта. Но это же ненормально, что изучение ситуации откладывается до финиша, и гонщик выходит на старт с перспективой дисквалификации. Зачем тогда вообще проводить техническую проверку перед началом гонки, если в случае потенциального нарушения сразу невозможно определиться с вердиктом? Может, стоит упросить процедуру и сделать, скажем, как в американском NASCAR, где провал технической проверки в воскресенье утром автоматически означает старт из конца пелотона? Да, Ferrari отделалась денежным штрафом и Леклер сохранил третье место. Но, согласитесь, было странно видеть дуэль Шарля с Максом Ферстаппеном за второе место и не понимать, останется пилот Скудерии в итоговой классификации или нет. Это ещё хорошо, что разрыв между ними составлял 11 очков и третье место в чемпионате в любом случае доставалось Ферстаппену. Но финал сезона оставил некоторый неприятный осадок…
Путь к победе
Перед уходом Формулы 1 за зимний перерыв Льюис Хэмилтон устроил настоящий разгром соперникам. Да, превосходство Mercedes в Абу-Даби было ожидаемо, ведь к концу сезона-2019 Яс-Марина оставалась одной из трех трасс наряду с Сочи Автодромом и Сузукой, на которой «Серебряные стрелы» ни разу не проигрывали с 2014 года. Но такое доминирование Льюиса всё равно стало достаточно неожиданным. Действующий чемпион мира просто уехал от соперников уже на старте и к концу первого круга привёз им две секунды. А к середине дистанции он оторвался на десять секунд. Было понятно, что никто и ничто не помешает Хэмилтон одержать 11-ю победу в сезоне и 84-ю в карьере, и стать ещё на шаг ближе к рекордной 91-й победе Михаэля Шумахера. А попутно показав лучший круг, Льюис завоевал ещё и шестой в карьере «Большой шлем». Теперь Льюис занимает второе место по этому показателю и уступает только Джиму Кларку с восемью «Большими шлемами». Еще одним бонусом для Хэмилтона стало сравнение с Айртоном Сенной по числу гонок с лидированием от старта до финиша – у обоих теперь по 19. Мощнее отпраздновать свой 250-й Гран При британский гонщик, наверное, просто не мог.
Хороший день для…
«Даниил провёл самую сильную гонку в сезоне», – так охарактеризовал выступление Даниила Квята на Гран При Абу-Даби руководитель Toro Rosso Франц Тост. Остался доволен собой и сам российский гонщик, хотя и финишировал лишь девятым. Он был быстр как на Hard, так и на Medium. Причём на жестких шинах Квят проехал максимальную дистанцию среди всех пилотов – 40 кругов. В прямой борьбе он обогнал Кими Райкконена, Даниэля Риккардо, Нико Хюлькенберга.
«Именно такой великолепной гонкой я хотел закончить сезон», – прокомментировал Даниил.
Плохой день для…
Перед стартом финальной гонки сезона Пьер Гасли делил шестое место в личном зачете с Карлосом Сайнсом, а вместе они опережали Алекса Албона на 11 очков. Поэтому сражение с испанцем для него было принципиальным.
«Я не особо следил за Албоном и был сосредоточен на Сайнсе, хотел финишировать впереди него», – сказал Пьер после финиша.
Но, увы и ах, столкновение с Лэнсом Строллом в первом повороте после старта выбило пилота Toro Rosso из борьбы. После вынужденного пит-стопа для смены переднего антикрыла Пьер вернулся на трассу c отставанием в полторы минуты даже от пилотов Williams. Шансы на очки были безвозвратно потеряны, учитывая, что гонка обошлась без выезда машины безопасности. Но вплоть до последнего круга Гасли виртуально удерживал шестое место в чемпионате, пока Сайнс не обогнал Даниэля Риккардо и не вернулся в первую десятку.
«Мы должны были оказаться в очках, если бы не ### Стролл! С ним всегда происходит одно и то же!» – негодовал по радио после финиша французский гонщик, финишировавший лишь 18-м.
Что ещё интересного произошло?
Серхио Перес на финальном круге обогнал Ландо Норриса в борьбе за седьмое место и стал лучшим из остальных на финише.
Renault хоть и осталась без очков, но сохранила пятое место в Кубке конструкторов. К счастью для подопечных Сирила Абитбуля, гонка обошлась без сходов среди лидеров и, следовательно, Toro Rosso не получила даже малейшей возможности набрать необходимые восемь очков.
Нико Хюлькенберг свою, возможно, последнюю гонку в Формуле 1 завершил за пределами первой десятки, из которой выпал на нескольких последних кругах по причине износа шин. Тем не менее на прощание Халк получил неожиданный подарок от болельщиков – победу в зрительском голосовании «Гонщик дня».
Роберт Кубица в 12-й раз в сезоне финишировал последним и уступил полминуты напарнику Джорджу Расселу, которому в квалификациях и вовсе проиграл со счетом 0:21. И, скорее всего, на этом его карьера в Ф1 закончена. Возвращение 34-летнего поляка в Формулу 1, конечно, получилось не таким, как рассчитывал он сам и как надеялись его болельщики. Увы, Роберт оказался далеко не тем гонщиком, каким он был до вынужденной восьмилетней паузы в карьере. Но сам факт его героического возвращения после тяжелейшей травмы войдет в историю Формулы 1.
Цитата дня
«Кто бы мог подумать, что мы будем столь конкурентоспособны в конце сезона. Хотя мы и выиграли чемпионат досрочно, мы продолжали делать всё возможное, чтобы добиться ещё большей скорости от машины. Эта машина – настоящее произведение искусства», – Льюис Хэмилтон о Mercedes W10.
Любопытный факт
Удивительное дело: в сезоне-2019 Льюис Хэмилтон поднимался на подиум в 17-ти гонках, Макс Ферстаппен – в девяти, а Шарль Леклер – в десяти. Но до минувшего в воскресенья в Абу-Даби эта тройка никогда не стояла вместе на пьедестале почета. Лишь в заключительной гонке сезона шестикратный чемпион и его потенциальные наследники всё-таки оказались вместе. Хорошая затравка перед следующим сезоном...