Повторный брак по расчету. Почему McLaren и Mercedes снова вместе?

Адам Купер
9 декабря 2019 в 10:54
Фото: McLaren

В команде из Уокинга решили возобновить сотрудничество с немецким мотористом через семь лет после того, как их глава резко заявил о недостижимости высоких результатов с клиентским двигателем. Что случилось?

Культовый для Формулы 1 союз McLaren-Mercedes вернется в Большие Призы в 2021 году после шести лет раздельного существования, и, надо признаться, такого развития событий – с учетом истории их расставания – мало кто ожидал.

Но Формула 1 богата на сюрпризы. После возвращения Фернандо Алонсо в ту же McLaren мы уже ничему не должны удивляться – просто необходимо усвоить, что здесь возможно всё, к чему есть экономически выгодные предпосылки. Как говорится, ничего личного, только бизнес.

И все-таки услышать о воссоединении некогда успешного союза "шассистов" из Уокинга и мотористов из Бриксворта было удивительно – особенно на фоне прогресса, которого McLaren так ждала и, наконец, добилась вместе с Renault в этом году.

Вспомним историю. Расставание британского коллектива с Mercedes проходило в два этапа. С одной стороны, по команде сильно ударило чемпионство Brawn GP в 2009 году с таким же мотором, как у них. С другой – у Mercedes с главой McLaren Роном Деннисом возникли коммерческие разногласия на поприще серийного производства машин.

Глава автоспортивного направления Mercedes Норберт Хауг убедил Daimler в том, что единственно правильным вариантом будет приобретение Brawn и создание на ее базе заводского коллектива «Серебряных стрел», а вишенкой на этом трехлучевом торте стал Михаэль Шумахер, вернувшийся в большой спорт после нескольких лет отдыха.

После осуществления сделки McLaren ничего не оставалось, кроме как довольствоваться статусом клиентской команды Mercedes. Деннис сотоварищи тут же начали поиски других вариантов, предполагающих заводскую поддержку коллектива от мотористов.

McLaren © autosport.com
McLarenФото: autosport.com

Вскоре возникла идея возобновления сотрудничества с Honda, и в мае 2013 года было подписано соглашение на сезон-2015, когда новый турбированный регламент уже действовал на протяжении целого года.

Чемпионат 2014 года McLaren провела с моторами Mercedes, но конкуренции заводской команде составить не смогла.

«Мое мнение, которое разделяют многие в этой организации, состоит в том, что без заводской поддержки моториста рассчитывать на чемпионские титулы в Формуле 1 сегодня просто нельзя, – резонансно заявил Рон Деннис ближе к концу сезона на Сузуке. – Двигатель в современной Ф1 – это не только мощность, а гораздо большее. Тут и эффективность аккумулирования энергии, ее сохранение и расходование. И если ты целиком и полностью не контролируешь эти процессы, не имея доступа к исходному коду, значит, машина в конечном счете будет терять драгоценные секунды в поворотах, что выливается в серьезное отставание на круге.

Так что наличие силовых установок одного и того же бренда отнюдь не эквивалентно наличию равных возможностей из-за невозможности оптимизировать все сопутствующие процессы. Сегодня команда должна сделать всё, чтобы получить приоритетное положение по двигателю. Именно таковы наши амбиции на ближайшие годы».

Рон Деннис © autosport.com
Рон ДеннисФото: autosport.com

Слова про исходные коды, конечно, прозвучали немного архаично, но посыл был понятен – более никаких клиентских договоров. Тото Вольф не был в восторге от этих слов.

Сотрудничество с Honda не задалось с самого начала с учетом пропуска японскими мотористами целого года нового технического регламента. Скорее всего, с Mercedes тот год сложился бы для команды из Уокинга лучше. А тут еще и Рон Деннис уступил свое место Заку Брауну.

Через два с половиной года в коллективе начали искать новые варианты. С учетом того, что Ferrari отпадала сразу из-за пересечения амбиций в производстве дорожных спорткаров, а в Mercedes не горели желанием обсуждать вариант с возвращением в Уокинг, оставалась только Renault. И сотрудничество изначально предполагало взаимную выгоду.

Сезон-2018 явно продемонстрировал, что проблемы McLaren не ограничивались одним лишь японским мотором, на что так откровенно намекали в команде на протяжении трех лет.

Сегодня со стороны создается ощущение, что McLaren и Renault довольно неплохо уживаются вместе, но все же разногласия по ключевым вопросам у этих амбициозных компаний присутствуют. Да и очная борьба в Кубке конструкторов дружеских флюидов не добавляет.

Присоединившийся по ходу нынешнего сезона к команде Андреас Зайдль с первых же недель сконцентрировал свои усилия на поиске пути для прогресса McLaren в будущем. Для немца было вполне логично обратить внимание на двигательную составляющую шасси, ведь в прошлом он непосредственно работал с моторами BMW в Формуле 1.

Зайдль абстрагировался от исторических и политических подоплек этого непростого вопроса и сосредоточился на вопросах чистой эффективности без примесей. И при прочих равных альтернативы возвращению к сотрудничеству с Mercedes просто не оказалось.

McLaren © autosport.com
McLarenФото: autosport.com

«Когда Андреас пришел в команду, я спросил его: «Что нам нужно, чтобы вернуться на вершину в Формуле 1?» – сказал Зак Браун. – И первым, на что он сразу обратил внимание, была модернизация аэродинамической трубы. Вторым пунктом была силовая установка. Вопросы по предстоящему контракту мы решали совместно, но инициатива целиком и полностью принадлежала Зайдлю.

Мы начали работу в этом направлении в середине этого года и оба понимали, что решение должно быть принято уже к летнему перерыву в чемпионате. Конечно, всё это время мы были на связи с Тото [Вольфом] – в начале лета мы впервые заговорили об этом и уже через несколько месяцев подписали контракт».

Браун считает решение воссоединиться с Mercedes единственно верным и наиболее эффективным в плане будущего команды.

«Mercedes-Benz является абсолютным лидером в новейшей эпохе Формулы 1 в отношении эффективности и надежности силовых установок, – продолжил американец. – Кроме того, их команда лучшая в спорте на протяжении последних нескольких лет, и для нас будет хорошим вызовом попытаться угнаться за ними, обладая одинаковыми моторами. Таков наш план по возвращению на вершину Формулы 1».

Помимо всего прочего, в Renault не рассматривали дальнейшее взаимодействие с McLaren как исключительно клиентское. Они рассчитывали на расширение сотрудничества, включая использование одинаковых деталей – речь даже шла о возможной поставке им коробки передач. В Энстоуне надеялись на некое подобие модели Ferrari/Haas, но с равными полномочиями и взаимной помощью. Но в Уокинге были уверены, что осилят дорогу в одиночку, так что никакого интереса к такому расширенному партнерству с Renault не проявили.

Renault © autosport.com
RenaultФото: autosport.com

«Мир Формулы 1 изменится в 2021 году, – пророчествует Браун. – И именно на будущее команды мы ориентируемся главным образом. Некоторые из областей, в которых команды сегодня могут сотрудничать, вполне вероятно, будут прикрыты руководством спорта.

McLaren планирует крепко стоять на ногах и быть независимой командой, как это было всегда. Мы собираемся продолжать работать в этом направлении, и я надеюсь, что власти Формулы 1 в будущем будут более благосклонно относиться к такому типу развития команд».

В любой ситуации, связанной с клиентской поставкой моторов, рано или поздно возникает вопрос о технологическом паритете. Нынешние правила предполагают обязательную поставку всем командам одинаковой спецификации двигателей, но серые зоны вроде квалификационных режимов и прочего все равно остаются. Это как раз то, что Деннис в свое время назвал доступом к исходным кодам. Способна ли будет клиентская команда Mercedes биться на равных с производителем?

«Я абсолютно уверен, что Mercedes не нарушает правил технологического паритета поставок, – продолжил Зак. – Можно посмотреть на телеметрию и убедиться, что эффективность работы их силовой установки такая же, как у Williams и Racing Point. Если мы как команда со своей стороны сделаем всё правильно и наши гонщики будут быстры, думаю, мы сможем бороться на равных. Но для этого нам действительно придется сработать на максимуме.

Мы стремимся в конечном счете выйти на один уровень с Mercedes – это наша цель. Не думаю, что это будет очень скоро, учитывая отставание. Но соревнование – это уже здорово».

А зачем возвращение к прежнему сотрудничеству нужно Mercedes? Если говорить просто, то каждый новый клиент – это неплохие деньги в копилку Mercedes, вернее их подразделения High Performance Powertrains в Бриксворте. И это является главным аргументом.

Кроме того, в сегменте серийных автомобилей Mercedes и McLaren не особенно пересекаются – разве что в области топовых AMG и самого дешевого ряда спорткаров из Уокинга. Так что это тоже не проблема.

Ники Лауда и Тото Вольф © autosport.com
Ники Лауда и Тото ВольфФото: autosport.com

Любопытно то, что сделка состоялась через два года после того, как McLaren получила отрицательный ответ от Mercedes на точно такой же запрос. Что изменилось с тех пор? Ушел Ники Лауда.

«Мы с Ники расходились в вопросе поставки моторов, – признался Тото Вольф. – Он изначально выступал за снабжение двигателями Red Bull. Но мы ведь строили команду, которая в будущем должна была выйти на первые роли в Формуле 1, так что я был против. Когда пару лет назад к нам пришел запрос из Уокинга на поставку моторов, Ники сказал: «Нужно не отступать от своих слов и сконцентрироваться на заводской команде».

Согласился ли бы Лауда поставлять моторы McLaren сегодня? К сожалению, мы этого не узнаем. Вольф же настаивает на том, что в 2021-м в действие вступят новые факторы.

«Ситуация постепенно меняется, – продолжил Вольф. – Регламент 2021 года серьезно обновился, всё будет по-другому. В нынешних условиях очень важно думать о деньгах, о цифрах, и в этом отношении мы получим только плюсы».

Также Тото заверил, что в McLaren могут рассчитывать на технологический паритет в отношении поставки моторов. В связи с этим возникает вопрос о том, не опасаются ли в Mercedes нового потенциального конкурента.

«В сезоне-2021 Формула 1 изменится – пелотон станет более плотным, а борьба – более острой, – предположил австриец. – Но мы надеемся на то, что сможем лучше прогрессировать в отношении двигателя, если у нас будет больше конкурентоспособных клиентов вдобавок к нынешним двум. А мы считаем McLaren действительно сильным оппонентом.

Зак и Андреас уже очень много сделали для команды, и перспектива McLaren выглядит многообещающе. Но я думаю, что выгода от возможности обеспечивать технологическое развитие моторов перевесит возможные минусы от очного соперничества с коллективом из Уокинга».

Lotus © autosport.com
LotusФото: autosport.com

Поставка моторов троим клиентам – задача не из легких даже для Mercedes. В Бриксворте уже имели подобный опыт в сезоне-2015, когда на протяжении года обеспечивали двигателями Lotus, и годом позже с Manor. Причем с последней сотрудничество должно было продолжиться, если бы команда не обанкротилась.

Но стоит отметить, что тогда у Mercedes было полное превосходство по моторам и по их развитию. В последние же годы конкуренты подтянулись, а Ferrari и вовсе вышла вперед по мощности.

К тому же очень важно сохранять темпы разработки и иметь возможность обеспечить всех своих клиентов необходимым количеством сопутствующих запасных частей. А чем больше машин у производителя, тем труднее поддерживать их обеспечение на должном уровне.

Когда Mercedes представила третью спецификацию силовой установки в Спа в этом году, у производителя просто не нашлось необходимого количества моторов для оперативной замены на машинах Серхио Переса и Роберта Кубицы – в результате Williams поляка получила обновленный агрегат только в Сочи.

Неудивительно, что в Racing Point и Williams неоднозначно восприняли новость о подписании контракта с McLaren.

Racing Point © autosport.com
Racing PointФото: autosport.com

Положительным моментом расширения количества клиентов для Mercedes является то, что с 2021 года будет серьезно ограничено время обкатки прототипов на динамометрических стендах. А с приходом McLaren можно будет расширить пул моторов за счет новой поставки.

«Думаю, ситуация действительно несколько изменилась, – продолжил Тото Вольф. – С самого начала мы заявляли, что будем на 100 процентов концентрировать усилия на своей заводской команде. Но с приходом Manor мы расширили количество клиентов до трех и с удивлением обнаружили, что увеличение количества поставляемых моторов позволяет улучшить их качество.

Да, иногда возникают трудности с логистикой и своевременными поставками, но плюсы все равно перевешивают. Также не стоит забывать финансовый аспект, который позволяет прогрессировать в области разработки моторов.

В результате мы имеем массу плюсов. Единственная опасность состоит в том, что в McLaren действительно блестяще справятся со своей работой, опередят нас и затем скажут: «Смотрите, у нас были одинаковые моторы! Выходит, вы плохо работаете!» Но после стольких лет доминирования мы готовы к этому вызову».

Многие восприняли новость о возобновлении союза McLaren-Mercedes как предвестие скорого ухода из Формулы 1 заводской команды из Брэкли. Но Вольф заверил, что эти домыслы совершенно беспочвенны, и у Mercedes нет планов остаться в Больших Призах исключительно в качестве моториста.

В общем, пока все стороны довольны тем, как развиваются события на бумаге. Что будет на практике, и позволит ли этот кардинальный шаг McLaren вернуться в ведущую группу команд Ф1, мы увидим лишь через год...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9550/why-mclaren-is-returning-to-the-partner-it-had-to-leave

McLaren-Mercedes © autosport.com
McLaren-MercedesФото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle